Ирландцы заигрывали с «зеленым путем», пока покупали дешевый российский газ
Прошедшие выборы в Ирландии продемонстрировали серьезный сдвиг в настроениях избирателей. На выборах 2020 года Партия зеленых заняла четвертое место в парламенте, получив 12 мест из 160.
Этим они удвоили свое представительство в парламенте (в 2016 году у партии было 6 мест из 158). Эта победа совпала с серьезными изменениями на политической карте страны.
Сенсационная победа лево-республиканской партии «Шинн фейн» разрушила двухпартийный консенсус «Фине гаэл» и «Фианна файл», которые прежде имели на двоих большинство в парламенте. В результате им пришлось искать третью силу для создания коалиционного правительства, и выбор пал на «зеленых».
Неудивительно, что в коалиционном правительстве им достался, в том числе, «профильный» министерский пост: лидер партии Имон Райан возглавил министерство транспорта и окружающей среды и принялся проводить в жизнь зеленую повестку. И эти изменения коснулись буквально каждого жителя страны.
Одни из главных изменений происходили в сфере энергетики. В рамках «зеленого перехода» страна отказывалась от тепловых электростанций и переходила на возобновляемые источники энергии. Поскольку собственных запасов полезных ископаемых в Ирландии немного, главным местным источником топлива для тепловых электростанций служил торф, благо болот в стране много.
Однако торф является одним из самых «грязных» видов ископаемого топлива, поэтому был взят курс на полный отказ от его использования в электроэнергетике. Последняя электростанция, работавшая на торфе, Эдендерри, отказалась от этого топлива в 2023 году, перейдя на биомассу. До этого в 2020 году закрылись 100-мегаваттная теплоэлектростанция в Лейнсборо и, крупнейшая в стране, 153-мегаваттная Уэст-Оффали.
В условиях отсутствия крупных рек и неподходящего климата для перехода на солнечную энергетику Ирландии пришлось переходить на ветроэнергетику. Однако это нестабильный источник энергии, к тому же требующий дополнительной недешевой инфраструктуры для обеспечения стабильности энергосистемы страны (один из таких «стабилизаторов» сейчас строится на месте электростанции, работавшей на торфе).
Ирландия сейчас полагается в значительной степени на теплоэлектростанции, работающие на импортном газе, экспортирует электричество и планирует расширять этот экспорт. Это само по себе вызывало повышение цен на электроэнергию, а наложившись на начало энергетической войны в Европе после начала СВО на Украине, повлекло серьезные проблемы как для предпринимателей, так и для рядовых граждан.
Но «зеленые» усугубили народное недовольство, попытавшись запретить использование торфа для индивидуального отапливания жилищ. Надо пояснить, что как и в соседней Британии, отопление в ирландских домах преимущественно индивидуальное. Люди устанавливают в домах обогреватели, работающие на разных видах топлива.
Торф — это самый дешевый, традиционный вид топлива в Ирландии. Многие добывают его до сих пор самостоятельно на собственных или арендуемых участках. Предложенный министром Райаном запрет ударил бы в первую очередь по самым бедным слоям населения, включая пенсионеров. Поднявшаяся волна возмущения очень быстро побудила министра «дать заднюю» и вспомнить об уважении к традициям.
Но энергетической темой, разумеется, всё не ограничилось. Как и в остальной Европе, «зеленый переход» затронул фермеров. Аграрный сектор играет довольно значительную роль в экономике страны, обеспечив в 2016 году 7% валовой добавленной стоимости (€13,9 млрд (1,55 трлн руб.)). Сельское хозяйство обеспечивает почти 10% товарного экспорта. В отрасли трудится 8,5% всех рабочих страны, а с учетом сектора сбыта и переработки — почти 10%.
Естественно, фермеров очень обеспокоила возможность отказа от современных сельскохозяйственных технологий, включая отказ от использования удобрений. Не порадовала их и перспектива сокращения поголовья скота. Проведенный осенью 2024 года опрос показал, что 9 из 10 фермеров испытывают стресс, большинство — из-за повышенных затрат.
Ирландские фермеры, как и их европейские коллеги, неоднократно проводили акции протеста, не остававшиеся незамеченными остальными жителями страны. И, похоже, их недовольство, а также недовольство остальных граждан ярко проявилось на выборах.
Показательно, что сами ирландские «зеленые» не признают проблемы. Новый лидер партии Родерик О’Горман, единственный из «зеленых», кто пробился в новый парламент, заявил, что партию подставили партнеры по коалиции. Ту же версию провала на свой лад озвучила и еще один «зеленый» министр Кэтрин Мартин.
Неудачу «зеленых» можно было бы списать на общее недовольство граждан работой правительства. Однако другие две входившие в коалицию партии не только не пострадали, но даже укрепили свои позиции в парламенте.
И подобные процессы проходят не только в Ирландии. В других странах «зеленые» также теряют позиции. Характерный пример — падение рейтингов «светофорной» коалиции в Германии. Европейский обыватель терпел «климатическую» повестку в изобильные годы, когда дешевые энергоносители из России позволяли Европе жить припеваючи.
Но как только экономическая ситуация осложнилась, избиратель стал самым очевидным образом голосовать против дальнейшей борьбы с климатическими «ветряными мельницами» за свой счет. И мы, вероятно, увидим это еще не на одних выборах.
(теги пока скрыты для внешних читателей)