Так называемый «третий сосед» очень грамотно работает с Монголией, создавая и финансируя крупные экологические, гуманитарные, образовательные проекты

У России еще есть шанс удержать Монголию в своей орбите. Интервью

Николай Рерих. Белый камень (фрагмент). 1933
Николай Рерих. Белый камень (фрагмент). 1933
Николай Рерих. Белый камень (фрагмент). 1933

Монголия стала играть роль одной из ключевых стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе после того, как Запад начал беспрецедентную экономическую войну против России. Санкции вынудили нас развернуть экономический вектор с Запада на Восток. Руководство России говорит о важности расширения не только экономического, но и культурного, научного, образовательного сотрудничества с Монголией.

О том, какие препятствия стоят на пути выстраивания диалога между нашими странами, и каковы перспективы развития российско-монгольских отношений, ИА Красная Весна рассказал руководитель медиапроекта «Евразийское обозрение», автор Telegram-канала «Россия и Монголия» Владимир Бережных.

ИА Красная Весна: Владимир Викторович, что Вы думаете о перспективах развития российско-монгольских отношений? Есть ли факторы, мешающие расширению сотрудничества?

Владимир Бережных: Я верю в светлое будущее наших отношений с Монголией, хотя оно, конечно, не будет безоблачным. И, в первую очередь, «благодаря» отсутствию должного внимания к этим отношениям со стороны администрации президента России. Если бы дело было иначе, то в Монголии давно бы поменяли российского посла на молодого и амбициозного, которому еще далеко до пенсии.

В идеале, новый посол должен владеть монгольским языком и иметь опыт работы в Монголии. Таких в Первом департаменте Азии сегодня нет, поэтому, в случае замены посла, поставят человека, владеющего китайским языком.

ИА Красная Весна: Что в таком случае заставляет Вас верить в наше общее светлое будущее?

Бережных: Почему такая уверенность в «светлом будущем»? Да просто ни нам, ни монголам друг от друга никуда не деться! Они очень надеются на реальную, а не на словах, либерализацию таможенных пошлин на монгольские товары, на выполнение обещаний российских властей, которыми те одаривают монголов на совместных встречах.

Монголия надеется на то, что программа Экономический коридор «Китай — Монголия — Россия» перевоплотится из формата «поговорить и забыть» в действенный инструмент расширения логистической инфраструктуры в интересах трех стран — России, Китая и Монголии.

Монголы верят, что воплотится в реальность проект ж/д Курагино — Кызыл — Западная Монголия — Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай), и т. д.

Я и все те, кто так или иначе связан с Монголией, надеются, что, наконец, у России найдутся возможности создать альтернативу и противостоять всем тем, пока еще не очень многочисленным, монгольским «либералам» и местным СМИ, которые держатся только за счет подачек USAID (Агентство США по международному развитию). Они, естественно, добросовестно пытаются их отрабатывать.

Мы надеемся, что «наверху» опомнятся и найдут возможность возродить монгольский филиал иркутской телекомпании «АИСТ», которая на крайне скудном рекламном рынке Монголии смогла, тем не менее, продержаться там несколько лет, завоевав авторитет и популярность. Во многом благодаря энергии и личной заинтересованности ее тогдашнего гендиректора Амгалана Базархандаева, который также очень эффективно руководил Русским Домом в Улан-Баторе.

ИА Красная Весна: Каким образом России необходимо действовать в Монголии?

Бережных: Мы надеемся, что Россия будет, с учетом большого спроса на изучение русского языка, продвигать в Монголии эту нашу главную «мягкую силу» путем строительства русских школ. А пока же там сегодня строятся турецкие, японские, корейские, китайские и прочие. А оставшиеся русские школы являются еще советским наследием.

На сегодняшний день еще много чего можно сказать на тему присутствия России в Монголии, при этом, к сожалению, скорее горького, чем радостного.

ИА Красная Весна: Недавно президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух посетил Китай и Японию с официальным визитом. Как Вы можете прокомментировать результаты этих поездок?

Бережных: В эти страны монголы ездят с удовольствием потому, что никогда не возвращаются оттуда с пустыми руками, в отличие от России. Еще эти страны пытаются прибрать Монголию к рукам, используя пока «мягкие» методы давления: поддержка NGO (non-governmental organizations — неправительственные организации — прим. ИА Красная Весна), финансирование гуманитарных, градостроительных, экологических проектов и т. д.

Мы же напрямую задеваем суверенитет Монголии, достаточно грубо пытаясь давить на нее, например, по вопросу строительства Эггийн-Гольской ГЭС, или пытаясь прибрать к рукам сектор ГСМ (горюче-смазочные материалы — прим. ИА Красная Весна).

Так называемый «третий сосед» очень грамотно работает с Монголией, создавая и финансируя крупные экологические, гуманитарные, образовательные проекты. Можно очень долго напрягать память, но так и не вспомнить подобные проекты, реализованные при поддержке России в последние 20-30 лет!

Можно сказать, что наши отношения с Монголией напрямую зависят от двух факторов: от результатов специальной военной операции на Украине и от уровня политической оценки Кремлем важности реального укрепления наших отношений с этой страной во всех сферах, включая народную дипломатию.

По факту же Общество друзей Монголии, которому наше государство за всё время его существования ни разу не оказало никакой поддержки, было закрыто Минюстом в 2019 году из-за того, что у организации не было средств на содержание бухгалтера. При этом президент Общества полковник Владимир Бабушкин, без преувеличения, ведет работу государственной важности и делает это до сих пор, невзирая на формальную ликвидацию структуры.

Администрации президента необходимо проснуться. Там уже проспали Украину и Среднюю Азию, но, к счастью, Монголия еще держится. Мы не должны ее потерять.