Прага, делавшая ставку на европейскую солидарность против Москвы, получила неожиданный урок

Чехия начинает и проигрывает, или Как Прага оказалась в «хорошей компании»

Генри Перронет Бриггс. Разоблачение «Порохового заговора» и арест Гая Фока. Около 1823
Генри Перронет Бриггс. Разоблачение «Порохового заговора» и арест Гая Фока. Около 1823
Генри Перронет Бриггс. Разоблачение «Порохового заговора» и арест Гая Фока. Около 1823

Острая фаза дипломатического скандала между Россией и Чехией подошла к концу, новости по теме причастности российских спецслужб к взрывам во Врбетице ушли с первых полос чешских СМИ, «сенсации» потускнели и потеряли свою остроту. Обвинения, предъявленные России, не были подкреплены доказательствами, виновников взрывов на складах боеприпасов не нашли, дело рассыпалось. И Чехия, делавшая ставку на европейскую солидарность против Москвы, получила неожиданный урок.

Скандал начался с того, что с подачи британской медиагруппы Bellingcat, спонсируемой британской разведкой MI6, Чехия заявила о том, что к взрывам складов с оружием во Врбетице в Злинском районе причастна российская разведка — ГРУ. В разное время именно с подачи Bellingcat Россию обвиняли в отравлении Скрипалей и в гибели малайзийского самолета МН-17 над Донбассом.

Сначала были названы главные взрыватели складов — это были «отравители» Скрипалей в Солсбери вездесущие Петров и Боширов. Как утверждало издание, они прибыли из Болгарии, где также «новичком» травили, но так и не отравили болгарского оружейного магната Эмилиана Гебрева и заодно агенты ГРУ взорвали там склады боеприпасов.

По версии Bellingcat, которую взяли за основу чешские спецслужбы, в общей сложности к складам во Врбетице разными путями пробрались восемь агентов ГРУ. Кого-то привез в багажнике машины владелец складов, кто-то перелез через ограду, но так или иначе теракт якобы устроили российские диверсанты.

Версия сразу была настолько неправдоподобной, что многие политики понимали, что если Чехию не поддержит Евросоюз и если все дружно не навалятся на Россию, то дело заведомо проигрышное.

Но сказав «а», нужно говорить «б» — после предъявления обвинений Праге отступать было поздно. 17 апреля Чехия заявила о высылке 18 российских дипломатов. Через несколько дней депутат Европарламента Александр Вондра предупредил, что если страны Евросоюза из солидарности не сделают того же, то Чехия потерпит фиаско. «Если ЕС не депортирует российских дипломатов, правительство потерпит фатальную неудачу», — заявил Вондра 21 апреля.

О высылке российских дипломатов заявили несколько стран — Словакия, Польша, Румыния, страны Прибалтики. Но этого было явно недостаточно, чтобы наказать Россию. Чехия рассчитывала на реакцию Берлина, Парижа и Лондона.

Германия заявила о своей поддержке Чехии, и даже предложила представлять ее интересы в Москве в случае полного закрытия чешского посольства, но из Берлина не был выслан ни один российский дипломат по делу взрывов во Врбетице. Никто не откликнулся на призыв Праги «выслать хотя бы одного» российского дипломата.

На фоне скандала из тендера на строительство энергоблоков для атомной станции Дукованы был исключен Росатом, сорвался визит вице-премьера Яна Гамачека в Москву для переговоров о закупке вакцины «Спутник V». Началась травля, по мнению чешской оппозиции, «пророссийского» президента Чехии Милоша Земана и его секретаря Иржи Овчачека за их сдержано-взвешенную позицию в отношении России.

Москва предприняла ответные действия и выслала чешских дипломатов, внеся Чехию и США в список стран «недружественных к России». Советник спикера чешского сената, бывший посол Чехии в России и США Петр Коларж заявил, что Путин так ответил «от беспомощности», и что Чехия оказалась в этом списке «в хорошей компании».

Всё это проходит на фоне крупных учений НАТО «Защитник Европы — 2021» на Балканах и напряженности на российско-украинской границе.

«Компания» Чехии находится за океаном, США заинтересованы в разрыве российско-чешских отношений, в помещении России в изоляцию. Но дипломатический конфликт остался локальным, Евросоюз в целом проигнорировал призыв Чехии присоединиться к высылке дипломатов, и как предсказывал чешский политик, чешское правительство проиграло противостояние с Россией.