За какие заслуги поставили бюст Врангеля? Это не пример для подражания
Седьмого ноября на территории кадетского корпуса в Ростове-на-Дону был установлен бюст барона Петра Врангеля. Однако установка памятника «черному барону» сразу вызвала протесты в городе. Кто такой Петр Врангель, достоин ли он увековечивания памяти и может ли являться примером для подражания подрастающему поколению, рассказал петербургский ученый, кандидат исторических наук, специалист по российской революции и гражданской войне Илья Ратьковский.
ИА Красная Весна: Илья Сергеевич, каковы заслуги Врангеля перед историей и нашей страной?
Илья Ратьковский: Во время I Мировой войны Петр Врангель проходил службу в конных частях на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах, участвовал в Брусиловском прорыве. Один из многих российских военачальников, стал известен именно как деятель Белого движения в период гражданской войны.
При этом он не сразу влился в Белое движение. После Октября 1917 года Врангель под предлогом болезни берет годовой отпуск, проживая в Крыму, а затем непродолжительное время в Киеве. Отметим, что он предлагал свои военные услуги украинскому гетману Скоропадскому, режим которого был создан немецкими войсками и носил не только антисоветский, но и антироссийский характер, его атрибутами была украинизация и территориальные претензии к России. Таким образом, Врангель длительное время отнюдь не был сторонником Единой и Неделимой России.
В сентябре 1918 года Врангель прибывает к Деникину и получает в командование кавалерийскую бригаду. Он был непосредственно причастен к практике белого террора. 19 сентября 1918 г. белые войска заняли Константиновскую, а затем Урупскую станицу, здесь были произведены расстрелы 16 казаков, недавно мобилизованных в Белую армию. Данный расстрел казаками казаков зафиксирован в мемуарах известного участника Белого движения Е. Ф. Елисеева. Урупинская на следующий день подверглась атаке красной кавалерии. Атаковали, согласно участнику Белого движения С. Мамонтову, матросы на лошадях.
Не очень умело, но решительно. Белые бежали, кто-то погиб. Сам Врангель с его автомобилем оказался на краю гибели. Мотор заглох, шофер бежал, внутри машины Врангель. Оружия у него не было: накануне он поменялся со станичным атаманом — свой револьвер поменял на серебряный кинжал. Он кричал: «Солдатики, дайте мне лошадь!» Получив, поскакал от красных. Его долго преследовали, но он оторвался и спасся. После этого случая Врангель уже был в иной форме — своей знаменитой черкеске и всегда с большим маузером на боку. Именно тогда появился этот известный образ Врангеля. Повлияло ли это бегство только на внешний образ Врангеля или были последствия для его характера, неизвестно. Но приказы о расстрелах стали чаще.
26 октября 1918 г. конниками Врангеля и частями генерала Б. И. Казановича был взят с боем город Армавир. В ходе успешного наступления было взято в плен много красноармейцев. Генерал Врангель осуществил военную фильтрацию военнопленных. Часть была расстреляна (речь шла о сотнях пленных), часть была влита в его части. 1 ноября 1918 г. части 1-й конной дивизии Врангеля заняли ключевой город Северного Кавказа Ставрополь. Отступавшие войска 11-й красной армии были вынуждены оставить в госпиталях города раненых. Согласно Я. Александрову, численность раненых и больных красноармейцев была около 8 тыс. человек. Лежащие в госпиталях красноармейцы надеялись на благородство белых воинов. На дверях лазаретов наступавших добровольцев встречалась надпись «Доверяются чести Добровольческой армии». Апелляция к чести противника оказалась безуспешной: сотни раненых красноармейцев стали жертвами расправ казаков и черкесов 1-й конной дивизии.
В начале 1919 года Врангель назначен командующим Добровольческой армии, а с мая 1919 — Кавказской армии. В указанный период Врангель подписал ряд карательных приказов. Известный исследователь Белого движения д. и. н. Р. Г. Гагкуев приводит следующий документ: «Фильтрация, существовавшая для выделения такого элемента, видна на примере приказания командующего Кавказской армией № 9 от 25 мая (7 июня), которым проводилось соответствующее распоряжение генерала Врангеля: „1) Выяснить личность, установить имя, отчество, фамилию, семейное положение, какой губернии, уезда, волости, деревни, имя, отчество жены, родителей, имена детей, где все перечисленные лица проживают, чем занимаются, где служил на военной службе до поступления в советские войска, какую должность занимал в этих войсках; 2) выделить насильно мобилизованных от коммунистов и добровольно поступивших; 3) всех коммунистов и добровольно поступивших красноармейцев и занимавших командные должности, выделив от остальных, предать военно-полевому суду, каковой образовать распоряжением лиц, пользующихся правами командиров полка; этим лицам утверждать приговоры и приводить их в исполнение; 4) прочих пленных разбить на десятки, составить таковым списки, обязать круговой порукой, предупредив, что за самовольную отлучку или побег будет расстреляно число, равное бежавшим или отлучившимся; 5) добиться точных сведений путем перекрестных вопросов; 6) установить во всех командах пленных полный воинский порядок и дисциплину“».
В июне Врангелю удалось сделать то, что до него не смогли сделать другие белые генералы — взять «Красный Верден» — Царицын. В городе прошли массовые расстрелы. Где был барон Врангель, были как военные успехи, так и отдельные военные неудачи, сплошной череды побед не было, хотя следует признать: до Крыма, побед было больше. Также Врангель и подчиненные ему части неоднократно отметились в применении массового террора, в том числе против казаков.
ИА Красная Весна: Какова роль Врангеля в советско-польской войне?
Илья Ратьковский: В апреле 1920 года Врангель возглавил уже все Белое движение на юге России. Переформировав и переименовав вооруженные силы юга России в Русскую армию, Врангель пытался использовать скудные резервы Крыма для возрождения Белого движения. Отметим, что одна из Русских армий (Третья Русская армия) прямо участвовала в боевых действиях на стороне Польши в советско-польской войне 1920 года. Однако усилия эти были запоздалыми, и после ряда успешных операций лета 1920 года последовал ноябрьский штурм Крыма и эвакуация.
Понимая, что шансов мало, одна белая губерния не сможет победить 50 красных губерний, искал союзников где только мог. Пытался контактировать с Нестором Махно, но его переговорщиков махновцы расстреляли, прямо сотрудничал с Симоном Петлюрой, давая различные гарантии будущей украинской государственности. Обещал Франции за признание и военную помощь различные привилегии на Юге России после поражения большевиков.
Получал помощь как за будущие привилегии, так и в обмен за захваченное зерно. Так, Сталин 2 июля отправил Владимиру Ленину телеграмму со сведениями из врангелевской газеты. Сталин обращал внимание на сообщения о новых военных частях противника, формирующихся в тот период за рубежом, а также о поставках оружия Врангелю из Европы.
Резко активизировал военные операции во время наступления Красной армии в советско-польской войне. Указанные действия Врангеля привели к переброске дополнительных красных частей на его участок фронта. Три дивизии, ранее предназначенные для польского фронта, направились вместо этого на врангелевский фронт. После завершения советско-польской войны положение врангелевских войск было предопределено. В эмиграции Врангель пытался сохранить остатки Русской армии, создав Русский общевоинский союз, который возглавлял до своей смерти.
ИА Красная Весна: Был ли Врангель сторонником монархии? Как относился к Николаю II?
Илья Ратьковский: Как и ряд других военных деятелей Белого движения (Колчак, Юденич, Дроздовский), Врангель был монархистом. Вместе с тем был настроен к Николаю II достаточно критически, возможно, находясь под влиянием своего командира Крымова. Позднее сам Врангель вспоминал: «В неоднократных спорах со мною в длинные зимние вечера он (Крымов) доказывал мне, что так дальше продолжаться не может, что мы идем к гибели и что должны найтись люди, которые ныне же, не медля, устранили бы Государя „дворцовым переворотом“». Имел и другие разговоры подобного рода. Ничего этого не сообщил Николаю II при личной продолжительной встрече, произошедшей позднее. Таким образом, Врангель, придерживаясь монархических взглядов, предпочитал занимать выжидательную позицию.
ИА Красная Весна: Памятник был открыт на территории казачьего кадетского корпуса в Ростове-на-Дону 7 ноября. Как вы считаете, случайно ли была выбрана дата?
Илья Ратьковский: Конечно, можно отметить, что это был первый рабочий день недели, но это от лукавого. 7 ноября — памятная дата, которую помнят в том числе сторонники Белого движения. Поэтому случайности, на мой взгляд, нет. Не 4 ноября (другая памятная дата), не после 7 ноября, а именно 7 ноября. Перефразируя известного политического деятеля предреволюционной России П. Н. Милюкова, зададимся схожим вопросом: «глупость или провокация?». Пусть выбирают сами инициаторы этого действия, сделали это они от ума невеликого или для провокации.
ИА Красная Весна: Каково ваше личное отношение к установке памятника Врангелю?
Илья Ратьковский: Врангель — не лучшая фигура для мемориализации его памяти. Участие в массовом терроре, сотрудничество с интервентами, готовность на различные уступки западным странам, организация диверсионных акций и террора в период после окончания войны не являются примером для подражания.
Александр Сычевский 20:38 29.11.23
Не время и не место, глупая провокация. Памятник необходим в Крыму - памятник подлости новой власти и геноциду русского народа. Возможно также, на родине, но родовое имение практически разрушено.