Евгенические корни экологического мальтузианства и современных экологических движений
Экологические активисты в разных странах пророчат скорую катастрофу из-за перенаселенности планеты, нехватки ресурсов, загрязнения окружающей среды и глобального потепления. С международных трибун звучат призывы радикально сократить численность населения планеты. Экологическая повестка оказывает серьезное влияние на мировую политику. Чтобы понять, что скрывается под оберткой западного «экологизма», мы продолжаем углубляться в историю экологического неомальтузианства.
В предыдущей статье мы осветили противостояние в начале XX века в США экологических мальтузианцев и «демографов». В 1930-х ученые-мальтузианцы Раймонд Пирл и Эдвард Ист, заявившие о перенаселенности США и нехватке ресурсов, потерпели поражение в противостоянии с учеными-демографами. Во времена Великой депрессии прогнозы мальтузианцев слишком очевидным для всех образом разошлись с реальностью.
Но довольно скоро неомальтузианские идеи снова были вброшены в американскую повестку и широко раскручены. В 1945 году, сразу после окончания Второй мировой войны, в США была опубликована книга Гая Ирвинга Берча и Элмера Пенделла «Пути населения к миру и войне». Ссылаясь на, казалось бы, дискредитированные в научной среде работы неомальтузианцев, Берч и Пенделл заявили, что экосистема планеты способна выдержать не более 2,5 миллиарда человек.
Они утверждали, что Вторая мировая война якобы стала свидетельством перенаселенности Земли, а Россия обратилась к коммунизму из-за чрезмерного демографического давления. Тем самым как бы намекая, что если не начать резко сокращать популяцию в западных странах, то и там скоро произойдут социалистические революции по аналогии с Россией 1917 года.
Политической целью книги, как считает американский историк Эмили Мерчант, была атака на «Новый курс», провозглашенный президентом Франклином Делано Рузвельтом в рамках борьбы с Великой депрессией. Программа Рузвельта опиралась на методы государственного регулирования экономики. В своей книге Берч и Пенделл осудили подобные ограничения экономической свободы и заявили, что предотвращать кризисы нужно через жесткий контроль численности населения. Более того, они призвали США навязать такие меры контроля и другим странам через ООН.
Следующий толчок к распространению идей экологического мальтузианства в 1948 году дали изданные миллионными тиражами книги «Дорога к выживанию» Уильяма Фогта и «Наша разграбленная планета» Генри Фэрфилда Осборна — младшего. «Историки считают, что эти книги положили начало современному экологическому движению», — утверждает Мерчант. Напомним, Осборн и Фогт повлияли на мировоззрение нашего современника — основателя движения за нулевой прирост населения (zero population growth, ZPG) Пола Эрлиха, сравнившего людей с раковой опухолью, а детей — с мусором.
Пикантная деталь: отцов-основателей современного экологического движения и их предтеч — Берча, Пенделла, Фогта, Осборна, Пирла — объединяло то, что они имели прямое отношение к евгенике. Именно евгенисты в США взяли на вооружение неомальтузианские идеи и повторно раскрутили их, плотно увязав с антикоммунистической волной в США.
Кто же такие евгенисты, и почему мальтузианство оказалось для них так привлекательно?
Евгеника и международное евгеническое движение
Термин «евгеника» был введен в 1883 году английским ученым Фрэнсисом Гальтоном, двоюродным братом Чарльза Дарвина. Постулируя врожденные биологические различия людей, Гальтон обосновывал «практичность замены неэффективного человеческого рода лучшими линиями». Задачу евгеники Гальтон видел в том, чтобы «достигать цели эволюции быстрее и с меньшими страданиями, чем если бы события были предоставлены самим себе». Евгенику разделили на «позитивную», стимулирующую воспроизводиться «лучших» (например, богатых белых англо-американцев), и «негативную», поставившую цель помешать размножению «недостойных», к которым отнесли цветных, бедняков, психически больных, преступников и прочих маргиналов. Евгенисты поддерживали принудительную стерилизацию, сегрегацию, миграционные ограничения.
Евгеникой активно занимались в Великобритании, Германии и США. В 1912 году в Лондоне прошел Первый международный конгресс евгенистов, который организовал председатель Британского общества евгеники Леонард Дарвин (4-й сын Чарльза Дарвина), сменивший на этом посту Фрэнсиса Гальтона. Секретарем американского евгенистического комитета на конгрессе стал доктор Чарльз Б. Дэвенпорт, основатель научного института «Бюро регистрации евгеники» (The Eugenics Record Office, ERO) в Нью-Йорке.
После Первой мировой войны немцы уступили позиции в международном евгеническом движении американцам. Второй международный конгресс евгенистов состоялся в 1921 году в Нью-Йорке под председательством Генри Фэрфилда Осборна — старшего.
На конгрессе Леонард Дарвин заявил, что обязанность «лучших классов» — в увеличении потомства, а главная опасность заключается в том, что размножатся «худшие», а «лучшие» при этом исчезнут. В мальтузианском духе Леонард Дарвин выступил против уменьшения налогового бремени для бедных за счет богатых, поскольку это, по его мнению, приносит обществу двойной вред — «путем уменьшения рождаемости детей там, где ее следует повысить, и путем увеличения ее там, где ее следует уменьшить». Он призвал ограничить «худших» в правах, в том числе лишить их возможности иметь детей. Например, он утверждал, что у ребенка преступника вероятность стать преступником в десять раз выше, чем у ребенка законопослушного члена общества. Дарвин обратил внимание на эксперименты Американской ассоциации животноводов по стерилизации животных с использованием рентгеновского излучения и посчитал этот метод перспективным для стерилизации людей.
Профессор экономики Йельского университета Ирвинг Фишер на этом конгрессе заявил о важности создания в США программы евгенического образования. После конгресса был собран Евгенический комитет США, который с 1922 года собирал евгенистов в Евгеническое общество США, а 30 января 1926 года зарегистрировал Американское евгеническое общество (The American Eugenics Society, AES) со штаб-квартирой в Нью-Хейвене, рядом с Йельским университетом, сотрудники которого играли в AES центральную роль.
Ирвинг Фишер (первый руководитель общества в 1922–1926 гг. до официальной регистрации AES) стремился сделать AES респектабельной организацией и целенаправленно привлекал к работе профессоров американских университетов. Первый совет директоров AES состоял из восьми евгенистов: профессора Ирвинга Фишера, профессора Генри Фэрфилда Осборна — старшего, доктора Чарльза Б. Дэвенпорта, доктора Гарри Х. Лафлина, профессора Генри Э. Крэмптона, известного евгениста и зоолога Мэдисона Гранта, профессора Генри П. Фэйрчайлда и доктора К. С. Литтла. О них мы расскажем чуть позже.
AES активно участвовало в обсуждении вопросов рождаемости, миграции, продвигало стерилизацию «социально неадекватных». Чтобы мигранты не «портили генофонд» США, AES рекомендовало ввести квоты на миграцию для каждой национальности. В своих документах по отношению к мигрантам AES использовало такие выражения, как «низкосортные мексиканцы» и тому подобные уничижительные расистские термины.
AES использовало разнообразные виды пропаганды, в том числе продвигало свои идеи на выставках и ярмарках. Евгенисты утверждали, что не все дети хороши и что способный ребенок рождается в США лишь раз в семь с половиной минут, в то время как слабоумный ребенок рождается каждые 48 секунд, а будущий преступник — каждые 50 секунд.
Чтобы продемонстрировать потенциальные выгоды от внедрения евгеники, организаторы заявляли, что на поддержку психически больных каждые пятнадцать секунд расходуется сто долларов (что примерно соответствовало средней месячной зарплате в США того времени) налогоплательщиков.
Евгенисты проводили соревнования между семьями и парами, кто произведет наиболее жизнеспособное потомство. Наладив связи с церковью, AES организовало конкурсы на лучшие евгенистические проповеди.
Среди руководителей AES изначально были люди, связанные с темами экологии и климата. Так, профессор социальных наук и географии Йельского университета Эллсуорт Хантингтон (президент AES в 1934–1938 гг.) занимался массовой популяризацией евгеники в студенческой и преподавательской среде. Хантингтон был известен как сторонник экологического детерминизма — он объяснял господствующее положение белого населения стран умеренного пояса над цветным населением тропических стран различиями в природных условиях. Хантингтон был президентом Экологического общества Америки (1917 г.) и Ассоциации американских географов (1923 г.).
Гарри Лафлин и законы о стерилизации
Важнейшим направлением работы AES стали законы о стерилизации, инициатором которых был доктор Гарри Лафлин. С 1910 года он был помощником Дэвенпорта в ERO, работал экспертом по евгенике в комитете палаты представителей по иммиграции и натурализации. Евгенический институт проводил исследования, которые должны были обосновать миграционные ограничения. Лафлин использовал данные ERO для продвижения созданного им типового закона о принудительной стерилизации. До 1932 года 32 американских штата приняли евгенические законы, которые позволяли проводить принудительную стерилизацию.
Еще в 1914 году в журнале Международного общества расовой гигиены было опубликовано сообщение, что Лафлин и возглавляемая им Американская генетическая ассоциация предложили стерилизовать самые бедные 10% населения Америки. Он настаивал на стерилизации «социально неадекватных», являющихся бременем для государства. Таковыми он считал психически неполноценных, сумасшедших, преступников, эпилептиков, пьяниц, больных, слепых, глухих, уродливых или иждивенцев разного рода, включая сирот и бездомных. «Социально адекватных» Лафлин определил как законопослушных, продуктивных, хорошо образованных и богатых членов общества.
Дело дошло до того, что губернатор Коннектикута Уилбур Люциус Кросс заказал Лафлину исследование по каталогизации «неадекватной» части населения штата и выработку аргументов в пользу ее стерилизации. По оценке Лафлина, примерно 3% населения штата должны были быть отнесены к «неадекватным».
Лафлин возглавлял AES с 1927 по 1929 год — в этот период в США началось массовое применение законов о стерилизации. Толчком послужило прецедентное решение Верховного суда США, которое подтвердило право штата Вирджиния осуществить принудительную стерилизацию 18-летней Кэрри Бак.
Кэрри Бак родилась в 1906 году в бедной семье. Ее поместили в приют, откуда ее взяли на воспитание приемные родители. Об отношении к Кэрри в приемной семье свидетельствуют такие факты: ей запретили называть приемных родителей мамой и папой, заставляли много работать по хозяйству и даже сдавали в аренду соседям. В 16 лет Кэрри изнасиловал племянник приемной матери, и девушка забеременела. Чтобы скрыть скандал, приемные родители оформили опеку над новорожденной, а Кэрри поместили в колонию для эпилептиков и слабоумных, хотя она не была ни эпилептиком, ни умственно отсталой.
Связанные с администрацией колонии евгенисты выбрали Кэрри Бак жертвой для отработки закона штата о стерилизации. Это было первое подобное дело, оно рассматривалось сначала в судах штата, а затем в Верховном суде. Рассмотрение дела было чрезвычайно предвзятым. Школьных учителей Кэрри, которые могли дать оценку ее успеваемости и способностей, в суд не позвали. Зато в процессе активно участвовали евгенисты, включая Гарри Лафлина. Кэрри фактически осталась без защиты, суд признал девушку, ее мать и дочь слабоумными и определил, что Кэрри является вероятным родителем «социально неадекватного потомства». «Для всего мира будет лучше, если вместо того, чтобы ждать казни дегенеративных отпрысков за преступления или позволять им умирать с голоду из-за своего слабоумия, общество сможет помешать тем, кто явно непригоден, продолжать свой род», — заявил судья Верховного суда Оливер Уэнделл Холмс — младший. Известной стала его фраза «трех поколений идиотов достаточно».
Несчастную девушку стерилизовали по решению суда без ее согласия. Ее сестру Дорис стерилизовали вовсе без суда и даже без ее ведома во время аппендэктомии. Только в 1980 году, когда эта история была предана огласке, Дорис узнала, почему не смогла иметь детей. В 2002 году в Вирджинии был поставлен памятник Кэрри Бак, а губернатор принес официальные извинения от имени штата.
Подобных трагических историй огромное количество. Только в архиве больницы, где стерилизовали Кэрри Бак, сохранились записи о четырех тысячах случаев стерилизаций. AES всячески поощряло штаты узаконить стерилизацию. После решения Верховного суда «Бак против Белл» почти два десятка штатов приняли соответствующие законы, взяв за основу проект Лафлина. Евгеническая принудительная стерилизация в США продолжалась до 1970-х годов, по оценкам экспертов, было стерилизовано не менее 60 000 американцев. Скандалы с принудительной стерилизацией в США продолжаются и в наше время. Такие как, например, истории со стерилизацией десятков женщин в центре содержания мигрантов ICE в Джорджии в 2020 году.
Формулировки из разработанного Лафлином закона о стерилизации позаимствовало нацистское правительство Германии. В 1933 году Германия приняла собственный закон о защите от генетически дефектного потомства — насильственной стерилизации подверглись около 400 тысяч человек. Имя Лафлина в нацистской Германии окружили почетом, в 1936 году декан медицинского факультета Гейдельбергского университета и профессор расовой гигиены Карл Шнайдер, который занимался научным консультированием по уничтожению инвалидов в нацистской Германии, официально предложил Лафлину почетную степень доктора медицины — Лафлин посчитал за честь принять награду.
Мэдисон Грант: человеческие зоопарки и «библия» Гитлера
Один из создателей AES Мэдисон Грант был ярым сторонником превосходства нордической расы. Продолжительное время он работал в связке с Генри Фэрфилдом Осборном — старшим. В 1906 году Осборн возглавлял Нью-Йоркское зоологическое общество (New York Zoological Society, NYZS), а Грант был его секретарем. В этом году в зоопарке Бронкса, находившемся под попечением NYZS, прошла скандальная выставка, на которой экспонатом служил африканский пигмей Ота Бенга. Полураздетого юношу посадили в клетку с орангутангом и показывали публике. Лоббировал эту затею лично Мэдисон Грант.
Но главную известность в кругах расистов Грант получил благодаря своей книге «Уход великой расы» (издана в 1916 году), в которой изложена «теория» превосходства нордической расы. Осборн написал предисловия к первому и второму изданиям книги Гранта. «Нет никаких сомнений в том, что это правильный научный метод подхода к проблеме прошлого», — охарактеризовал расистский подход Гранта к истории Осборн. Осборн в предисловии воспел превосходство англосаксонской ветви нордической расы и заявил, что самой большой опасностью для США является «коварная замена» благородных нордических черт чертами менее благородного характера от «низших» рас. В книге Грант назвал идею США — «плавильного котла» безумной и выступил против миграции в Америку «нежелательных» рас. Он считал своим достижением решение конгресса США «принять дискриминационные и ограничительные меры против иммиграции нежелательных рас и народов».
Книга Гранта пользовалась большой популярностью у гитлеровских нацистов. Немецкий историк Стефан Кюль со ссылкой на неопубликованную биографию секретаря AES Леона Ф. Уитни сообщил, что Грант демонстрировал Уитни личное письмо Гитлера, в котором фюрер назвал книгу Гранта своей библией. Во время Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками на скамье подсудимых оказался личный врач Адольфа Гитлера Карл Брандт. Оправдывая евгеническую программу уничтожения «неполноценных» в нацистской Германии, Брандт заявил, что родным домом евгеники являются США, и сослался на книгу «Уход великой расы». Грант является авторитетом и для современных нацистов — убивший 77 человек норвежский неонацист Андерс Беринг Брейвик упомянул Гранта и его книгу в своей декларации.
Обсуждение связей евгенистов США с немецкими нацистами мы продолжим позже, а пока подведем промежуточные итоги.
История несчастной Кэрри Бак и ее сестры чрезвычайно показательна. Якобы обеспокоенные вырождением белой расы евгенисты устроили первый показательный процесс и стерилизовали физически и умственно здоровую белую женщину из «низших классов». То есть организаторов процесса явно заботило не сохранение интеллекта нации (что они декларировали), а нечто иное.
Небрежность евгенического суда показала, что так в принципе можно поступить с любым представителем «низов». Навесить на жертву ярлык «социально неадекватного», сфабриковать судебный процесс и стерилизовать. Разве не разит от этого идеями мальтузианцев, которые хотели уничтожать «низших», мешающих аристократам наслаждаться жизнью? Мальтузианцы говорили про избавление от детей «низших классов», а евгенисты в США (а также в нацистской Германии и ряде других стран) реализовали это на практике при помощи законов о евгенической стерилизации. То есть это заявка «высших» на то, чтобы разбираться с «низшими», как с племенным скотом.
К началу Второй мировой войны евгенисты довели свои идеи до массовой практической реализации, и их влияние только нарастало. Почему же «оседлавшие волну» евгенисты были вынуждены временно отступить? Очевидно, потому что началась Вторая мировая война и Германия потерпела в ней поражение. Евгеника оказалась замарана связями с Третьим рейхом, и евгенистам пришлось адаптироваться к новой ситуации. Например, заняться продвижением своих идей через экологическое мальтузианство. Об этом в следующих статьях.
(Продолжение следует.)