Дистанционная шизофрения
Карантинно-дистанционное безумие
Первого сентября в России наступил рай для школьных бюрократов. Теперь они сами, каждый в своей школе, решают — как, когда, кого и на сколько отправлять на дистанционное обучение. Причем каких-то вразумительных объяснений по поводу того, какая есть необходимость в смешанном обучении (дистанционное + очное), они не дают. А федеральные и региональные министерства таковых объяснений от них, похоже, и не требуют.
Давайте посмотрим, к чему же это привело за первые три недели этой бюрократической вольницы. Сведения о смешанном обучении я взял из чата «Антидистанционка» в мессенджере WhatsApp. В этом чате собрались родители, обеспокоенные тем, что их дети уже сейчас обучаются частично дистанционно, либо есть угроза перехода на смешанное обучение. В чат пишут в основном родители Астраханской области, но есть и из других регионов.
Я ни в коем случае не считаю сведения из мессенджеров достоверными: кто-то неправильно нажал на кнопку телефона и поэтому написал не то, что хотел; кто-то написал со слов соседа, а тот еще с чьих-то слов, и получилось, как в игре в испорченный телефон. Но в основном все в этом чате сообщали информацию по той школе и классу, где учится их ребенок, и преднамеренно врать им было незачем.
Если бы информацию о том, в каком городе и какие школы, а в них какие конкретно классы перешли на ту или иную форму смешанного обучения, предоставили федеральное и региональные министерства образования, то я бы воспользовался ей и не стал бы искать в мессенджере. Но, к сожалению, такую информацию в респектабельных источниках мне найти не удалось, поэтому пришлось воспользоваться сведениями от самих родителей, изложенными ими в чате. И лучше хоть такая информация, чем вообще никакая.
Итак, в чате «Антидистанционка» родители сообщили, что в Астрахани в СОШ № 11 и лицее № 1 учеников с пятого по одиннадцатый классы один раз в неделю отправляют на дистанционное обучение. Этот день — «плавающий», то есть сегодня для данного класса — это среда, на следующую неделю может быть четверг и так далее.
Но чаще, как, например, в 32-й и 18-й школах, на дистанционку отправляют в субботу, называя этот день проектным или консультативным. Сразу вспоминается, как ликвидацию школ заменили на оптимизацию, но с тем же самым конечным результатом. При этом всячески подчеркивалось, что школы не закрывают, а лишь оптимизируют.
Субботнюю, наиболее распространенную дистанционку, родители шутя называют «шаббатом» (так, напомним, называется суббота в иудаизме, в этот день предписывается воздерживаться от работы). Сравнение с шаббатом становится особенно точным, когда в субботу не только не учатся очно, но и дистанционно, как сообщают родители о 22-й школе. О школе в Красных Баррикадах (Астраханская область) родители также рассказывают, что субботний день там выходной. Я ни в коем случае не утверждаю, что в этих школах действительно два выходных, возможно, «на бумаге» лишь один, а возможно, и на самом деле там в субботу дистанционно учатся, и просто родители не сумели определить, что то, чем в этот день занимаются их дети, и есть учеба.
Конечно, у детей с первого по четвертый классы и до так называемой эпидемии коронавирусной инфекции по субботам был выходной. Кроме того, в некоторых школах выходным этот день был и для всех учащихся. Но это внедрялось постепенно, в каждой конкретной школе и родители понимали смысл нововведений. А тут ввели сразу и без понятных объяснений, и — на дистанционное обучение. Отсюда и шутки про шаббат.
Но всех переплюнула Школа одаренных детей — там не один, а два дня «дистанционки» в неделю. Возможно, руководство школы решило, что это будет способствовать раскрытию способностей детей? Вот только почему-то, как пишут в мессенджере, педсовет решил не оценивать работы по ВПР (всероссийские проверочные работы, способ оценки учеников). Может быть, хотят провести ВПР после введения уже трех дней «дистанта» в неделю, когда таланты учеников раскроются полностью?
В некоторых школах уроки идут уже не по 45, а по 30 минут, и родители жалуются, что дети не успевают усвоить материал, особенно когда часть времени этого, уже сокращенного урока, уходит на измерение температуры. Так было в одной из школ, пока родители не пожаловались директору.
Но дистанционку вводят не только по дням, но и по предметам. Так, например, в школе в Трусово (левобережный район Астрахани) пять предметов перевели на дистанционное обучение. И в 29-й школе 22 урока очно, а 6 заочно, в том числе английский и немецкий языки, история и родная литература.
В школе на Солянке (пригород Астрахани) «дистант» был 11 сентября, а потом 18-го, причем опять в пятницу. Родителям сообщили о проблемах с водоснабжением, и учебное заведение перевели на дистанционное обучение. Поскольку суббота там почти наверняка «проектная», то уже две недели подряд дети учатся очно только по пять дней. Родителей настораживает, как бы все это не вошло в систему и школа не перешла на «четырехдневку» на постоянной основе.
А вот из школы в Ильинке (Астраханская область) пришла радостная весть. Там нет ни ЦОС (цифровая образовательная среда), ни ДО (дистанционное обучение).
В школе № 51 почему-то в период выборов было три дня «дистанта», по крайней мере так пишут в чате. Есть ли связь «дистанционки» с работой избирательных участков, судить не берусь, но родителям все это кажется подозрительным.
О том, сколько продлится вся эта дистанционная чехарда, можно узнать на сайте 59-й школы. Там прямо и честно сообщается, что до первого января. Но ведь это в только в этом году, а что будет в следующем — не сообщается. Никаких проблем с продлением срока при таком подходе не будет.
Но особенно поразил меня документ, фотографию которого прислали мне родители одной из школ Астрахани. Не берусь утверждать, что фото подлинное, поскольку оно размещено на сайте, для доступа к которому нужно иметь учетную запись и пароль.
На фото — приказ за подписью и печатью директора школы. Чиновник приказывает перевести на дистанционное обучение «обучающихся» (так в документе) трех классов сроком на четыре дня! Поскольку в этой школе, скорее всего, также есть «шаббат», то в общей сложности ученики этих классов шесть дней учебное заведение не посещали. Указана и причина «ссылки» на «дистант»: «В связи с профилактикой распространения новой коронавирусной инфекции».
То есть сроки карантинизации теперь вообще, как оказалось, не обязательно хоть как-то обосновывать особенностями течения коронавирусной инфекции. Хочешь — на 14 дней, а хочешь — на три месяца. Глава Роспотребнадзора же говорила, что коронавирус может выделяться до 90 дней после выздоровления пациента. А если кто не рискует сразу на 14 дней, то можно поупражняться с шестидневным карантином, и если родители все это «проглотят», то уже потом нарастить сроки. Есть такое выражение — «проверка на вшивость». Так может, уже и стали проверять?
Был выполнен этот приказ или нет — установить несложно. Для этого нужно лишь опросить родителей учеников этих классов данной школы.
Но когда я ознакомился с содержанием другого документа, размещенного уже совершенно открыто на сайте одной из школ, то понял, что и предыдущий документ вполне может быть подлинным.
Другой документ тоже является приказом с подписями и печатями. Там директор одной из астраханских школ отправляет на «дистант» все классы, начиная с первого, в пятницу 11-го и понедельник 14-го. Поскольку суббота уже похоже просто «по определению» на дистанционке, да еще и плюс воскресенье, то в общей сложности учеников в школе не было четыре дня. И, как явствует из приказа, это связано «с необходимостью дезинфекции, санитарной обработки здания после выборов». А принят приказ был (и там это указано) «на основании письма» областного минобра и «во исполнение письма» председателя ЦИК РФ.
Вот так, направо и налево, и совершенно не стесняясь, используют «дистанционку» в Астраханской области. Трубы прорвало — школу на дистант, выборы — туда же. «Оптимизированная» школа переполнена и там даже в трех сменах тесно — «дистанционка» решит эту проблему, можно и дальше продолжать оптимизировать. Можно сокращать учителей — перевести предмет на «дистант». Да мало что можно еще придумать! Вот на свадьбу кому-то поехать в другой регион захотелось — закрой школу и гуляй на здоровье. И ведь все это только начало, со временем чиновники, если их не остановить, войдут в раж и еще много чего придумают, они еще просто не успели «отжать» все досуха от «дистанта».
Но ведь не только же в этом регионе. Родители из столицы Кабардино-Балкарии пишут в чате, что и у них в четвертой гимназии по субботам дистанционка.
Однако все вышеизложенное представляется мне лишь мелкими шалостями в сравнении с тем, что происходит в некоторых других регионах. И там уже не обязательно (хотя и желательно) собирать информацию по родительским чатам. Там не на день-два на «дистант» сажают, а на полноценный карантин, причем десятками классов, и уже об этом СМИ пишут. Они о «хулиганстве» астраханских школьных бюрократов не пишут, а о карантинизации классов пишут. При этом обычно всячески подчеркивается, что не школы же закрывают, а всего лишь отдельно взятые классы. Но, например, в Краснодаре «фугуют» целыми школами и три уже закрыли. Там вопрос решают радикально. Хотя демонизировать именно краснодарских чиновников я бы не стал. Как пишут в чате родители, в городе Гулькевичи из этого региона в первой и второй школах дистанционного обучения нет.
В Астрахани чиновники Минобра еще помнят разгневанных родителей, пришедших на прием к региональному министру образования в связи с экспериментом с ЦОС, заваливших возмущенными письмами все инстанции, которые хоть как-то могли иметь отношение к образованию. И потому здесь чиновники еще пока «стесняются» и о карантинизации классов, а тем более школ, может быть, втайне и мечтают, но вводить ее опасаются.
Здравый подход врачей
Родители, конечно, в ступоре от всей этой вакханалии, но тем более они приходят в крайнее недоумение, когда включают телевизор и смотрят там на «Первом канале» передачу с известной телеведущей Малышевой.
Они смотрят, как в сюжете, названном «Без вины виноватые», телеведущая рассказывает о том, что детей, в том числе и в российских школах, совершенно напрасно посадили на карантин. При этом Малышева вообще не касается вопросов дистанционного обучения, поскольку это не ее «епархия», но ведь одно следует из другого. Нет карантина и так называемой необходимости снижения нагрузки на систему здравоохранения — нет и дистанционного обучения. Да, говорится на самых верхах, что ДО — это значит шагать в ногу со временем. Но при этом же добавляется, что «дистант» не должен приводить к ухудшению качества образования. Я считаю, что дистанционка в школах всегда будет приводить к ухудшению качества образования. И, похоже, не только я так считаю, похоже, что чиновники от образования думают примерно так же.
Иначе при введении «дистанта» они бы и объясняли все необходимостью повышения качества образования. Но они этого не делают! Не делают именно потому, что прекрасно понимают, что качество образования при ДО только снижается и уж никак не повышается.
Очень хорошо все это понимая, они обосновывают введение «дистанта» не какими-то там присущими ему преимуществами, а необходимостью его введения для предотвращения заражения коронавирусной инфекцией.
А вот Малышева в этой передаче как раз и доказывает, что детей в школах карантинили совершенно напрасно, как без вины виноватых. При этом она ни в коем случае не упрекает российские власти за весенний карантин. Телеведущая говорит, что поскольку о коронавирусе было мало что известно, карантинизация школ была необходима, нужно было подстраховаться во избежание массовых заражений и возможных смертей. То есть Малышева всячески подчеркивает, что она ни в коем случае не в оппозиции, что все было сделано правильно. Однако сейчас, когда действие коронавируса на организм детей изучено, можно смело отказываться от карантинизации школ.
Она ставит в пример школы Австралии, где, несмотря не резкую критику, в том числе и со стороны родителей, премьер-министр настоял на том, чтобы детей не отправляли на «дистант». Телеведущая рассказывает о крупномасштабном австралийском научном исследовании, в результате которого выяснилось, что дети практически не заражают друг друга коронавирусом, лишь в 0,3% случаев. Более того, дети вряд ли заразят своих бабушек и дедушек, вероятность этого всего лишь 1%. Чаще всего взрослые заражают взрослых, тут вероятность 4,4%.
Малышева сравнивает закрытые на карантин школы Финляндии и открытые школы Швеции. Она приводит цифры инфицированности детей в этих странах и утверждает, что в Швеции она была почти в четыре раза ниже. При этом в обеих странах от ковида не умер ни один ребенок, хотя в единичных случаях приходилось прибегать к реанимационным мероприятиям.
Что меня особенно удивило, так это то, что телеведущая своими руками на программе снимает маску с ребенка, объясняя, что носить ее нет никакой необходимости. Делает это та самая Малышева, которая еще несколько месяцев назад входила в экстаз от того, что ее идея об обязательности ношения масок, наконец-то, реализована в РФ. Тогда она предлагала носить маски не только в городе, но даже и на даче, причем не только в дачном домике, но и на грядках. Малышева объясняла свои дачно-масочные «фокусы» тем, что на дачах может быть хантавирус. Его разносят мыши, они оставляют испражнения и в домиках, и на грядках. Мышиные фекалии, содержащие хантавирус, высыхают, и если их случайно задеть руками или веником, они с пылью могут попасть в легкие, и тогда появляется риск заражения очень опасной болезнью. И никаких исключений по поводу масок для детей тогда Малышева не делала.
Кроме того, родители смотрят передачи и на другом центральном и популярном телеканале «Россия 1». Там им известный врач и телеведущий доктор Мясников рассказывает, что ежедневно публикуемые сводки числа заболевших коронавирусной инфекцией — на самом деле лишь сводки числа людей, у которых тест на коронавирус показал положительный результат, и не более того. Он говорит о множестве бессимптомных так называемых больных ковидом. Какие они больные, если бессимптомные? Александр Мясников считает, что по коронавирусу важны только две цифры: сколько в реанимации больных ковидом и сколько умерло.
Хотя по поводу умерших лично мне очень хотелось, чтобы в сводках четко разделялось, сколько умерло от ковида и сколько пациентов с коронавирусом умерло от других причин, с ковидом не связанных. При этом в одних случаях ковид мог быть дополнительной причиной смерти, а в других (например, тяжелая травма) — не мог. Пока что такого разделения, как правило, не делается.
Мясников считает, что фактически сейчас идет «зомбирование» цифрами коронавирусной инфекции.
Карантинно-дистанционная шизофрения и ее лечение
Если сопоставить все, что написано в первой части этой статьи, с тем, что написано во второй, то смело можно ставить диагноз «шизофрения» власти, по крайней мере в области карантинизации детей и дистанционного обучения. Потому что я как-то не очень верю в реальное отсутствие цензуры на центральных телеканалах. То есть, может, это теоретически и не является цензурой, а какой-то там самоцензурой или еще чем-то, но я не верю в то, что на практике какие-то врачи и телеведущие из передачи в передачу могут транслировать какую-то там отсебятину. Они выражают мнение определенной части российской элиты. И мы видим, что мнение это прямо противоположно тем постулатам, на которых основана необходимость карантинизации школ и дистанционного обучения.
Причем хочу подчеркнуть, что дистанционное обучение связано только с карантинизацией. Только с ней, а не с чем-нибудь еще. Потому что «фокус» с тем, чтобы показать «дистант» как прогрессивное, несущее новые возможности веяние, не удался. Более того, не нашлось или почти не нашлось даже серьезных «фокусников», которые рискнули бы продвигать дистанционное обучение как шаг вперед.
Лечить эту шизофрению, во-первых, должна сама власть, здоровая ее часть. Именно она должна окоротить всех сторонников «дистанта» и избыточного карантина детей. Иначе мы рискуем получить социальный взрыв. Но даже если его и не будет, то качество образования уж точно пострадает. А соответственно пострадает обороноспособность страны и ее конкурентоспособность на мировом рынке. Ведь очень скоро дети «дистанта» поступят в вузы, там еще дополнительно «одистанционятся», а потом пойдут на заводы, в проектные и конструкторские бюро, в том числе разрабатывающие новые виды оружия.
Однако боюсь, что решить эту проблему только сама власть без помощи народа не сможет. Чтобы бороться с этим карантинным злом, надо показать его во всей красе. Власть создала систему, в которой, что называется, черт ногу сломит. В каждой школе и чуть ли не в каждом классе теперь свои правила. Попробуй скажи, что теперь у нас два дня в неделю дистант в школах, то есть треть времени обучения летит, что называется, «коту под хвост». Вам тут же ответят: «А вот в этой школе только один, да и то не дистант, а консультативный или проектный день. А в этой вообще таких дней нет, а только предметная „дистанционка“, а в некоторых вообще нет никакого дистанта».
Поэтому, во-вторых, народ должен помочь власти и собрать информацию о масштабах этого зла. А потом написать письма во все ведомства. И федеральные, и региональные, и вплоть до каждой школы. А также записаться на приемы к чиновникам и устно представить им всю картину происходящего.
Почему народ лишь «во-вторых», а не «во-первых»? Да, я лично бы хотел, чтобы он был «во-первых», но пока что он находится в таком состоянии, что только «во-вторых», и уже хорошо то, что хоть не «в-третьих».
Помочь народу могут и должны общественные организации, но не те, которые зовут его на майдан, а те, которые хотят конструктивно работать.
Такой организацией является Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление», сокращенно РВС.
Звоните на телефон горячей линии РВС 8 800 100-97-24 и сообщайте о фактах дистанционно-карантинного безумия, но пока только не об одном-двух днях «дистанта» в неделю, а о закрытии на карантин классов и школ. Потому что если все будут звонить по поводу мелких «шалостей» в виде субботнего «дистанта», то дозвониться скорее всего не получится, так как телефон будет перегружен.
По поводу субботнего, выборного и прочего школьного «мелкого хулиганства» чиновников, имеющего отношение к «дистанту», пишите в региональные группы РВС в социальных сетях, в основном в «ВКонтакте». К сожалению, не в каждом регионе имеются отделения РВС, но во многих они есть, и общую картину мы получим.
Мы составим общее представление о масштабах школьного карантинно-дистанционного зла, мы уведомим обо всем этом власть, в том числе и через СМИ.
Все сведения мы сообщим НАРОДУ, он должен знать, что происходит в стране, иначе так и не заметит, что падает в пропасть.