Веками, если не тысячелетиями, существовала некая культура преодоления предела, который одновременно манил и пугал

И всё же, почему мы выбираем первый и второй ответы?

Алексей Леонов, Андрей Соколов. Космодром на спутнике Юпитера. 1973
Алексей Леонов, Андрей Соколов. Космодром на спутнике Юпитера. 1973

«Неужели мы рождены для скотского благополучия и остающуюся нам горсточку вечерних чувств не посвятим дерзанию выйти на запад, за Геркулесовы вехи — туда, где мир продолжается без людей?» Данте

В статье С. Александрова говорилось об итогах соцопроса, проведенного среди участников движения «Суть времени» — то есть в своеобразной фокус-группе — на тему, зачем нужно освоение космоса. Большинство (46%) считают, что космонавтика — это передовое направление познания окружающего мира. Чуть меньше (40,9%), — что космонавтика — это средство обеспечения бесконечного существования человечества. То есть оба ответа говорят о высоком, отнюдь не прагматическом отношении к космонавтике, да и к смыслу существования человека вообще — об ощущении особого предназначения человечества.

Освоение космоса как нельзя лучше выражает познавательную природу человека. Скажем честно, на земле практически не осталось неизученных мест. Самые высокие горы давно покорены, а глубины моря потеряли свою таинственность, их карты можно уточнять, но не более.

Это означает, что мы сталкиваемся с беспрецедентной в историческом смысле ситуацией, когда человечество рискует лишиться одной из своих основополагающих характеристик — постоянной пространственной экспансии за пределы своего пребывания.

С незапамятных времен люди постоянно двигались вперед, несмотря на неудачи и препятствия. Мы, люди, всегда куда-то шли, бежали, плыли, в конце концов, летели на протяжении всей нашей истории. Дух путешественников и первооткрывателей был свойственен большинству цивилизаций.

Да, очень часто людей толкали на это как необходимость, так и личные амбиции, но этим всё не ограничивалось. Веками, если не тысячелетиями, существовала некая культура преодоления предела, который одновременно манил и пугал. Эта культура обещала и разочаровывала, но почти всегда двигала людские коллективы к границе собственного развития и за нее, открывая перед ними новые рубежи, и не только географические.

Отказ от освоения космоса в каком-то смысле мог бы означать нарушение этой древнейшей человеческой традиции. Закупоривание человечества в отдельной области пространства, какой бы большой она ни была, приведет к «варке в собственном соку» вне свойственного нам исторического восходящего курса. Если рассматривать человечество как своего рода космос, то остановка его экспансии может запустить обратный процесс — сжатие, а затем, в перспективе, и схлопывание.

Захватывающая дух глубина Космоса, его безграничность не сравнимы ни с чем, но даже более прагматичный взгляд на вещи побуждает нас его изучать.

Если Россия намерена и далее остаться в числе ведущих мировых держав, важность развития космической отрасли, как гражданской, так и военной, будет только нарастать. Не секрет, что страны, официально называющие нас своим врагом, все усилия предпринимают для того, чтобы обеспечить свое военное господство за пределами земной атмосферы.

Такое развитие ситуации абсолютно неприемлемо для России, а значит, отечественная космическая военная отрасль должна как минимум не уступать той, которой располагают наши постоянно консолидирующиеся против нас враги.

Военно-экономические, геополитические выгоды от лидерства в развитии космических технологий, безусловно, важны, а для России жизненно необходимы. Но даже это не главное. На мой взгляд, гораздо важнее та неразрывная связь между покорением космоса и будущим человечества, которая была очевидна многим гениальным творцам: от мудрецов древности, которые, опираясь на мифы, чертили карты судеб по движениям звезд, до героев близкого нам времени: Константина Циолковского, Сергея Королева, Николая Кибальчича, Валентина Глушко, Фридриха Цандера, Юрия Кондратюка и других.

Да, покорение Солнечной системы, галактики и вселенной многим может казаться титанической сверхзадачей. Но кто сказал, что человечеству предуготовлена карликовая судьба?

На момент написания этой заметки в одной из популярных соцсетей действует канал ученого-физика из Калифорнии (США), посвященный будущему освоения ближнего и дальнего космоса. Англоязычный ресурс имеет уже более 600 тыс. подписчиков, а наиболее популярные видео набирают более 1,5 млн просмотров.

Ученый в основном подходит к потенциальному освоению космоса с технической стороны, не рассматривая возможных инноваций в социально-общественной структуре общества. Согласно его парадигме развития освоения космоса, доминирующая на данный момент в мире социально-общественная формация (пост-капитализм) способна обеспечить необходимое развитие производительных сил для обеспечения преодоления космического барьера.

Предлагаемая калифорнийским физиком технократично-оптимистическая концепция развития освоения космоса спорна, особенно принимая во внимание наличие неявных, но уже ощутимых регрессивных мировых тенденций в области по-настоящему качественного развития. Но даже если такие тенденции не возобладают, неужели человечество не способно предложить ничего нового в социально-общественном плане, чтобы обеспечить необходимый рывок в космической сфере?

И тут опять без России не обойтись. Присущая нашей стране традиция целостного подхода в решении макрозадач и опыт коммунистического развития, являющегося единственной альтернативой господствующему, но уже очевидно исчерпавшему себя посткапиталистическому развитию, дают нашей стране, что называется, все карты в руки.

Не Россия ли всегда грезила об этом, начиная с первых полетов воздушных первопроходцев и заканчивая героями научно-фантастических романов Ефремова?

Возможно, дальний космос никогда не покорится не лишившемуся оков, несправедливому человечеству. Если это так, именно Россия исторически призвана указать миру новый путь его покорения, первой лишаясь оков внутри себя и устремляясь освобожденной стрелой в вечно манящую ее космическую высь.