«Азиатское НАТО» против Китая. США воскрешают Quad
Основой для четырехстороннего взаимодействия США, Японии, Австралии и Индии стал их опыт совместной работы над преодолением последствий землетрясения 2004 года и последовавшего за ним цунами. Тогда эти четыре страны сформировали коалицию для распределения гуманитарной помощи пострадавшим странам Южной и Юго-Восточной Азии.
Переход этого диалога от гуманитарной повестки к политической и военной произошел в 2007 году, когда премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая в парламенте Индии, предложил взамен концепции Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) использовать концепцию «двух морей». Позже ее назовут концепцией открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона (ИТР или FOIP).
В своей речи 2007 года Абэ призывал строить «дугу свободы и благосостояния», основываясь на общих ценностях, таких как свобода, демократия и уважение к основополагающим правам человека, а также на стратегических интересах. В то время Абэ говорил, что две страны (Индия и Япония) совместными усилиями смогут создать новое «открытое и прозрачное» сообщество свободы и демократии, которое объединит весь тихоокеанский регион, включая США и Австралию, и обеспечит свободное движение людей, товаров, капитала и знаний.
А уже меньше чем через месяц после программной речи Абэ прошли военно-морские учения «Малабар-2007/2» в Бенгальском заливе. В них впервые совместно приняли участие те самые страны, которые перечислил глава правительства Японии: США, Австралия, Япония и Индия. Совместный диалог этих четырех стран по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и был назван Quad. Однако в 2007 году дальнейшего развития Quad не получил и был забыт на десятилетие.
Обсуждать идею возвращения четырехстороннего диалога к жизни начал президент США Дональд Трамп в 2017 году, чтобы создать противовес быстро развивающемуся Китаю.
Ведь к тому моменту Китай уже успел объявить о намерении реализовать проект «Один пояс — один путь» и начал втягивать в свою орбиту большое количество государств Евразии.
Решение американской дипломатии заключалось в том, чтобы в ответ усилить роль Индии в регионе, а для этого концепция АТР не подходила, так как затрагивала только страны, имеющие выход к Тихому океану. По этой причине идея создания Индо-Тихоокеанского региона, озвученная Абэ, оказалась как нельзя кстати.
Но если 2017 год стал годом рождения Quad, то 2020 год для четырехсторонней группы оказался по-настоящему переломным, так как у всех четырех стран, входящих в Quad, резко обострились отношения с Китаем.
США под руководством Трампа и так длительное время наращивали напряженность со своим азиатским партнером ввиду обостряющейся гонки за мировое лидерство. Но ситуация еще осложнилась возникшей пандемией коронавируса, вину за которую США старательно перекладывали на КНР.
В мае 2020 года на границе Индии и Китая внезапно вспыхнул приграничный конфликт, который продолжался около 10 недель и привел к гибели военнослужащих с одной и другой стороны, а также к масштабному перемещению военных сил.
Япония всё чаще стала рапортовать о чрезмерной активности китайской береговой охраны у островов Сэнкаку (Дяоюйдао). Японцы посчитали, что китайские суда находились вблизи Сэнкаку 319 дней в 2020 году, что является рекордным значением за все время наблюдений.
Китайско-австралийские отношения также пострадали, сначала из-за предложения Австралии провести независимое расследование и выяснить, откуда возник COVID-19, а позже из-за действий Австралии по созданию препон для китайских студентов.
Все эти события укрепили основания для придания Quad более осязаемого вида. Даже приход к власти Байдена взамен Трампу не снял с повестки дня США проблему укрепления Quad и продвижения концепции Индо-Тихоокеанского региона. Более того, как утверждают некоторые эксперты, Байден сделал задачу укрепления Quad одной из ключевых в азиатской политике США.
На сегодняшний день Quad все еще остается неинституционализированной структурой. Иначе говоря, организация не имеет ни устава, ни секретариата. Но 13 марта 2021 организация приблизилась вплотную к обретению четкой юридической формы, так как в этот день прошли первые переговоры лидеров США, Японии, Индии и Австралии.
По итогам встречи было опубликовано резюме, из которого следовало, что лидеры стран стремятся к тому, чтобы Индо-Тихоокеанский регион был доступным, динамичным, регулировался международным правом и основополагающими принципами, такими как свобода судоходства и мирное разрешение споров. Чтобы все страны региона могли делать свой собственный политический выбор без принуждения, говорилось в сообщении.
Также участники Quad договорились бороться с изменением климата и пообещали расширить производство вакцин против COVID-19 в Индии.
Несмотря на то, что в заявлении нет прямого указания на противостояние с Китаем, СМИ пестрят сообщениями о том, что США создают «азиатское НАТО» против Китая, и все указанные меры направлены именно на противодействие его экспансии в регионе как военной, так и в иных областях.
Какие же шаги были сделаны странами Quad в области военного сотрудничества в 2020–2021 годах?
Одним из крупнейших событий в военной сфере стали ежегодные военно-морские учения «Малабар-2020/2», которые проводят США и Индия с 1992 года. Однако страны четверки одновременно участвовали в них пока только два раза: в 2007 и 2020 гг.
Как было сказано ранее, после учений 2007 года возникла длительная пауза в работе диалога Quad. Зато на фоне обострения отношений с Китаем 2020 года участие всех стран четверки в маневрах выглядело вполне объяснимо.
Кстати, незадолго до начала учений японцы договорились с австралийцами о том, что будут защищать военные активы Австралии в небоевых ситуациях. Первое такое соглашение они заключили с США.
После онлайн-встречи лидеров Quad в марте этого года резко возросло количество совместных военных учений между силами самообороны Японии и военными из США.
А новый министр обороны США Ллойд Остин в качестве пункта назначения для своей первой зарубежной поездки выбрал столицу Индии Нью-Дели. После этого он отправился в Токио и Сеул.
Южная Корея пока не заявляла о желании присоединиться к Quad, но страны четверки наверняка были бы заинтересованы в этом. Это следует из той концепции, которая ещё на заре возникновения Quad была озвучена Абэ в 2007 году. Согласно ей, нужно объединить как можно больше стран региона, исключив из этого списка Китай.
Более того, участники Quad готовы привлечь на свою сторону не только страны Индо-Тихоокеанского региона, но и другие державы.
Так, например, 5 апреля Quad всем составом приняла участие во французских учениях «Лаперуз». Такой вариант сотрудничества журналисты уже окрестили форматом Quad+.
В продолжение этого сотрудничества, Япония и Франция 13 мая провели совместные десантные учения. А 17 мая в японских учениях ARC21 снова участвовали все страны Quad и Франция. Столь активная позиция Франции явно говорит о ее намерении сохранить и усилить свое влияние в регионе.
Но из европейских держав не только Франция намерена побороться за свое место в Индо-Тихоокеанском регионе. В марте, еще до первого саммита глав Quad, верховный комиссар Великобритании в Индии на прямой вопрос о том, планирует ли Великобритания войти в состав группы, сказал, что это будет зависеть от планов группы, но отметил, что его страна планирует тесно сотрудничать со всеми странами-участниками Quad.
Серьезность своих намерений Британия подтвердила тем, что направила к берегам Японии ударную группу 21 (CSG21), в состав которой входит авианосец HMS Queen Elizabeth.
Добавим к этой картинке комментарий доцента Королевского колледжа Лондона Алессио Паталано, являющегося специалистом в вопросах безопасности в Восточной Азии. Он отметил, что Великобритания пытается использовать напряженность в отношениях между Китаем и США, чтобы продемонстрировать — какую именно роль она хотела бы играть в регионе, будучи мировой державой.
По всему видно, что страны Quad не намерены постоянно оставаться в имеющемся составе и готовы к участию других стран в этом диалоге. Как утверждают журналисты, наиболее критичным для Китая было бы вовлечение в состав Quad таких Юго-Восточных стран, как Вьетнам, Индонезия и Филиппины, которые имеют под своим управлением территории, близкие к китайским границам, и могут превратить их в военные базы для стран-участников Quad.