«Дети России — детям Донбасса!»

Еще в сентябре 2014 года «Родительское Всероссийское Сопротивление» стало плотно сотрудничать с представительством Луганской народной республики в РФ, и о результатах совместной работы мы докладывали в одном из номеров газеты. Содержанием первого этапа сотрудничества была помощь беженцам. Однако этим наше сотрудничество не закончилось и быстро стало приобретать новые формы.

Тогда же, в начале осени, на одной из наших встреч сотрудница представительства — как выяснилось позже, она до войны была учителем — рассказала нам о том, в каком тяжелом положении оказались школы Донбасса. Как трудно приходилось и сотрудникам школ, и детям, и их родителям. На тот момент в республике прекратились выплаты бюджетникам. И организация питания детей, приобретение учебных принадлежностей из рабочих вопросов превратились в проблемы, от решения которых зависит возможность продолжения учебного процесса. А значит, для жителей Донбасса под вопросом оказалась сама возможность жить и развиваться.

Идея новой формы сотрудничества и помощи Донбассу, высказанная донбасским педагогом со стажем, заключалась в том, чтобы связать между собой коллективы школ. То есть построить коммуникации между детьми и учителями в России (в данном случае — в Москве) и детьми и учителями в Донбассе — именно для постоянной помощи и поддержки, а не в виде разовых акций.

Для реализации этой идеи мы обратились в одну из московских школ.

Заместитель директора по воспитательной работе московской школы № 306 оказалась очень активным и неравнодушным человеком. Но главное — активными и неравнодушными к чужому горю оказались сами дети. Результат — целый автобус, забитый так необходимыми в донбасской школе канцелярией, продуктами и подарками. А также множество детских рисунков и пожеланий добра, счастья и мирного неба над головой.

Первым получателем собранной гуманитарной помощи стала школа № 16 поселка Северный, расположенного недалеко от границы между ЛНР и Россией.

По инициативе повара школы в список заказов были внесены промышленная плита и тестомес для школьной столовой.

Как только эта техника была закуплена на деньги, собранные на счет РВС, мы загрузили весь груз весом около тонны в две большие машины, запрыгнули сами и помчались в сторону границы.

Надо заметить, что к тому времени мы уже наслушались историй о том, как на территорию военных действий отправляли одно, а дошло другое.., как помощь уезжала не туда или бесследно исчезала... Поэтому было решено глаз с груза не спускать, сопроводить и передать из рук в руки директору школы № 16. И всё это еще и на видеокамеру зафиксировать.

До школы-получателя мы добрались без особенных происшествий.

Там нас встретили чаем и пирожками собственного приготовления. Сразу стало понятно, зачем нужны были печка и тестомес. Повар этой школьной столовой, вручную мешая тесто, кормила хлебом из своей маленькой духовки не только учащихся и работников школы, но и ополченцев с учебной базы в 20 метрах от школы. Рабочий день повара начинался в 4 часа утра и заканчивался поздним вечером. Московским креаклам такое и в страшном сне не приснится.

Обратный путь в Москву, как и каждую последующую поездку, лежал через Ростов-на-Дону. Уже тогда мы поняли, как много можно сделать, если объединить и скоординировать усилия ячеек «Сути времени» и участников РВС Москвы и Ростова-на-Дону.

Дома нас ждали новые заявки от донбасских школ и новые московские школы, откликнувшиеся на призыв о помощи Донбассу. Решено было проект продолжать и развивать. Тогда же родилось название проекта: «Дети России — детям Донбасса».

С тех пор, продолжая наш проект взаимодействия школ России со школами Донбасса, мы уже трижды посетили Краснодон, дважды — город Красный Луч и поселок Северный. И один раз побывали в городе Брянка. Все эти населенные пункты расположены в Луганской народной республике.

А теперь мы начинаем сотрудничество с детскими учреждениями и на территории ДНР — школой и детским садом в поселке Коммунар.

Однако подробнее всего нам хотелось бы остановиться на поездке в город Брянка, которая произвела на нас особенное впечатление.

Еще осенью, узнав о нашем проекте, руководство Брянки напрямую обратилось к нам за поддержкой местных школ. К поездке мы готовились долго, и 12 декабря 2014 года из Москвы в Брянку, наконец, отправилась наша группа в составе ответственного за проект, фотографа, оператора и специалиста по психологии и педагогике.

До Брянки мы добиралась двое суток из-за проблем с транспортом и пересечением границы. За это время мы проехались вчетвером в кузове огромной фуры, ночевали на казачьей ферме у Бати — местного жителя, который разводил страусов. Потом, в решающий момент пересечения границы, сильной половине нашей группы, отложившей фотоаппарат и камеру, довелось поучаствовать в перегрузке 20 тонн продуктов вместе с ополченцами отряда «СССР» города Брянки. Словосочетание «доставить гуманитарный груз» заиграло для нас тогда новыми красками.

Через границу перебрались мы уже ночью и по дороге от КПП до Брянки могли видеть только густой туман и блокпосты.

По-настоящему впечатляющей была даже не бронетехника на обочинах, а проезд сквозь Луганск. В большом городе еще совсем недавно кипела жизнь, горели огни, билборды, сигналили на обгоне автомобилисты. Почти так, как обычно бывает в Москве. Теперь же здесь тишина, улицы и площади погружены в сумрак, и свет лишь иногда виден в окнах жилых домов. Нам всё кажется, что война где-то далеко и нас не коснется. А она всего в каких-то двух днях.

Брянка — город в Луганской народной республике, в 52 км от ее столицы. Население в 2012 году — 54 тысячи человек.

Встречавший нас городской голова, Николай Викторович Моргунов — коренной брянковчанин. Свою трудовую биографию он начал горным мастером на шахте «Краснопольевская». В 2010 году избран городским головой.

На вопрос, чем занимаются в городе, любой брянковец вам ответит, что добывают уголь. Даже городская газета, из-за войны превратившаяся в информационный бюллетень, называется «Труд горняка».

Кроме того, Брянка — это город с боевой славой. Во время Великой Отечественной войны около 8 тысяч жителей города ушли на фронт. 2,5 тысячи из них погибли. Двенадцать брянковчан удостоено звания Героя Советского Союза.

С 12 июля 1942 года по 2 сентября 1943 года город был в оккупации. За это время от рук фашистов погибло более тысячи его жителей. Еще около 5 тысяч были увезены на работы в Германию. Однако, несмотря на террор и все ужасы оккупации, город не прекращал сопротивление ни на день.

Уже летом 1942 года в Брянке была создана подпольная партизанская группа. Организатором ее был 19-летний комсомолец Игорь Павлович Левтеров. Подпольщики стали собирать оружие для борьбы с фашистами, нарушали их телефонную связь, распространяли агитматериалы с призывами к сопротивлению, взорвали водонапорную башню.

23 февраля 1943 года, в день Красной Армии, вывесили красное знамя на здании горноспасательного отряда. Планировали взорвать мост между поселками Елено и Криворожье. Тогда группу выдал предатель, и Игорь Левтеров и другие члены подполья были арестованы. В тюрьме их страшно пытали и, ничего не добившись, зверски убили.

В честь отца и сына Левтеровых в Брянке назван целый квартал.

Доехали до места назначения мы поздно ночью. И следующий день был полностью посвящен Брянке, мероприятиям, знакомствам и общению.

Именно этот день произвел на нас самое сильное впечатление и дал окончательное представление о том, ради чего и ради кого мы везли сюда этот груз, ехали с ним сами. И почему просто отправить машину с продуктами, сидя дома, совершенно недостаточно.

Сейчас Брянка — это прифронтовой город. «Укров» в город не впускает отряд ополчения «СССР» и его командир Дмитрий — коренной брянковчанин.

Из-за близости линии фронта здесь, конечно, особенно остры и жизненно важны вопросы доставки и распределения продуктов питания.

Утром мы поехали на городской склад, чтобы зафиксировать на видеокамеру разгрузку машин с закупленным и доставленным нами продовольствием. В двух машинах — «Урале» и огромном самосвале — находилось 20 тонн продуктов.

Заместитель городского головы Денис Михайлович по дороге объяснил, что именно наша помощь означает для школ:

— Во-первых, она разнообразит и увеличит ассортимент. Например, пирожки можно делать, хлеб печь, булочки — этого сейчас нет. Делается, но в минимальных объемах. А помимо разнообразия, самое интересное, чего мы добивались и добились с вашей помощью, — это качество питания. Они теперь будут вместо семидесяти грамм каши есть сто тридцать.

В этот момент стало понятно, что помощь мы привезли по адресу.

В 10 часов утра в одном из залов городского исполкома собрались директора брянковских школ и психологи. Приехавшая с нами Надежда Григорьевна Храмова, член РВС, кандидат психологических наук, преподаватель Российского православного университета, говорила с собравшимися о необходимости сохранения в обществе традиционных ценностей, о наших исследованиях на эту тему и о нашей точке зрения на так называемый секспросвет. Тема была особенно актуальна, потому что в Брянке, как и во многих городах России, несколько лет велась подготовка к внедрению в школах развращающих программ.

На этой встрече, как и на других наших встречах с брянковцами, мы убедились в том, что люди в городе очень открытые. Готовы воспринимать всё новое. А ведь поданные специальным образом программы вполне могут выглядеть полезными. Особенно в отсутствие альтернативного профессионального мнения и в ситуации информационной изоляции.

Однако представленные Храмовой материалы наглядно показали, что представляет собой этот секспросвет и к чему приводит его внедрение. Результаты нашего опроса АКСИО-4 об отношении российского общества к данной проблематике, а также демонстрация агитматериалов, распространяемых секспросветителями, произвели на собравшихся сильное впечатление.

Но нами была представлена не только критика, но и альтернатива — учебник «Культура семьи».

А самое важное, что стало понятно после этого мероприятия, — люди в городе упорно работают. Несмотря на очень тяжелое время, учителя продолжают учить детей и сами изучают новые методики. Они готовятся к переходу на российские образовательные программы. Несмотря ни на что, все школы открылись 15 сентября. Детские сады каждый день принимают своих маленьких воспитанников.

После лекции мы встретились с директором школы № 15 города Алчевска, что неподалеку от Брянки. Дело в том, что перед самым отъездом из Москвы мы получили через наше сообщество в «ВКонтакте» письмо от представительницы родительского комитета этой алчевской школы с просьбой помочь учителям: «Здравствуйте! ... Если есть возможность, окажите, пожалуйста, помощь нашим учителям. Люди с лета еще ни разу не получали заработную плату, и вместе с тем каждый день стойко выходят на работу. Анна».

Мы предложили передать в эту школу помощь, собранную учениками ростовских школ № № 53, 6, 90 и от учащихся Ростовского педагогического колледжа. Городской голова Брянки предложение поддержал, и в горсовет приехала директор школы № 15 Евгения Леонидовна. Оказалось, что для нее всё это было полной неожиданностью, поскольку родительский комитет написал письмо по своей инициативе. Это для нас показательный пример заботы родителей школьников об учителях, которые в трудное время продолжают выполнять свой педагогический долг.

Затем мы отправились на тот же городской склад, куда ранее были выгружены привезенные нами продукты.

Очень хорошее впечатление произвела организация распределения помощи в Брянке. Каждая школа получила из привезенных нами продуктов определенное количество бутылок масла и мешков с крупой, рисом, мукой и сахаром в зависимости от количества учащихся. Отгрузка велась строго по ведомости. Каждой школе был выделен транспорт для доставки продуктов.

Видно было, что директора взволнованы. Что получение этих продуктов стало для них значимым событием. Но при этом не было заметно никакой суеты. Была радость, что они смогут улучшить рацион питания своих учеников до конца учебного года.

Следующим местом, куда мы попали, оказался пункт обмена одежды. Этот пункт был создан брянковчанкой Татьяной Анатольевной в цокольном помещении обычной пятиэтажки. Инициатива быстро стала популярной среди жителей и была поддержана администрацией города. По понедельникам, средам и пятницам перед пунктом собирается до тридцати человек, которые хотят сдать ненужную одежду и подобрать себе что-то необходимое. В день через пункт проходит около пятидесяти человек. На дверях пункта Татьяна Анатольевна вывешивает и просьбы об адресной помощи тем, кому особенно тяжело. И люди откликаются.

Именно сюда мы передали одежду, собранную нашими активистами. И затем поехали передавать помощь от московской школы № 1491 брянковской школе № 23.

Подъехав к школе, мы увидели нарядных детей, прилипших к окнам школы и радостно махавших нам руками.

Для нас это было неожиданно, поскольку раньше мы привозили помощь в выходные, и детей в школах мы не видели. На этот раз всё было по-другому.

На первом этаже школы была подготовлена сцена и места для зрителей. Дети и коллектив встречали нас и привезенный нами школьный груз. Мальчишки сами разгрузили все коробки.

Оказалось, что дети приготовили для нас целое представление.

Вначале нам вручили каравай. Потом красавицы-ученицы в белых фартуках, совершенно забытых в России, читали стихи. Пара старшеклассников показала замечательный танец — сочетание модерна и классики. Танцевали и младшеклассники — задорно и весело. Потом была смешная сценка «из жизни московской школы»...

Мы же передали детям письма от их сверстников из подмосковной Земской гимназии г. Балашиха. Зачитывали очень хорошее и трогательное письмо от коллектива учащихся Ростовского педагогического колледжа. Раздавали детям подарки от будущих педагогов.

Все это вызвало у школьников и учителей сильный эмоциональный отклик. Дети радовались, обнимались, просили сфотографироваться с ними, плакали. Мы давно не видели такой живой, непосредственной, искренней человеческой реакции. И их эмоции передавались нам.

Приветствие от брянковских школьников приехало в Москву.

Попрощавшись со всеми в школе, мы поехали в православный храм.

Как нам объяснили, храм был перестроен из старого городского клуба путем надстройки купола.

Настоятель храма отец Сергий — еще один пример самоотверженной работы. Во дворе храма стоят две полевые кухни, здесь организована общественная столовая. Буквально накануне ополченцы передали отцу Сергию вторую полевую кухню, совсем новую. «Трофейная...» — с удовлетворением отмечает батюшка.

Как и везде в Брянке, здесь виден основательный и ответственный подход к деятельности. Еда раздается не абы кому, а строго по списку. Каждый по паспорту получает определенное установленное количество порций.

Кроме пункта питания при храме организована общественная библиотека, которая также нуждается в помощи (берем на заметку — нашей помощи).

Далее — спортивная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1. До войны в школе проводились международные соревнования, школьная команда участвовала в турнирах и завоевывала медали. В городе гордятся своими гандболистами. Сейчас у школы, конечно, много трудностей. Но, несмотря на то, что за городом слышны глухие разрывы снарядов «Градов», в школе идут тренировки. И мы очень надеемся, что российские гандбольные клубы и сообщества поддержат ребят приглашениями на соревнования и турниры и другой помощью.

В этот же день поздним вечером мы уже снова были на границе, а вечером следующего дня — в Москве.

Двадцать одна с половиной тонна гуманитарки доставлена в Брянку. Для прифронтового города это серьезная помощь. Вроде бы дело сделано. И только пройдя весь этот путь, понимаешь, что с передачей груза работа только начинается. А без людей, которые могут организовать работу на месте, любые объемы гуманитарной помощи уйдут, как в черную дыру, и растворятся в ней без следа.

Можно написать отчет о доставке. Приложить фотографии. Можно даже записать видеоролик, где получатели говорят «спасибо». И всё это, несомненно, нужно. Но если со стороны получателей гуманитарной помощи не построена системная работа, то эффект от нее будет невелик.

Если поставить машину с хлебом посреди города и начать раздавать булки всем нуждающимся, тебе будут благодарны те, кто сегодня поест хлеба. Но если у тебя 2000 батонов, а придет 5000 человек? Что делать с теми тремя тысячами человек, которым хлеб не достанется? Благое дело породит не надежду, а горечь и рост социального напряжения.

Именно поэтому там, где ситуация самая тяжелая, управление должно быть самым четким. А решения приниматься осмысленно. Исходя не из абстрактного человеколюбия, а из строгой целесообразности.

Но, готовя отправку 20-тонного груза в Брянку, мы думали не об этом. Тогда ничего важнее и сложнее, чем организовать доставку из точки А в точку Б, как нам казалось, не было.

Сейчас, возвращаясь мысленно назад, интересно вспомнить о том, как абстрактное представление о некоей «администрации города» постепенно сменилось на живое знание о конкретных людях. О людях, которые не ушли из города, когда кольцо окружения вокруг него практически замкнулось. О людях, которые точно знают, сколько грамм каши в день получает ребенок в школе. О тех, кто старается найти в городе всех нуждающихся в помощи и почему-то не обратившихся за ней. О тех, кто беспокоится о непрерывности учебного процесса в школах и необходимости развития гандбола.

Уже по дороге в Москву ко всем этим впечатлениям добавилось понимание того, что с отъездом из Брянки наша совместная работа не закончена, а только начинается. В наших общих планах — совместные мероприятия в честь 70-летия Победы, спортивные мероприятия, поддержка библиотек и многое другое. И всё это — работа по восстановлению культурной и социальной ткани бывшего советского пространства, которую больше четверти века кромсали, но так и не смогли порвать окончательно. Эта ткань жива и сегодня.

Мы очень надеемся, что снова приедем в Брянку с новыми замыслами и новыми проектами к теперь уже старым друзьям.

И не только в Брянку.