«Трус не играет в хоккей» — достаточно ли одной смелости сегодня?
Выходной день. На катке одного из орловских дворов по набережной Дубровинского раздается оживленный стук хоккейных клюшек — на одной трети поля мальчишки гоняют шайбу. Оставшаяся часть катка тоже не пустует — там рассекают лед малыши, катаются их родители и взрослые пары. Подхожу ближе, среди хоккеистов видна девушка, заметны люди постарше.
Один из них — Сергей Трошин, играет в хоккей за орловскую строительную организацию «Орелстрой» и учится на тренера. Он рассказал, что по собственной инициативе приобщает дворовых детей к хоккею, отметив, что сейчас на этом уровне активность «Золотой шайбы» фактически сошла на нет: «Ее уже даже в деревнях перестали играть. И жалко». (Клуб «Золотая шайба» был учрежден в 1991 году по инициативе заслуженного советского и российского тренера А. В. Тарасова с целью сохранения детского дворового хоккея после распада СССР. Он стал наследником Всесоюзного Клуба «Золотая шайба», созданного в конце 1964 года.) Активист указал на финансовые и организационные проблемы: «Наша администрация не любит вкладывать деньги. За этим всем (дворовыми катками — прим. ИА Красная Весна) нужно следить, заливать».
Хоккеист отметил, что заливка катков и налаживание сопутствующей инфраструктуры — освещения, музыкального сопровождения важны для организации досуга молодежи: «Почему бы здесь освещение не сделать? Здесь бы до девяти катались бы. Освещение, музыку ту же самую… Сюда просто будут много парней с девчонками приходить кататься». Но этому, добавил он, кроме недолгой современной зимы, препятствует безразличие современного чиновника: «Они даже не стремятся, если просишь залить каток. Если кто-то просит сверху, скажем, с Москвы, чтобы катки были залиты, может быть заливают. А так это редкость».
Говоря о своей работе с детьми, активист подчеркнул: «Дети не курят, бегают, веселятся — это самое главное». Он же стремится к тому, чтобы ребята не просто так гоняли шайбу, но играли настоящий хоккей — вели согласованную командную игру, чтобы ход игры по окончании обсуждался, анализировался участниками.
Хоккей сегодня — игра затратная, причем не только с точки зрения морально-волевой и физической, но еще и с финансовой. Хоккеист-полупрофессионал сказал, что организация, за которую они выступают, оплачивает аренду льда в «Ледовой арене» на время тренировок, а все остальные затраты ложатся на плечи игроков: «Форма вратарская стоит сто тысяч в среднем, форма игрока стоит в среднем тысяч 30-40. Где-то б/у, где-то кто-то подарил, где-то денег набрал».
Взрослые решают проблемы своими силами как могут, но ровно те же проблемы справедливы и для детско-юношеского массового хоккея. «Мы искали поддержку для наших хоккеистов, которые в ДЮСШОР занимаются. Приглашали с администрации. Нам что сказали? Перспективные виды спорта — легкая атлетика и такие виды спорта, куда меньше нужно вкладывать денег. И они (чиновники — прим. ИА Красная Весна) выбирают то, что им легче», — заключил Трошин. В дополнение он рассказал о случае с одним из городских чиновников, показательным в плане их отношения к делу. Чиновник, вызванный на открытие «Ледовой арены», пробыл буквально минуту — сфотографировался и ушел, но фотографии с мероприятия на своих ресурсах разместил. «А он даже с детьми не пообщался. И о каком мы (массовом — прим. ИА Красная Весна) спорте говорим, если человек прибежал, убежал, и он свое дело сделал как бы?» — вопрошает активист.
«От массового спорта идет высший спорт. Надо же молодежь откуда-то смотреть и брать. А у нас как получается? Хочешь играть в вышке, заниматься высоким спортом, надо кому-то занести кошелечек. У нас пока в стране это есть, другого ничего не будет», — заключил хоккеист. Также он добавил, что важно создать «олимпийскую школу большую, массовую», в которой занимались бы способные дети.
Вспоминая советское время, спортсмен отметил отсутствие в России идеологии, как механизма, играющего важную роль в воспитании подрастающего поколения. Он подчеркнул, что сейчас нет замены пионерам и октябрятам. Волонтерское движение, по его мнению, рассчитано на уже лично готовых к подобной работе молодых людей 16-18 лет и выше, а для более юных граждан возможность коллективной созидательной деятельности не организована.
Говоря о патриотическом воспитании, Трошин заметил, что «сейчас все идет от родителей».
В итоге остается сказать только одно. Сегодняшняя ситуация с хоккеем, заниматься которым свободно могут лишь дети состоятельных граждан, является более наглядной лишь в силу финансовой затратности этого вида спорта. Но она не является из ряда вон выходящей.
Элитные слои общества и приближенные к ним пока еще могут хищнически эксплуатировать народную любовь к Родине, перекладывая на плечи простых граждан организационные и финансовые заботы по воспитанию подрастающего поколения патриотичным, здоровым и образованным. Но народное терпение не вечно. Особенно, подтачиваемое самими представителями элиты — как спортивной, так и иной, когда они на наших глазах прямо показывают, что свой личный интерес они ставят выше государственного.
Такой курс себя исчерпал, и его давно пора сворачивать. Иначе это рано или поздно чревато социальным взрывом, которым наши западные «партнеры», и сами активно работающие на эскалацию социальной напряженности в нашей стране, не преминут воспользоваться для уничтожения российской государственности и окончательного решения «русского вопроса».