«Разного калибра застывшие осколки». Как писали песни в Гражданскую войну
В материале, опубликованном ИА Красная Весна 23 февраля этого года и посвященном песням Гражданской войны и интервенции, было объявлено о начале выпуска цикла статей об отечественной военной музыке. Сегодня мы продолжаем начатую работу.
В рамках одной публикации, даже ретроспективного характера, сложно охватить все произведения, написанные в такой важный для истории нашей Родины период. Поэтому в данной статье рассказ о песнях Гражданской войны и интервенции продолжится. И опять-таки мы всего лишь напомним о некоторых произведениях, а также об их авторах. Более подробные рассказы и о тех, и о других будут опубликованы в следующих статьях нашего цикла.
Вспоминая песни Гражданской, мы уже говорили, что многие из них создавались путем сочинения нового текста на уже известную мелодию. Что, впрочем, является вполне обычным явлением во все времена и практически во всех армиях. Вот и первая из песен, о которых сегодня пойдет рассказ, также продолжила 100 лет назад эту традицию.
По морям, по волнам (народная) Хор ВРК, 1948
Впервые «Куплеты моряка», а именно такое изначальное название носила эта песня, прозвучали в драме «Артур, или Шестнадцать лет спустя», написанной в 1839 году российским поэтом и журналистом Василием Межевичем. За долгие годы, прошедшие с момента написания, эта достаточно легкомысленная песенка прижилась как среди моряков, что объяснимо, так и в армии.
Например, она позже прозучала в великом кинофильме «Чапаев», потому что в реальной жизни Василий Иванович ее постоянно напевал. Но всё-таки наиболее популярна она была в матросской среде, которая стала одной из самых деятельных революционных сил того периода. У этой песни не было единого «канонического» текста, что впрочем не помешало ей стать очень популярной в те годы.
Еще большее число вариантов текста в период гражданской войны было у еще одной «матросской песни» — «Яблочко». И это неудивительно, поскольку, «По морям, по волнам» за десятилетия всё-таки обрела некий устоявшийся «каркас» текста (правда, имели место не прижившиеся попытки его политически актуализировать, «осовременить»), то «Яблочко» в те годы была одной из форм куплетов, частушек, тексты к которым рождались на «злобу дня».
Яблочко (народная песня) хор им. Пятницкого, 1941
Текст песни менялся и после гражданской войны. В качестве примера достаточно услышать вариант «Яблочка», записанный по окончании Великой Отечественной.
Хороводныe частушки [Яблочко] (сл. И. Ольховский) Воронеж. РНХ, 1948
До сих пор нет окончательного ответа на вопрос о происхождении мотива «Яблочка». Разные специалисты называют в качестве его «прародителей», кто английский (кельтский) танец моряков «хорнпайп» («матлот»), кто украинские припевки, кто молдавскую песню-пляску «Калач». Фактом является то, что буквально накануне Первой мировой войны на свет появляется русская песенка, которая затем превращается в пляску. А еще позже становится основой для огромной серии народных частушек.
Вообще, именно в годы гражданской войны и интервенции в нашей стране сам стиль народных куплетов-частушек приобрел широчайшее распространение. Это естественно, поскольку основу Красной Армии составляли выходцы из крестьян и городской бедноты, для которых этот жанр был привычен.
Если говорить о других «сериях» частушек, то помимо «Яблочка», ставшего безусловным явлением в те годы, звучали традиционные куплеты разных регионов страны. Но «новые серии» ограничивались не только «Яблочком».
Например, в Сибири и на Дальнем Востоке большую популярность приобрел «Шарабан», в основе которого лежала фривольная песенка тех лет «Ах, шарабан мой, американка».
Ставший знаменитым на всю страну куплет про адмирала Колчака относился именно к частушечной серии «Шарабан»:
Мундир английский,
Погон французский,
Табак японский,
Правитель Омский…
Не минули народного куплетного жанра и профессиональные авторы. Так, знаменитый пролетарский поэт Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов) также обращался к жанру частушки.
Эх-ма, частушки (Песня «Батрацкая») (сл. Д. Бедный) Б. Борисов, 1919
В годы гражданской войны и интервенции творчество Демьяна Бедного оказалось наиболее востребованным среди красноармейцев. Поэтому на его произведениях нужно остановиться отдельно. К слову, в те непростые годы отмечены многочисленные, но безуспешные попытки у противников Красной Армии: у белогвардейцев, «зеленых» и даже интервентов «копировать» стиль его «агиток».
Творчество Демьяна Бедного всегда было «публицистично», оно отражало наиболее значимые тенденции и события тех лет. Он писал на очень важные для молодой советской республики темы. Например, о надежде, которую возлагало советское руководство на помощь со стороны зарубежных «братьев по классу».
Братьям. Международному пролетариату, мелодикламация (сл. Д. Бедный) Б. Борисов, 1919
В огненном кольце, мелодекламация (сл. Д. Бедный) Б. Борисов, 1919
Для того чтобы полнее понять вопросы, волновавшие рядовых бойцов Красной Армии и простых людей в те годы, нужно послушать песни, которые тогда были написаны на стихи Демьяна Бедного.
Песнь старика (Стихотворение «Дедушка») (сл. Д. Бедный) Б. Борисов, 1919
Донская песня (сл. Д. Бедный) Б. Борисов, 1920
Но, конечно, самым знаменитым произведением тех лет Демьяна Бедного стала песня «Проводы», сегодня более известная по строкам: «Как родная меня мать провожала» и «Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты».
Проводы (народная, аранж.Д. Васильев-Буглай, сл. Д. Бедный) Хор ВРК, 1934
Стихи были написаны в 1918 году в Свияжске. Авторство музыки «Проводов» часто приписывают знаменитому композитору тех лет Дмитрию Степановичу Васильеву-Буглаю. На самом деле он является лишь автором аранжировки к мелодии украинской песенки «Комарик». Журнал «Музыкальная новь» в 1924 году писал, что песня «Проводы», «в отношении популярности сейчас побила рекорд. Ее знают почти во всех уголках СССР».
Несколько десятилетий спустя известный советский поэт Евгений Долматовский в своей книге «50 твоих песен» написал: «…Первой советской песней с полным основанием называют «Проводы» Демьяна Бедного. Подобно многим другим песням тех времён, она была написана так, что ее можно было напевать на народную мелодию».
Нужно сказать, что «Проводы» — не единственная агитационная песня Демьяна Бедного, призывающая молодежь вступать в Красную Армию. Так, например, по стране часто распевалась и песня «По деревне парни ходят», написанная на стихи поэта из повести «Красноармейцы».
По деревне парни ходят (Пов. «Красноармейцы») (сл. Д. Бедный) хор Ф. Алехина, 1925
Позже Демьян Бедный писал, что созданные им песни — это «разного калибра застывшие осколки, которые когда-то были разрывным снарядом… Осколки застыли, заржавели, может быть, но они честно сделали свое революционное дело». По его мнению, важно, «чтобы их изучали, как и из чего они делались, в чем заключалось мастерство изготовления агитационного снаряда».
Мастерство создания «агитационного снаряда» присуще было не только Демьяну Бедному. В те же годы начинал свой творческий путь Василий Иванович Лебедев-Кумач. Именно его перу многие исследователи революционного фольклора тех лет приписывают появление нового текста у народной песни «Дуня — ягодка моя».
Дуня (комсомольская песня, сл. В. Лебедев-Кумач) Хор п.у. Алехина, 1925
Возможно, «Дуня» была написана уже после окончания гражданской войны. Но есть много свидетельств тому, что эту песню напевали красноармейцы именно в военные годы. Да и по своему сюжету, по построению она перекликается с «агитками» времен Гражданской.
Вообще, в первые послевоенные годы были написаны несколько песен, которые с полным правом можно отнести к полноценным военным. Пожалуй, самой знаменитой из них стала «Там вдали, за рекой», написанная поэтом Николаем Коолем в 1924 году. Ритмической основой для нее стала знаменитая каторжная дореволюционная песня «Лишь только в Сибири займется заря», мелодия которой позднее была аранжирована Александром Васильевичем Александровым.
Там вдали, за рекой (неизв., Н. Кооль, 1924) Гос. мос. хор, 1949
В завершении сегодняшнего материала — еще одна песня, текст которой был написан в 1924 году. Речь идет о «Комсофлотском марше», автором слов которого является знаменитый советский поэт Александр Ильич Безыменский. Иногда ее название заменяют строками из текста песни: «Вперед, краснофлотцы» или «Низвергнута ночь».
Комсофлотский марш (Низвергнута ночь) (неизв., сл. А. Безыменский, 1924) АПП Северного фл., 1950
Его мелодической основой стала знаменитая революционная песня самого начала ХХ века, одна из тех, что звучали в годы революции 1905 года, «Нас давит, товарищи, власть капитала». Позднее ее аранжированная музыка стала мелодией «Комсофлотского марша». Песня стала ярким воззванием к построению нового мира, когда уже «низвергнута ночь».
В «Комсофлотском марше» продолжает звучать призыв развеять «по всем океанам и странам… алое знамя труда», иными словами ко всемирной революции. Вскоре этот лозунг сменится. Но об этом — уже в других публикациях.
В следующих статьях мы еще будем возвращаться к тому славному периоду нашей истории, расскажем об авторах песен и покажем редкие записи песенно-музыкального наследия тех лет.