Так что же кроме скандального «Слова пацана» снял и выпустил на экран "Институт развития интернета"? 

«Отмороженные», или что подсовывает ИРИ зрителю

Изображение: Анна Новикова © ИА Красная Весна
Кино
Кино
Кино

После выхода скандального сериала «Слово пацана» сначала на просторы интернета, а затем и в эфир одного из центральных телеканалов, захотелось посмотреть и другие творения общественной организации «Институт развития интернета» (ИРИ), которая имеет непосредственное отношение к сериалу, вызвавшему тревогу целого ряда специалистов, в том числе педагогов и правоохранителей.

ИРИ был основан в середине 2010-х годов для взаимодействия интернет-отрасли с властью и впоследствии стал оператором государственного конкурса на создание и продвижение социально-значимого контента. Вроде бы идея неплохая — продвигать социально значимый контент, но поскольку то и дело приходится читать в новостях о росте подростковой преступности, то резонно задать вопрос, с какой целью этот социально значимый контент снимается?

Так что же кроме «Слова пацана» сняла и выпустила на экран компания ИРИ? Организация оказалась довольно-таки плодовитой и дала жизнь большому количеству сериалов. Среди них вышедший в 2023 году сериал «Отмороженные». Рейтинг на сайте «Кинопоиска» у сериала довольно-таки высокий — 7,7, что говорит о его популярности.

Отмороженными в 90-х называли особенно жестоких, не признающих авторитетов и правил, преступников. Но создатели сериала пошли дальше и попытались оправдать название картины сюжетным поворотом.

В сериале все банально и предсказуемо. Начинается действие в 1999 году, зрителя не знакомят с персонажами, а сразу окунают в завязку — бандитскую команду из четырех пацанов, привыкших все проблемы решать с помощью кулаков и оружия, «босс» отправляет на важное задание. В результате непредвиденных обстоятельств парни оказываются в криогенной камере, где их замораживают на двадцать лет. Крутые пацаны попадают из девяностых годов прошлого века в двадцатые годы века нашего. Это завязка сюжета.

Дальше на протяжении семнадцати серий первого сезона — а поскольку сюжет в конце семнадцатой серии не заканчивается, то надо полагать, что будет и второй сезон — сюжет крутится вокруг сравнения «святых девяностых» и вялой современности. По мнению создателей сериала, крутые пацаны, привыкшие действовать, легко вписываются в современную жизнь и создается впечатление, что именно таких классных пацанов нам сегодня не хватает.

Авторы сериала конечно лукавят, сравнивая две разные эпохи, две разные страны, они показывают современность через искаженное стекло тусовочной публики. Во всех магазинах в фильме работают сплошь карикатурные фрики с крашенными волосами и сладкими манерами, на фоне которых простые пацаны кажутся образцом нормальности. Фильм изобилует штампами и стереотипами. Так, подруга одного из пацанов эмансипированная бизнес-леди, ее помощник — безвольный подкаблучник с мягкими и влажными руками, который вызывает отвращение с первого появления на экране. Сын другого пацана — вызывающий жалость и отвращение треш-стример. И такие персонажи в фильме на каждом шагу. После просмотра появляется стойкое ощущение, что в девяностые жить было лучше.

Действия и поведения всех четырех героев понятны и вызывают как минимум уважение, их крутизна и смелость способны покорить и заразить бандитской романтикой не только юные, неокрепшие души, но и зритель постарше может с грустью вспомнить, какое классное было время.

Не хочется пересказывать незамысловатый сюжет, скажу лишь, что этот сериал, не став столь же популярным, как «Слово пацана», работает в том же направлении. Героизация крутых парней, живущих по своим правилам, одно из которых «кто сильнее тот и прав», в этом сериале налицо.

У сериала высокие рейтинги, что говорит о том, что простота сюжета и карикатурность персонажей не отпугивают аудиторию. Транслируемая сериалом мысль заключается в том, что в современном мире за красивым фасадом скрывается гнилое нутро, все современные персонажи сериала постоянно пытаются обмануть, кинуть, подставить простачков из прошлого, за прошедшие двадцать лет мы потеряли что-то мужественное и настоящее. Однако непонятно, зачем за образцы мужественности нужно брать «героев» 90-х. Уж если снимать социально значимый контент, то гламурным фрикам нужно противопоставлять тех, кто воюет на фронте. Правда, для такого сериала не хочется ни простеньких сюжетов, ни карикатурных персонажей. Хочется хорошего кино.

Демография является огромной проблемой современной России, власти страны очень ею обеспокоены. Сериал ИРИ «Материнство» снят как раз на эту тему. В нем рассказывается о том, как живется в стране многодетным семьям. Посмотрев сериал, передумаешь заводить и первого.

Нам показывают историю семьи, в которой пять детей, впитавших все реалии современного мира: блогер, стендапер, спортсмен-пикапер, идеалист-зануда, все пристрастия молодежи присутствуют. И главный конфликт сериала — это дилемма отца, пойти на сделку с совестью и получить просторную квартиру, или остаться честным, но жить большой семьей в тесноте. В результате на сделку с совестью семья не идет, а зритель наблюдает за тяготами жизни многодетных семей.

ИРИ не прошел и мимо еще одной больной темы — образования. На эту тему снят сериал «Крутая перемена» с очевидной аллюзией с культовым советским фильмом «Большая перемена». Правда, если в фильме 1972 года не поступивший в аспирантуру учитель идет работать в вечернюю школу и отдает работе все свои силы и время, то в «Крутой перемене» учитель идет работать в тюрьму и учит заключенных. Причем движет им желание свалить из провинциального городишки в столицу. Методы преподавания литературы у педагога тоже своеобразные — он пересказывает школьникам произведения классиков упрощенным, но понятным молодежи языком. Тогда как его кинематографический предшественник не только не упрощал учебный материал, но и давал его более широко, чем это требовалось в средней школе.

Ну ведь раньше и про проблемы образования («Доживем до понедельника, „Большая перемена“), и про проблемы многодетных семей („Однажды двадцать лет спустя“) умели снимать хорошее честное кино, почему сейчас разучились?

Что же еще выпустил на экраны Институт развития интернета, может мы не там ищем? Уж про войну-то точно нельзя снимать плохое кино! А в ИРИ смогли! В сериале «Глаз пустыни» в титрах заявляется, что фильм частично основан на реальных событиях, произошедших в Сирии в 2015–2016 годах. История рассказывает о двух бойцах, попадающий в зону боевых действий в Сирии, один едет по велению сердца, другой за деньгами. На протяжении всего фильма раз десять говорится, что боец хочет заработать на квартиру.

Когда одного из бойцов убивают, то в дело вступает супергерой-одиночка, который практически самостоятельно уничтожает всех «духов». Напарник нашему супергерою нужен, но только для того, чтобы прикрывал спину, а так он и сам бы справился. В напарники он выбирает того, кто пришел заработать на квартиру. В результате совместных действий молодой человек переосмысливает свои ценности и начинает дорожить офицерской честью. Правда, непонятно, в результате чего.

Ни армии, ни боевых подразделений, ни слаженного действия групп не показано. Два человека перебили кучу террористов, и армейскую спецоперацию пришлось отменить — два бойца уже всех победили! Вот такое патриотическое кино.

Это далеко не все сериалы, которые выпустила компания ИРИ, еще есть «Недетское кино», «Френдзона», «Клипот», «Артист с большой дороги», но из просмотренных нами ни одного честного, искреннего, хорошего фильма не нашлось.