Непростые времена диктуют виноделам Крыма непростые решения. Интервью
Еще со времен Древней Греции в Тавриде выращивали виноград и делали чудесное вино. Это только на первый взгляд кажется, что изготовить хорошее вино — легко и просто. На самом же деле путь от посадки черенков до поднятия бокала — многолетний титанический труд, требующий тепла человеческих рук, профессионализма, опыта и преданности любимому делу.
И сейчас в Крыму, несмотря на непростые условия осуществления хозяйственной деятельности, связанные с политическими и экономическими мировыми тенденциями, виноделие является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства. О проблемах и перспективах винодельческой отрасли корреспонденту ИА Красная Весна рассказала финансовый директор крымского винодельческого проекта BOGOVICH WINE & VINEYARD Анна Давидович.
ИА Красная Весна: Первый вопрос хотелось бы задать об урожае нынешнего года. Хорошим ли был этот год для Крыма по сбору винограда?
Анна Давидович: Это был непростой год. Почему? Потому что в этом году в Крыму была очень затянувшаяся весна и выпало достаточно обильное количество осадков. И, естественно, это привело к тому, что на большинстве виноградников в части ЮБК (Южного берега Крыма) виноград очень сильно был поражен грибком. Оидиум, мельдью — это, собственно, такие грибки, которые поражают виноградную лозу и оказывают отрицательное влияние на качество урожая и вообще на возможность его собрать.
Соответственно, виноградникам, расположенным около Севастополя, повезло чуть больше, потому что у нас достаточно много было осадков, но всё же не так, как на ЮБК. И здесь большую роль сыграл профессионализм агрономов виноградарских предприятий, потому что этот год он был действительно полностью в руках агрономов. То, как они ухаживают, как выбирают средства защиты виноградников. То есть нужно было соблюсти баланс между качеством тех препаратов, которые используются, — не уйти в какие-то там жесткие гербициды, пестициды, — и в то же время сохранить урожайность.
Насколько мне известно, в севастопольском регионе удалось сохранить достаточно хороший урожай. В нашем хозяйстве мы сохранили практически 100% урожая, собрав с 1,5 гектара около 7 тонн винограда. Это очень хороший показатель, мы им довольны. Но часть наших соседей, к сожалению, потеряли урожай, потому что была такая интересная погодная ситуация, когда над одним участком солнце светит, а над другим град идет. Июльский град очень сильно побил достаточно большое количество урожая. Некоторые виноделы потеряли буквально целые клетки виноградников.
Вторая причина, по которой многие виноделы и виноградари в этом году пострадали, — это большой скачок температуры. Где-то со второй половины июля вдруг резко стало жарко, и днем в течение нескольких суток подряд было до +40. Этот резкий перепад температур способствовал тому, что виноград прозрел неравномерно. Тем не менее эти температурные скачки и большое обилие осадков сыграли в плюс некоторым сортам будущего вина. В частности, это касается игристых вин, это касается белых вин, легких красных и розовых вин, потому что для такого вида вина такие погодные условия, наоборот, отражаются благоприятно на органолептике. Поэтому можно сказать, что 2023 год для некоторых сортов вин будет достаточно успешным.
ИА Красная Весна: Расскажите, какие сорта вин сейчас выращиваются в Крыму для виноделия? Какие из них наиболее популярны для производства вин?
Анна Давидович: В Крыму и Севастополе сейчас активно возделываются технические сорта винограда. Причем если раньше большинство из них привозилось из питомников Франции и Италии, то сейчас всё больше питомников появляется на территории Российской Федерации.
Если говорить про сортовое многообразие, то если где-то лет 10 назад мы видели тенденцию на высаживание таких бургундских сортов винограда, как пино-нуар, шардоне, совиньон блан, шенен блан, сира, то сейчас все большую популярность набирает желание посадить не столь распространенные, распиаренные на территории Европы сорта винограда — такие как гренаш, мурведр.
Также отдается предпочтение и автохтонным сортам винограда (это местные сорта винограда, которые были выведены на территории данной страны). В нашем случае — это кокур, это красностоп золотовский, это цимлянский черный. С точки зрения почвенной характеристики на территории Крыма они чувствуют себя достаточно комфортно, но при этом пока что занимают небольшой процент посадки.
ИА Красная Весна: Чем руководствуются виноградари при выборе сорта винограда для посадки?
Анна Давидович: Наши виноделы и виноградари сажают виноград, в первую очередь исходя из собственных вкусовых предпочтений, а это, как правило, европейские вина таких каноничных стран, как Франция, Италия, Испания, Германия, возможно, рислинг, который очень популярен сейчас в крупных российских городах. Но в то же время желание сажать наши местные сорта тоже есть, и оно сейчас набирает обороты.
Однако на рынке стилистика вина, созданного на основе автохтонных сортов, пока еще не сформировалась. Поэтому это большое поле для деятельности именно в поддержании отечественного производства. Плюс наблюдается очень интересный момент, что многие виноделы стараются уже не как это было 10–15 лет назад — слепо копировать технологии и подходы к виноделию, а пробуют создавать свои терруарные вина — вина с особыми вкусовыми и ароматическими характеристиками, которые присущи именно нашей республике Крым.
ИА Красная Весна: Что вы посоветуете тем, кто хотел бы начать производить свое вино? Можно ли взять в аренду землю в Крыму под виноградарское хозяйство?
Анна Давидович: Да, такая возможность действительно есть. Возникла она в связи с тем, что на территории Крыма и Севастополя еще нет полноценно утвержденного генплана. Есть земли с не до конца определенной категорией земель, либо есть совхозы, у которых есть свои виноградники, но на текущий момент они, к примеру, не хотят использовать в основном производстве, либо у них не хватает мощностей. Поэтому вы спокойно можете арендовать землю, причем срок аренды земли может быть определен до 50 лет. Это действительно возможно в том случае, если вы финансово, либо морально пока что не готовы выкупать полноценный участок земли и сажать на нем виноградник.
Тут надо понимать, что выращивание винограда — это достаточно трудозатратный и трудоемкий процесс. Размер первоначальных инвестиций довольно высокий, и этот бизнес окупается в среднем не ранее чем через 10 лет. Поэтому в связи с этим обстоятельством очень многие виноделы, особенно начинающие, которые не располагают большими свободными денежными средствами, но при этом горят желанием делать свое вино, могут договориться о так называемом негоциантстве.
То есть когда у вас нет своего собственного виноградника, вы можете купить виноград. В этом случае вы договариваетесь о клетке, с которой будет куплен виноград, а также о том, что вы можете следить, как за ним ухаживают в течение всего вегетативного периода, присутствовать на сборе и затем из этого винограда уже произвести вино.
В таком случае даже не нужно брать в аренду землю, вы просто покупаете виноград. Также можно заключить договор с винодельней, на которой вы будете перерабатывать этот виноград. Такая опция тоже возможна, есть специальные юридические инструменты, которые позволяют это сделать. И под эгидой этой винодельни выпускать уже свое вино под своей торговой маркой.
Если же вы понимаете, что вы идете в самостоятельное плавание, где вы покупаете землю, сажаете свой виноградник, ухаживаете за ним, затем его самостоятельно перерабатываете, после строите винодельню, то это уже абсолютно другой объем инвестиций.
Надо сказать, что на старте нужно четко осознавать, что стоит за внешней привлекательностью виноделия и виноградарства, чтобы не разочароваться впоследствии. Да, безусловно, ничто не сравнится с возможностью попробовать вино, произведенное собственными руками, но за всем этим флёром стоят и инвестиции, и довольно трудоемкие затраты.
ИА Красная Весна: Могут ли маленькие винодельческие фирмы выдержать конкуренцию с крупными известными брендами?
Анна Давидович: Это очень хороший вопрос, потому что он животрепещущий. И это как раз то, с чем столкнулись в 2023 году все российские винодельни. С тем, что, производя вино даже очень высокого уровня, с интересной историей, с классной органолептикой, с какого-то небольшого терруарного участка, очень тяжело его затем продать. Поэтому на первоначальном этапе необходимо правильно сформулировать стратегию продаж и маркетинга. Выдержать эту конкуренцию возможно, это доступно.
На мой взгляд, многие крымские виноделы совершают ошибку, останавливаясь на продажах на территории полуострова. На самом деле на материке достаточно большая, хорошая, платежеспособная аудитория. Ее можно и нужно обогащать своим вином, показывать, что оно у нас здесь есть и оно прекрасное. У нас изначально была политика выхода со своей продукцией на материковый рынок в такие крупные города, как Москва, Петербург, Екатеринбург, Владивосток.
И вот сейчас, благодаря трем годам достаточно активной маркетинговой работы, работы с клиентом, популяризации российского виноделия, участия в различных выставках и в различных мероприятиях научного формата, конференциях, нам удалось увеличить число точек продаж аж до 212. Для такого небольшого предприятия, которое производит всего лишь 15–20 тысяч бутылок в год, это достаточно хороший показатель, поэтому всё возможно.
ИА Красная Весна: Какие сложности испытывает сейчас винодельческая отрасль в связи с антироссийскими санкциями?
Анна Давидович: На самом деле полуостров оказался тут, можно сказать, немножко в привилегированной позиции по отношению ко всей остальной территории Российской Федерации, потому что он уже с 2014 года привык жить в условиях санкций. И когда в 2022 году началась специальная военная операция и винодельни того же Краснодарского края столкнулись с теми проблемами, с которыми ранее сталкивался Крым, для них это было более тяжелым ударом, чем для нас. Потому что мы привыкли, что мы уже отгружаемся через какие-то альтернативные компании, расположенные не на территории полуострова, и так далее.
Но все равно трудности есть, особенно в части курсов валют. Понятно, что мы никак вообще на это повлиять не можем, и конечно, когда стоимость оборудования рассчитывается, как правило, в евро, и курс валюты скачет, то здесь лотерея, угадаешь не угадаешь, в какой момент нужно оплатить. Что касается комплектующих, это тоже всё пересчитывается по курсу на дату отгрузки непосредственно, и поэтому здесь мы тоже стали заложниками ситуации.
Плюс очень сильно увеличилось логистическое плечо. То есть если раньше в связи с санкциями оборудование приходило в Краснодарский край, мы покупали его там и перевозили в Крым, то теперь оно путешествует сначала в Турцию, из Турции еще куда-то. То есть увеличиваются эти транспортно-логистические издержки, и за счет этого увеличивается финальная стоимость продукции. Поэтому когда российских виноделов журят, что у вас слишком дорогое вино, всё математически очень легко объясняется. Транспортно-логистические издержки увеличились, курс вырос, плюс очень многие компании отказались сотрудничать после 2022 года с Российской Федерацией, либо отказались наносить, к примеру, клише на пробку.
Мы столкнулись с тем, что ряд зарубежных португальских партнеров — а пробку, действительно натуральную пробку, можно покупать только в Португалии, потому что, ну так природа расположила, что пробковое дерево растет только в Португалии, — отказываются наносить свое клише. Поэтому мы уже находимся в более ограниченном выборе. И вот мы, в свою очередь, стараемся сейчас нащупывать, искать альтернативы. Что-то нас устраивает, что-то нет, были проблемы, в том числе и с бумагой, которая используется для печати этикеток, и с клеем, и с комплектующими для вина, с теми же дрожжами, используемыми при производстве вина, и с оборудованием, которое используется при виноделии: дробилки, прессы.
Всё это производится исключительно на территории Европы. Сейчас подтягивается активно Китай к этому производству, но пока Европа все-таки впереди. И с точки зрения последующего техобслуживания это становится тоже очень тяжело и дорого. Хотя сейчас часть тех же европейских стран меняет свою политику и начинает более благосклонно относиться к российским виноделам, потому что они понимают, что мешать виноделие и ситуацию, которая происходит и складывается сейчас в целом мире, не совсем правильно.
ИА Красная Весна: Существует ли сейчас импортозамещение комплектующих или оборудования для виноделия?
Анна Давидович: Да, действительно, на рынок сейчас выходят новые игроки. В России стали производить хорошие альтернативные комплектующие. В частности, «Кавминстекло» производит очень качественную бутылку как бургундского типа, так и бордоскую бутылку, а также бутылку для шампанских вин. Тоже касается оборудования — емкости, например, мы закупаем в Краснодарском крае, они отличного качества.
ИА Красная Весна: Поддерживает ли российских виноделов государство? В чем эта поддержка выражается?
Анна Давидович: Государство, понимая, что виноделы сейчас оказались достаточно в трудной ситуации, активно нас поддерживает. Наше предприятие, в частности, является получателями субсидий, пока что небольших, но мы работаем над тем, чтобы как раз получить субсидии на емкости. Часть наших коллег получили субсидии под посадку виноградников, часть под обработку этих виноградников. Лично мы получили субсидию на прицеп, который купили для трактора.
То есть от государства идет достаточно хорошая поддержка и по субсидированию, и по грантам. Малые предприятия могут использовать сельхозгранты, если они зарегистрированы как маленькое фермерское хозяйство. Была создана специальная отдельная форма — крестьянское (фермерское) хозяйство, которое позволяет даже маленькому единичному фермеру, который не обладает большим капиталом, законно производить свою продукцию, выходить с ней на рынок, в более упрощенном формате получать лицензию.
ИА Красная Весна: Возможен ли сейчас экспорт крымских вин? Какие страны открыты для сотрудничества с Россией в этой сфере?
Анна Давидович: Что касается экспортных возможностей, надо отметить, что, например, наши коллеги из Франции, именно виноделы, очень благосклонно относятся к российскому вину и с большим удовольствием бы его пробовали. Но, к сожалению, реальный рынок таков, что европейские страны при наличии на этикетке слова «Крым» категорически отказываются ввозить товар на территорию своей страны.
Поэтому я думаю, что сейчас те партнерства, которые Российская Федерация развивает с Китаем и со странами БРИКС, а также с арабским миром — это, на мой взгляд, те перспективные зоны, на которые можно и нужно выходить. Потому что это достаточно хорошая, платежеспособная аудитория, она лояльная, и они готовы пробовать новый продукт, в частности российский, а российский продукт из года в год становится все более высококачественным.