Неделя прошла в Сибири ветрено, местами с ураганами. Начались весенние паводки, которые подтопили деревни. А пандемия напомнила медикам Сибири, что они государству не нужны.

Сибирь за неделю: природные катаклизмы и проблемы медиков

Левитан Исаак. Весна. Большая вода (фрагмент). 1897
Левитан Исаак. Весна. Большая вода (фрагмент). 1897
Левитан Исаак. Весна. Большая вода (фрагмент). 1897

Весенние ненастья в Сибири

Этой зимой во многих регионах Сибири выпало огромное количество снега. А это означает, что весной должна возникнуть другая проблема — паводок. Посмотрим, как регионы готовятся отвечать на данный вызов.

Специалисты горного заповедника в Кузбассе «Кузнецкий Алатау» подсчитали, что зимой 2019–2020 года в заповеднике выпал рекордный объем снега за последние 10 лет. Воды в выпавшем снеге, почти в три раза больше, чем в прошлом году. Это грозит серьезным паводком в Кузбассе этой весной, так как горы Кузнецкого Алатау питают главную реку региона — Томь.

А вот на юге Кемеровской области уже начались подтопления. Там уже вскрываются мелкие речки, и власти проводят подготовительные мероприятия. Однако 9 апреля стало известно о затоплении жилых домов в Таштаголе. Уровень воды доходил до высоты человеческого роста. Специальные бригады занялись ликвидацией подтоплений и укреплением береговых линий.

В Новосибирской области ситуация со снегом не такая критическая. Однако зима в Новосибирской области была снежная, как никогда. В Новосибирске даже пришлось вводить режим чрезвычайной ситуации.

Не так давно губернатор Новосибирской области Андрей Травников проводил собрание комиссии по чрезвычайным ситуациям, на которой просил уделить особое внимание подготовке к паводку. На этой неделе он, совместно с представителями МЧС, обследовал на вертолете проблемные районы. Руководство области облетело вдоль рек Обь и Карасук. Подготовка к паводку была оценена удовлетворительно. В настоящее время ситуация оценивается как спокойная. Вскрытие региональных рек ото льда ожидается во второй декаде апреля. Увеличение уровня воды прогнозируется на 0,2–1 метр.

Ожидают паводок и в Алтайском крае, здесь зимой также было много снега, в бассейне реки Бия и районе среднего и нижнего течения реки Катунь сформировались снежные залежи, объем которых превышает среднегодовые нормы в два и более раза.

Пока же ситуация в крае складывается неплохо, гидрологическая обстановка стабильна, но как считают специалисты, расслабляться еще рано. В ближайшие дни, когда начнется массовое таяние снега в горных районах, определится, будет ли паводок и каким он может быть.

При этом кое-где в регионе уже начались подтопления. Так, в селе Власиха, входящем в черту Барнаула, 3 апреля, в момент схода снега с полей, несколько десятков жилых дворов затопило. Причиной этого стал тот факт, что местные власти уже много лет не могут решить проблему отведения талых вод с полей, которые находятся на восемь метров выше, чем жилая зона.

Вдобавок к тому, осенью прошлого 2019 года трубу большого диаметра от водоотводного канала к водоему убрали, так как она проходила в месте строительства нового здания школы № 98. Новую трубу, но почему-то меньшего диаметра, проложили по другому маршруту и только в марте 2020 года. Естественно новый водоотвод с большим потоком воды не справился. В результате десятки дворов оказались затоплены.

Изображение: @ Красная весна
Барнаул. Подтопление села Власиха
Барнаул. Подтопление села Власиха
ВласихаселаПодтоплениеБарнаул.

Подтопления начались и в Красноярском крае. В городе Лесосибирске затопило частный сектор. При этом жители жалуются, что остаются с бедой один на один — городские коммунальные службы помогать отказываются. С улиц города своевременно не вывозится снег, что приводит к большому количеству воды, которая течет на участки жителей, затапливая дома, бани и погреба. Также вдоль дорог не сделана ливневая канализация.

«Никто не откачивает, никто ничего не делает, куда ни обращались, везде отсылают с телефона на телефон, с организации на организацию. В ЖКХ вообще сказали — частным сектором не занимаемся. Тонете? — Тоните!» — поделился проблемами хозяин подтопленного дома Юрий Шель.

В хакасском небольшом городе Абаза, из-за разлития реки Абакан, объявили режим чрезвычайной ситуации. Подъем воды в реке произошел из-за затора льдов. В результате были подтоплены два дачных сообщества: «Лесник» и «Черемушки». Чтобы убрать затор, сотрудники МЧС взорвали льды на реке. Взрыв помогали осуществлять специалисты из Кузбасса.

На этой неделе сибирским регионам досталась еще одна напасть — ураган. Сильный ветер прошелся по территории Омской и Новосибирской областей.

В ночь с 7 на 8 апреля на Омск обрушился ураган. По данным городской Единой дежурно-диспетчерской службы, скорость ветра составила 27 м/с. 9 апреля распоряжением губернатора Омской области на территории региона был введен режим ЧС.

Из-за непогоды было нарушено электроснабжение в 213 населенных пунктах на территории 25 муниципальных районов региона и в городе Омске. Ветром сорвало крыши зданий, повалило деревья, павильоны остановок, заборы. К счастью, никто из жителей не пострадал.

Ураган накрыл и Венгеровский район на западе Новосибирской области. Ветер достигал скорости 24 м/с. Ураган оставил без света 1 821 жителей района. По иронии судьбы, он сорвал крыши со здания местного пенсионного фонда и поста пожарной охраны. От ненастья пострадало и несколько сельскохозяйственных предприятий района.

Норильск. Срывает крыши домов
Норильск. Срывает крыши домов
домовкрышиСрываетНорильск.

От сильного ветра пострадали и жители Красноярского края. На севере региона — в Норильске, в ночь с 9 апреля на 10 апреля сильный ветер повредил 20 домов, 12 дорожных знаков, дорожные стойки и светофоры на трех перекрестках. Водители города через мессенджеры предупреждали друг друга, что на перекрестках ветер настолько мощный, что разворачивает автомобили.

По сообщению городской Администрации, аварийные бригады смогут выехать на устранение последствий стихии, как только будет снято штормовое предупреждение.

Медики и время пандемии коронавируса — а что внутри процесса?

Ситуация с напряженностью работы у части сотрудников медицинских организаций и их заработными платами внутри ситуации с пандемией коронавируса не такая очевидная, как многим представляется.

Дело в том, что в период самоизоляции в регионах Сибири повсеместно отменено оказание плановой помощи: как поликлинической, так и стационарной. Приостановлено проведение диспансеризации и медосмотров. Объяснение везде одно — плановую помощь можно отложить: это не критично для здоровья, борьба с коронавирусом важнее. Экстренная и неотложная помощь при этом, безусловно, оказываются в полном объеме.

Читайте также: Больницы Красноярска изменили режим работы в целях борьбы с коронавирусом

Однако никто не отвечает на вопрос: а что делать с медиками, которые остались без работы? Возникает ситуация, когда вроде бы поднимаемых сейчас на флаг медицинских работников начинают отправлять в отпуск без содержания или в оплачиваемый отпуск вне графика. Но обо всем по порядку.

Обычно приказ о приостановке плановой помощи дает Минздрав региона и он же отвечает за последствия. Однако, например, в Алтайском крае запрет на оказание плановой медицинской помощи почему-то был включен в указ губернатора Виктора Томенко от 6 апреля 2020. Алтайские врачи с таким подходом не согласились, справедливо указав губернатору в открытом письме, что данная мера полностью противоречит указу президента, где сказано, что должны быть разработаны ограничительные меры и приостановлена деятельность организаций, за исключением медицинских учреждений и аптек.

Врачи попросили губернатора отменить запрет на плановый прием пациентов.

Читайте также: Поликлиники Приангарья прекратили прием граждан для сохранения их здоровья

В результате таких действий, законодательные противоречия, при которых медицинские организации с одной стороны должны работать, а с другой должна быть сокращена плановая помощь, приводят к тяжелой финансовой ситуации медиков и росту недовольства основной части медицинского сообщества.

Как всегда, в подобных ситуациях об этом стараются умалчивать и как-то решать проблемы по-тихому, но удается не всегда. Так, сотрудники глазного центра в Красноярске обратились на местное оппозиционно настроенное к власти телевидение «ТВК Красноярск». Они сообщили, что их попросили написать заявления на отпуск без содержания, либо на оплачиваемый отпуск вне графика. В случае отказа, сотрудникам обещали на 1/3 сократить оклад. По понятным причинам сотрудники не захотели называть свои имена.

Также в распоряжении «ТВК Красноярск» оказался приказ Березовской районной больницы (Березовский район является фактически пригородом Красноярска), согласно которому персонал амбулаторно-поликлинических подразделений, административный и хозяйственные персонал больницы отправляется с 6 по 30 апреля в простой с выплатой лишь 2/3 оклада.

Изображение: @ Старовойтова Наталья
Приказ об отправке медиков в простой
Приказ об отправке медиков в простой
простойвмедиковотправкеобПриказ

Конечно, сотрудники медицинских организаций таким положением не довольны, тем более что президент РФ Владимир Путин обещал сохранение заработка на период самоизоляции. Представители Минздрава Красноярского края от прямого диалога с журналистами по данной теме отказались, отослав к пресс-релизу на сайте.

Официально Минздрав края предложил либо переводить сотрудников на любую другую работу в организации, либо на дистанционную работу, либо отправлять в оплачиваемые отпуска вне графика. В вопросе переноса отпуска Минздрав ссылается на статью 124 ТК РФ «Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска».

При этом в официальном сообщении Минздрава нет никаких рекомендаций о законной возможности отправить сотрудников медицинской организации в простой с выплатой 2/3 оклада или в отпуск без сохранения заработной платы.

Еще раз подчеркнем, что указ президента РФ от 2 апреля, по которому нерабочие дни установлены с 4 по 30 апреля с сохранением за работниками заработной платы, не распространяется на медицинские организации. Соответственно, и медицинские работники не могут сидеть дома с сохранением заработной платы. В указе отмечен только один принцип: медицинские организации работают, а их сотрудники деньги получаю за работу. Поэтому и начинаются все эти «танцы» со стороны региональных Минздравов и учреждений.

Каждый балансирует между тем, чтобы недовольство медиков не выплеснулось в социальный взрыв с одной стороны, а с другой стороны, чтобы куда-то определить высвободившихся сотрудников. Поэтому и предлагается использование ежегодного отпуска, конечно по собственному желанию, в качестве панацеи. И тогда все по закону и заработная плата сохранена. А через месяц, глядишь, ситуация с коронавирусом уляжется и все вернется на круги своя и оказание плановой помощи медицинскими организациями тоже нормализуется.

Читайте также: Медики Красноярска пожаловались на сокращение зарплат

Лишь часть медицинских организации никуда сотрудников не отправляет. По возможности, они усиливают работающие подразделения, либо работают с меньшей нагрузкой, по экстренной и неотложной помощи. Но это могут позволить себе не все учреждения, так как приостановка плановой помощи — это существенная потеря средств для медицинской организации.

Особенно это касается стационаров, где оплата из средств обязательного медицинского страхования осуществляется по реестрам за пролеченных больных. Если пролеченных больных меньше — значит, и оплата меньше. Так что каждое учреждение выкручивается в силу своих возможностей.

Вряд ли наша власть хотела сознательно обидеть медиков, скорее указ президента писался в спешке, не все оказалось продумано. Однако если это так, то нужно эту недоработку исправить, и как можно скорее.

Движение в эту сторону имеется. Так, 5 апреля премьер-министр России Михаил Мишустин поручил Минздраву и Минфину России проработать вопрос и подготовить проект акта Правительства РФ о выделении средств на компенсацию медицинским организациям доходов, в связи с сокращением объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования. Речь явно идет о потерях, возникших в связи с приостановкой оказания плановой помощи. Но, во что эти благие пожелания выльются — покажет время.