Владивосток обустроят с помощью больших данных и денег? Неделя в Приморье
Новые посты и новые назначения
В начале минувшей недели состоялось заседание Президиума Совета законодателей России в онлайн-формате под председательством первого зампредседателя Совфеда РФ Андрея Яцкина и зампредседателя российской Госдумы Ирины Яровой. В президиум вошел и председатель заксобрания Приморского края Александр Ролик.
Также на прошедшей неделе президент России Владимир Путин утвердил состав Госсовета. В него, напомним, вошли 27 глав субъектов РФ. Приморский губернатор Олег Кожемяко также вошел в состав Государственного совета и возглавил в нем комиссию по туризму, физкультуре и спорту.
Новые назначения прошли и на местном уровне: 26 декабря глава Октябрьского муниципального округа Приморья Александр Камлёнок вступил в должность. В тот день прошла соответствующая церемония в селе Покровка.
Впрочем, неделя была богата не только на назначения. Так, 23 декабря стало известно о скорой отставке главы министра лесного хозяйства Приморского края Валентина Карпенко. По данным местных СМИ, он прекратит свои полномочия до конца года. Утверждается, что с Карпенко просто не стали продлевать контракт. Исполнять обязанности главы министерства будет его заместитель Алексей Суровый.
В Приморье намечается конкуренция за Big Data
На прошедшей неделе и немного ранее сразу несколько игроков заявили претензии на «новую нефть» — так называемые большие данные (Big Data) в Приморье. Кроме оператора цифровизации всея Руси Сбербанка на данные приморской жизнедеятельности претендуют японские и корейские партнеры.
Так, подводя итоги десятилетнего сотрудничества Южной Кореи и российского Дальнего Востока на онлайн-форуме, генконсул этой страны во Владивостоке О Сунг Хван заявил о планах продолжения совместных проектов в Приморье. Самым крупным из таких проектов является Промышленный парк «Большой Камень», который был представлен в уходящем году. И одним из ключевых подпроектов в рамках промпарка дипломат назвал проект «Умный город». Пресс-служба правительства Приморья, в свою очередь, акцентировала внимание на «Умном городе» сразу в подзаголовке статьи.
Несколько дней спустя было проведено онлайн-заседание российско-японской группы по развитию городской среды. В ней также участвовал генеральный консул страны-соседа во Владивостоке — Накамура Коитиро. Японцы в части «электронного ума» делают более скромную ставку — всего лишь хотят оснастить Владивосток умными светофорами, но при этом они уже разработали мастер-план города и предложили вводить поэтапные «ограничительные меры для личного и грузового транспорта, развивать общественный транспорт, строить перехватывающие парковки» — чтобы перейти от „города для машин“ к „городу для людей“». Мэр Владивостока Олег Гуменюк отметил, что город уже движется в этом направлении.
Главным претендентом на Big Data Приморья является Сбербанк или, по-новому, просто Сбер. На прошедшей неделе уходящий и приходящий начальники дальневосточного, а также начальник приморского отделений были радушно приняты губернатором края. Он комплиментарно высказался о деятельности Сбербагка в регионе, наградил покидающего пост начальника дальневосточного отделения почетной грамотой, а представители структуры, уже давно мутирующей из банка в крупнейшего российского оператора больших, вернее колоссальных данных, выразили надежду на размещение в Приморье системы «Умный город» или «Умный регион» с биометрической слежкой за людьми.
Конечно, кроме слежки с использованием биометрических данных на улицах, Сбербанк будет продолжать собирать данные о наших детях в процессе дистанционного образования, навязываемого властями всех уровней, а заодно и информацию о нашем здоровье с помощью платформы телемедицины.
Между тем пионером в сборе и анализе информации о лицах и эмоциях приморцев стала администрация Владивостока, которая установила соответствующие системы слежения в нескольких городских скверах и даже успела предложить эту аналитику бизнес-сообществу — чтобы было на что содержать эти скверы.
И естественно, никто не спросил простых людей о том, хотят они быть оцифрованы и отслеживаемы различными системами сбора Big Data, нужны ли им такие «умные» скверы, а в перспективе — «умная» страна. Власти и бизнесу лучше знать.
Японцы в очередной раз хотят обустроить Владивосток
Примерно так же волюнтаристски о развитии Владивостока уже позаботился президент Путин, предложив японцам перепроектировать город — они ведь такие технологичные! Да и на фоне мутной игры вокруг Курильских островов будет какое-то взаимодействие. Хоть и не Сан-Франциско спроектируют, как собирался его далекий предшественник Никита Хрущев, но сотрудничество с партнерами отработаем.
Напомним, совместная российско-японская группа по развитию городской среды, о которой мы писали выше, была создана во времена сближения позиций по Курилам глав Японии и России, и есть некоторые основания полагать, что во многом является декоративным (или декларативным) начинанием. Ведь за 4 года с момента создания было уже представлено несколько планов по реконструкции Владивостока, однако на данный момент осязаемым результатом сотрудничества является единственный комплекс «умных» светофоров под путепроводом на Второй речке.
А заявления рабочей группы о необходимости развития перехватывающих парковок, похоже, адресованы Москве. Владивосток слишком мал, чтобы такой вид парковок мог в нем существовать, а из Москвы такие фразы могут быть услышаны вполне комплиментарно. Вообще, про «город для людей» нужно разговаривать отдельно. Здесь скажем лишь, что забывать про автомобилистов в таком городе как Владивосток тоже не стоит.
Центр Владивостока должен быть доступен не только пешеходам и иностранным туристам, но и обычным людям, большинство которых во Владивостоке передвигаются на автомобилях. Людям из районов города нужно приезжать в центр и парковаться там без опасения за далеко не дешевую эвакуацию своего автомобиля. В центре города сосредоточены административные, деловые, культурные объекты, модные рестораны и торговые площади.
И нужно не ограничения вводить, а организовывать парковочные места. Ограничений ввели уже более чем достаточно. В итоге выиграли только эвакуаторщики. При этом обещанная еще в 90-х многоуровневая парковка в центре в процессе строительства превратилась в офисное здание, а обещанные в этом году несколько высокотехнологичных многоуровневых парковок проблему решить не смогут — мало машиномест.
Проблему предлагают решить развитием общественного транспорта. Мы двумя руками за! Только в условиях Владивостока в обозримом будущем это невозможно. Даже если водители автобусов не будут стоять по 5 минут на каждой остановке, собирая максимум максиморум пассажиров (что само по себе невероятно), транспорт не будет быстрым, потому что для ликвидации пробок необходимо расширять несколько улиц ближе к центру, а бизнесу выгоднее в этих местах строить новые супермаркеты «на дороге», и он их уже построил. А ведь про даже обещанное полпредом Трутневым в прошлом году расширение развязки на Фирсова, судя по всему, просто забыли.
Так что остается порадоваться, что инсинуации японских проектировщиков, вероятнее всего, останутся таковыми. И робко надеяться, что власти не будут закручивать «кошмар» владивостокских автомобилистов, а может даже и перекрывать центр города ради проведения различных мероприятий станут пореже.
Кому нужен мост за 60 миллиардов?
Правительство Приморского края представило на рассмотрение жителей архитектурно-художественную концепцию первого этапа Владивостокской кольцевой автомобильной дороги. Концепция является одной из составных частей «обоснования инвестиций» в размере 60 миллиардов рублей и, помимо прочего, предусматривает строительство двухкилометрового висячего моста с полуострова Шкота до острова Елены, 500-метрового тоннеля для прямого въезда с новой трассы в порт и одного пункта взимания платы за проезд в точке соединения островов Русского и Елены.
Если отбросить дежурные фразы про то, что «сооружение станет архитектурной доминантой и еще одним украшением Владивостока», то единственным приводимым аргументом в пользу траты огромных сумм останется заверение, что они позволят «вывести весь грузовой транспорт морского порта за пределы города». При этом пояснительная часть документа по загадочной формуле пересчитывает весь годовой грузооборот двух портов в 15 миллионов тонн на мифические «154 тысячи грузовых автомобилей», игнорируя существование железной дороги, на которую и ложится основная нагрузка. При таком подходе к «обоснованиям» вопросы куда же направлен реальный грузовой автомобильный поток из портов, можно ли его вывести из города, почему его надо гнать через 2 висячих моста, а не пустить через новую дорогу вдоль Амурского залива, которую, почему-то, отнесли во второй этап строительства ВКАД, ожидаемо остаются без ответа.
Недостаток скучных ответов на банальные вопросы с креативной лихвой компенсируется вниманием к колористическим решениям, выбору светильников и «уникальным перильным ограждениям», на которых изгиб в виде «латинской буквы V», по мнению авторов, должен символизировать Владивосток. Вероятно, патриотическая общественность возмутится дискриминацией кириллицы, а востоковеды посетуют на игнорирование письменных знаков стран АТР. К тому же предлагаемый «символ» случайно до степени смешения схож с новым логотипом одного известного «неБанка».