Мысли эпохи в композиции фонтана «Дружба народов» — фоторепортаж
Отжурчали струи фонтана «Дружба народов» вот уже второй сезон после восстановления. Впереди долгое ожидание следующего лета с веселыми переливами струй. И, наверное, как раз настало время поразмыслить над тем, а что же нам вернули после реставрации этого шедевра.
Нет, нет и еще раз нет. Речь не пойдет о качестве реставрации. Здесь всё просто идеально. И это обсуждено в прошлом году всеми.
Речь должна идти о моральной, культурной, исторической и иной реабилитации или восстановлении извращенного информационного пласта, который окружает фонтан «Дружба народов».
Два сезона граждане гуляли, любовались возвращенной нам красотой, а переосмысления того, что было создано в начале пятидесятых, я лично пока не встречал. Давайте взглянем не предвзято на этот период.
Выстояли и победили в войне с черной тьмой. Залатали первоочередные дыры, и встал вопрос о строительстве СССР мирного времени, а значит, и вопрос о восстановлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ).
С начала пятидесятых началось переустройство всей выставки. Статуя Сталина на ВСХВ из бетона, а не мрамора была демонтирована в 1950-м году, а не после 1953-го года. Демонтирована и не восстановлена ни в каком другом виде она могла быть только по прямому согласованию с правительством и лично Сталиным.
Перед павильоном «Украина» запланировали Главный фонтан, названный так в документах, а иного названия для документов и не могло быть. Тем более, что его необходимо было еще спроектировать. В 1951-м решено было переместить Главный фонтан ближе к Главному зданию (на нынешнее место фонтана) вместо площади для митингов. Это решение, на мой взгляд, могло быть принято даже не по согласованию, а только по указанию правительства и лично Сталина, ведь аннулировать площадь для митингов на втором по значению, после Кремля и Красной площади, объекте страны руководство ВСХВ не могло, так как не обладало полномочиями для этого. Такие вопросы в то время решались коллегиально. На первоначальное место Главного фонтана решено было поставить фонтан № 2, который надо было тоже проектировать.
Проектировали фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок» К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский. Идея «Каменного цветка» авторами фонтанов была взята из культурной среды того времени. Это и сказы Бажова, и вышедший в 1946 году фильм «Каменный цветок».
Мы видим, что авторы фонтанов были людьми чуткими и поэтичными, выбирая именно эти темы для фонтанов. Черпали они художественные образы из того, чем жила страна и каждый гражданин СССР.
Будучи людьми с художественным воображением, авторы воплотили в фонтане то, что было разлито в воздухе Советского Союза. Конечно, это Победа, давшаяся неимоверным напряжением. И каждый видел и понимал, что выстоять можно было только сплотившись. Взаимопомощь, невзирая на национальность, стала тем воздухом, которым дышал народ. В мирную жизнь пришли фронтовики и дополнительно привнесли эти настроения братства и победительности. А К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский как люди, живущие одной судьбой со своим народом, услышали и воплотили эти настроения в своем творении.
Для воплощения мало услышать. Надо еще и выбрать правильные изобразительные средства подачи идеи. Фонтанное искусство очень специфично. Это вроде бы и скульптура, но далеко не только скульптура. Фактор окружающего пространства накладывает огромную специфику.
В мировом опыте создания фонтанов есть римские фонтаны из мрамора на узких улочках и мини-площадях. В Версале, аналогично с Римом, там, где фонтаны, устроены именно небольшие аллеи для выигрышного вида мраморных изваяний.
Особое место в фонтанном искусстве, если можно так сказать, занимает Петергоф. В Петергофе основная часть фонтанов расположена на открытых пространствах, и то, что смотрится в Риме и Версале, здесь поблекнет и потеряется в просторе. Архитекторы фонтанов Петергофа восторг золотого декора, который присутствует в дворцах Версаля, здесь, в Петергофе, выставили на простор. Чувство «Виват, Россия!» в фонтанах Петергофа проступает явно и широко. Позолоченные фигуры видны еще издалека и служат ключевыми точками широкой мозаичной композиции, не тонущей в пространстве, а выглядят разворачивающейся чудной феерией. Достигается это цветовой гаммой прежде всего. Цвет — это основа, с которой начинается восприятие всех произведений искусства.
Эти основы К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский прекрасно использовали в своем творчестве. Фонтан «Дружба народов» виден со всех точек огромной площади. Цветовая гамма, использованная авторами, говорит прежде всего о восторге и приподнятом, возвышенном и праздничном настроении. Все фигуры выражают достоинство и основательность, ведь это представительницы своих республик. Каждая занимает достойное место в этом хороводе. Размер фигур прекрасно сочетается с размерами всего ансамбля и самого снопа. Фигуры не смотрятся великанами — они органичны в композиции фонтана.
К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский мне представляются людьми, пропитанными народным духом. Их деяние, т. е. использование золочения для статуй, изображающих представителей народа, является и революционным для мировой культуры, и одновременно пакостным для той части граждан, которые себя называют либералами, а по сути являются народоненавистниками. Критикуя фонтан с различных точек зрения, они внутри себя не могут принять именно это. Мол, в Петергофе золочение мифологических персонажей возможно, а для статуй представителей народа это ай-яй-яй. И мне кажется, что именно здесь сокрыта причина критики фонтана. Мне представляется это своеобразной лакмусовой бумажкой даже для критиков, живших в советское время.
Сегодня, в постсоветскую эпоху, есть большое желание отобрать у К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновского их вклад в создание шедевра под названием фонтан «Дружба народов», объявив, что название придумали потом, и этим сказать, что этими смыслами в то время люди не жили. Но что имеет первооснову? Я думаю, в первооснове стоит творец, замысливший произведение. Творец, переживший муки творчества и создавший совершенство. А писарь, записавший в бумажку название создания, — это только писарь и не больше. К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский — это истинные творцы, впитавшие чаяния народа, его думы, мечты, а главное, чувствующие уже реальную дружбу народов, выразили это по факту. То есть сначала дружба, а потом фонтан, а никак не наоборот.
Оба фонтана, с расположенным между ними розарием, связаны в одно пространство. Это не просто зона отдыха. Это ширь, простор, воля. Тут глаз и любуется близкими красотами, и одновременно взгляд уносится куда-то вдаль.
Двигаясь от Главного здания к фонтану «Дружба народов», вы встречаете представительниц трех славянских республик: России (в центре фото), Украины (слева для зрителя) и Белоруссии (справа для зрителя). Представительница РСФСР — в традиционном русском сарафане со снопом пшеницы в руке. Длинная коса, уложенная на голове, напоминает кокошник.
Представительница Украины — в сорочке, юбке с поясом, а на голове венок с лентами.
Скульптура представительницы Узбекистана создана Зинаидой Баженовой. Отличительные черты женского узбекского национального костюма — тюбетейка, свободный крой платья и шаровары. В руках у девушки хлопок.
Представительница Грузии одета в приталенную чоху, в головном уборе «тавсакрави» и вуали «лечаки» с виноградом в руке.
Девушка из Литвы в руках держит ячмень с льном в одной руке и цветы с дубовыми листьями в другой.
Представительница Латвии (скульптура Зинаиды Баженовой) стоит со снопом пшеницы в руке. Национальный костюм завершает украшение сакта под воротом.
Девушка с множеством косичек и в платье свободного кроя держит хлопок в руках, представляя Республику Таджикистан.
Представительница Туркмении (моделью была туркменская пианистка Гозель Аннамамедова) держит хлопок, на голове тюрбан — элемент национального костюма.
Девушка из Карело-Финской ССР (до 1956 года) держит букет цветов, а у ног елочка.
Представительница Эстонии (моделью была балерина Вирве Кипле-Парсаданян) в традиционном наряде эстонского острова Муху (крайняя слева для зрителя).
Национальный костюм девушки из Армении завершает лента с монетами на головном уборе, а в руках гроздь винограда.
Республику Молдавия представляет девушка с кукурузой (крайняя справа для зрителя), у ног которой гроздья винограда.
Девушка с гирляндой из цветов и хлопка представляет Республику Киргизия. На голове у нее национальный головной убор — тюрбан.
Представительница Азербайджана (крайняя слева для зрителя) в самобытном национальном костюме с цветками хлопка — белым золотом республики.
Самобытный национальный головной убор с перьями на представительнице Казахстана. Это работа скульптора Зинаиды Баженовой.
Обойдя круг, возвращаемся к еще одной представительнице славянских республик — Белоруссии. Моделью для скульптуры была Антонина Гладникова, жена Виталия Гладникова, работавшего художником-постановщиком на киностудии «Мосфильм». В руках у скульптуры яблоко и лен.
Какой может быть серьезный фонтан без обитателей моря!
Фонтан говорит о дружбе народов. А представляет эту тему, конечно же, прекрасная половина СССР — женщины. Давайте посмотрим, как наша прекрасная половина воспринимает чудо под названием фонтан «Дружба народов».
Волонтеры подскажут вам, что и где находится на ВДНХ.
А маска не скроет чуть-чуть насмешливые, с искорками где-то внутри, глаза.
На велосипедах.
Здесь можно помечтать.
Виды от фонтана завораживают.
Приобщение к прекрасному с ясельного возраста.
Побывать и не запечатлеть невозможно.
Настроение.
Улыбка.
Реакция детей на фонтан заслуживает большого фильма.
Свадебные фотосессии у фонтана «Дружба народов» — это еще один большой фильм.
Фонтаны связаны между собой. Через «Каменный цветок» можно разглядеть фонтан «Дружбы народов». Роднит их не только единство авторов, а скорее единый порыв к построению нового, еще не бывалого нигде общества. Народы СССР, имевшие между собой тлеющие конфликты из-за дележа межи, в советское время получили новые смыслы и прошли через сплачивающий пламень Великой Отечественной войны. Это чувство сплочения авторы фонтана выразили очень величественно и тонко. Чувство достоинства своих народов выражает каждая представительница своей республики, а общая композиция говорит о движении в новое общество, ведь это было общество победителей.
Как воспринимает наша молодежь достояние, которое ей вернули? Внимает антисоветским мифам или рассуждает: «Разве мифы соответствуют тому, что я вижу своими глазами? Ведь не могли затравленные люди создавать такие шедевры. Значит, наши предки верили в идеалы дружбы народов и построения нового общества и во имя этой веры совершали великие дела: строили новое общество и увековечивали свои деяния в материальном мире».