logo
Статья
  1. Метафизическая война
  2. Судьба гуманизма в XXI столетии
Не было бы этой легенды, хилиастические ожидания на Руси были бы менее сильными. А хилиастические ожидания на Руси очевидным образом повлияли на очень многое, включая характер русской революции 1917 года

Судьба гуманизма в XXI столетии

Леонора Каррингтон. Путешествие пресвитер Иоанна. 1953Леонора Каррингтон. Путешествие пресвитер Иоанна. 1953

Первый Лионский собор (он же тринадцатый Вселенский собор в исчислении римско-католической церкви) был созван в 1245 году бежавшим из Рима папой Иннокентием IV.

На соборе присутствовали порядка ста пятидесяти епископов. Приехали на собор и высокие светские лица — французский король Людовик IX и так называемый «латинский» византийский император Болдуин II.

Напоминаю читателю, что после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году началась эпоха так называемых латинских государств, создаваемых на захваченных крестоносцами территориях Византийской империи. А поскольку часть Византийской империи крестоносцам завоевать не удалось, то осенью 1204 года был подписан договор о разделе Византийской империи (Partitio terrarium imperii Romaniae). Этот договор положил начало так называемой франкократии, то есть учреждению на завоеванных крестоносцами территориях различного рода государств, находящихся под властью тех или иных западноевропейских правителей.

На территориях, доставшихся крестоносцам по договору о разделе Византийской империи, создавались некие условные аналоги западноевропейских герцогств. Всего таких герцогств было создано свыше десяти. Одним из них была так называемая Латинская империя, в которую входили Константинополь и часть Восточной Фракии.

Параллельно с нею, как я уже говорил, существовала еще одна как бы империя, в какой-то мере наследующая Византию. Эта империя называлась Никейской.

Две империи воевали друг с другом. Положение Латинской империи было достаточно шатким. Потому что крестоносцы при взятии Константинополя устроили чудовищную резню и потом продолжали бесчинствовать довольно долго, порождая этим ненависть греческого, болгарского и иных местных населений. А западноевропейское население в эту самую Латинскую империю не переселялось необходимой численностью. А, значит, Латинская империя держалась фактически на военной силе крестоносцев, которая со временем и умалялась, и дробилась на части. Так что тот же Болдуин II перебивался, что называется, с хлеба на квас. Он был в полной зависимости от Людовика Святого, который снабжал его средствами к существованию. Вдобавок к этому он грабил местные церкви и монастыри, выпрашивал деньги у венецианских банкиров. Военный гарнизон в Константинополе держали византийцы. Кончилось это недолгим восстановлением единства православной Византийской империи, произошедшим в 1261 году при Михаиле Палеологе.

Как бы восстановленную империю терзали с разных ее концов различные конкуренты — как христианские, так и иные.

Я сообщаю читателю эти сведения потому, что в противном случае факт присутствия латинского императора Византии Болдуина II на Первом Лионском соборе может оказаться точкой недоуменного вопрошания: «Что еще за Латинская империя? Как эта империя соотносится с империей Фридриха II?» И так далее.

Это фрагмент статьи из газеты «Суть времени»

Полная версия будет опубликована через 21 день. Чтобы получить доступ к материалу сейчас, вы можете оформить подписку.

Оформить подписку на газету «Суть времени»

Купить выпуск в электронном виде

Купить материал в электронном виде