Для Нигера, одной из беднейших стран мира, изгнание США стало крупнейшей дипломатической победой. Для американцев — провалом стратегии в Африке

Как бедный, но гордый Нигер прогнал американцев вслед за французами

Изображение: (cc) Todd Schaffer
Ричард Васике. Африканское племя
Ричард Васике. Африканское племя

В Сахеле происходит что-то удивительное. На наших глазах ключевой регион Африки, десятилетиями считавшийся «вотчиной» Франции и США, выходит из-под западного контроля.

Буркина-Фасо и Мали, власть в которых уже несколько лет удерживают антизападные военные режимы, заявляют о скором отказе от франка КФА. В Сенегале пришли к власти панафриканисты PASTEF. Считавшийся «профранцузским» президент Чада Идрис Деби перед выборами стал откровенным «антизападником»…

Но главную сенсацию последних месяцев, при активном содействии со стороны России, миру преподнес Нигер. 12 апреля стало известно о прибытии в Нигер российских военных инструкторов и систем ПВО. А уже через неделю властям Нигера удалось заставить США согласиться с выводом своих войск с территории африканской страны.

Соглашение о выводе американских военных, как следует из сообщения Альянса государств Сахеля AESinfo от 19 апреля, было заключено в ходе встречи премьер-министра Нигера Али Махамана Ламин Зейна и первого заместителя госсекретаря США Курта Кэмпбелла. Чуть позже это подтвердили официальные источники США.

Для сил, пришедших к власти в Нигере менее года назад, это уже второй подобный успех. Ранее им удалось выдворить из своей страны французов, чувствовавших себя в африканской стране полноправными хозяевами.

Изображение: © ИА Красная Весна
Карта Нигера
Карта Нигера

Выдворение французских военных

Франция, безусловно, была главным объектом недовольства населения Нигера. Бывшая метрополия, несмотря на разговоры о свободе и демократии, в «лучших» традициях колониализма продолжала бесцеремонно эксплуатировать минеральные ресурсы страны, платя за это столько, сколько пожелает.

Так, например, около 20% урана для своих атомных электростанция Франция получала именно в Нигере, ведя добычу варварским способом и оставляя после себя загрязнение окружающей среды.

После государственного переворота 26 июля 2023 года и свержения президента Мохамеда Базума пришедшие к власти военные четко дали понять французам, что так больше не будет — прежние правила, на которых строились отношения, придется пересматривать.

«Мы больше не можем продолжать использовать те же подходы, которые предлагались до сих пор, рискуя стать свидетелями постепенного и неизбежного исчезновения нашей страны», — заявили восставшие военные.

В ответ военные Нигера натолкнулись на беспрецедентное высокомерие, а также экономическое давление и угрозу прямой военной интервенции со стороны Франции и их союзников.

29 июля 2023 года Франция приостановила всю финансовую помощь стране. 30 июля, после того, как к посольству Франции в Ниамее вышли тысячи жителей страны в поддержку путчистов, Эммануэль Макрон заявил, что не потерпит «никаких нападок на Францию и ее интересы», и на любые такие попытки Париж ответит «немедленно и непримиримо».

Вместе с этим было заявлено, что Франция «поддерживает все региональные инициативы», направленные на «восстановление конституционного порядка» и возвращение избранного президента Базума.

В этот же день Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), по сути созданное Францией, выдвинуло путчистам ультиматум, потребовав вернуть власть Базуму. В случае неподчинения ЭКОВАС пригрозило санкциями и применением силы.

В ответ захватившие власть военные совершили неслыханно дерзкий поступок. Выразив «уважение посольству Франции», они заявили, что «в связи с заявлениями высших французских властей относительно ситуации, сложившейся в Нигере с 26 июля 2023 года, имеет честь уведомить его… о денонсации государством Нигер соглашений о сотрудничестве и договоренности в области обороны и безопасности».

Изображение: (cc0)
Абдурахман Тчиани, лидер военных Нигера
Абдурахман Тчиани, лидер военных Нигера

ЭКОВАС передумал, а Нигер — нет

Планы ЭКОВАС по осуществлению военной интервенции стали буксовать. Потенциальные участники военного вторжения один за одним стали идти на попятную, а Нигер получил международную поддержку.

Соседи Нигера Мали и Буркина-Фасо, в которых ранее уже взяли власть в руки антифранцузские силы, прямо заявили, что любое иностранное военное вмешательство во внутренние дела Нигера они воспримут как объявление войны им самим.

Власти Гвинеи также открыто поддержали организаторов военного переворота в Нигере и осудили санкции и возможную интервенцию. Кроме того, даже союзный Франции Алжир предостерег от военного вмешательства в Нигер и усилил боевую готовность своих войск на границе с этой страной.

Ливия также усилила охрану на нигерской границе. Ливийские власти объявили произошедшее в стране внутренним делом Нигера.

Тогда же заявление в отношении ситуации в Нигере сделала и Россия. МИД РФ заявил, что «угроза применения силы в отношении суверенного государства не будет способствовать разрядке напряженности и урегулированию ситуации в стране».

Однако Франция все-таки отказалась от диалога с новыми властями Нигера. 1 сентября 2023 года, накануне истечения срока, отведенного нигерскими военными на вывод французских войск, Макрон заявил, что не признает их легитимность и любые решения будут приниматься «на основе обмена мнениями с президентом Базумом».

Парижу, так долго отказывавшемуся увидеть реальность, в итоге пришлось признать неизбежное и вывести из Нигера свои войска, дипломатов и потерять экономические выгоды.

5 октября 2023 года лидер оппозиционной левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон во время своего визита в Марокко заявил: «Хватит. Мы должны перевернуть страницу высокомерия, преподавания уроков, взгляда на людей свысока и всей той особой атмосферы, которую мы сейчас имеем в европейских странах, которые живут как крепости и, кажется, презирают остальную часть человечества».

В этот же день президент России Владимир Путин, выступая в Москве, призвал Запад избавиться от «спеси» и «мышления эпохи колониального владычества». Он указал на то, что времена, когда несогласных можно загнать «в „цивилизацию“ дубинкой „просвещенного“ господина», прошли, и предложил иной подход, основанный на открытости, многообразии, коллективности решений, общей безопасности, справедливости и равноправии.

Изображение: (cc) U.S. Embassy Nigeria
Энтони Блинкен
Энтони Блинкен

Реакция США на переворот в Нигере

США заявили о своей позиции сразу же после появления информации о перевороте в Нигере. 26 июля 2023 года государственный секретарь Энтони Блинкен в личном разговоре выразил экс-президенту Нигера Базуму, заблокированному в своей резиденции, «непоколебимую поддержку» и осудил «попытки силового захвата власти и свержения конституционного порядка».

Госсекретарь Блинкен также подчеркнул, что дальнейшее партнерство США с Нигером в области экономики и безопасности «зависит от продолжения демократического правления и уважения верховенства закона и прав человека».

США призвали мятежников освободить Базума. Они, как и Франция, одобрили «решительные заявления и шаги, предпринятые Экономическим сообществом стран Западной Африки и Африканским союзом, для защиты демократии в Нигере».

Американцы не признали новую власть. Они так же, как и французы, пошли по пути давления и санкций. Со стороны США была свернута большая часть гуманитарной помощи для Нигера.

Приехавшая в страну в начале августа 2023 года и. о. первого заместителя госсекретаря США Виктория Нуланд провела «очень откровенные и временами довольно трудные» переговоры с частью мятежных военных, которые «не проявили особого интереса» к ее предложению вернуть демократический порядок. Нуланд не удалось встретиться с лидером переворота Абдурахманом Тчиани, и она фактически уехала из страны ни с чем.

Новый посол США Кэтлин Фитцгиббон, прибывшая в Нигер вскоре после этого, отказалась вручать верительные грамоты представителям новой власти Нигера. Американцы еще несколько раз угрожали нигерским военным и заявляли о своей приверженности демократии. Они официально окрестили произошедшее в Нигере военным переворотом.

Изображение: (cc) International Development Law Organization
Молли Фи
Молли Фи

Американская «непоколебимость» как она есть

Прошло несколько месяцев. Для страны, оказавшейся под мощным экономическим давлением и угрозой интервенции, это было очень трудное время.

Однако новые власти Нигера так и не поддались давлению. Им удалось настоять на выводе французского контингента. Они отменили профранцузский антимиграционный закон и обязали все без исключения французские компании платить налоги в казну Нигера. При этом Китай, уже занимающий в Нигере сильные позиции, получил возможность укрепиться здесь еще сильнее. Явный интерес к сотрудничеству с Нигером проявила Россия.

В этих условиях США, чей значительный военный контингент (более 1000 военнослужащих на нескольких крупных военных базах) давно размещался в Нигере, решили пойти на уступки. 2 декабря 2023 года посол США передала путчистам верительные грамоты. Таким образом американцы фактически признали новые власти Нигера, невзирая на ранее продекларированную «непоколебимую поддержку» Базума.

Изображение: US Army Photo
Военные Нигера в ходе совместных учений с армией США в 2018 году
Военные Нигера в ходе совместных учений с армией США в 2018 году

Упущенные возможности США

Казалось, что с этого момента Соединенные Штаты получили возможность не только сохранить, но и укрепить свои позиции в Нигере. В частности, занять экономические ниши, освобождаемые европейцами.

Но, видимо, какое-то особое чувство американцев, не позволяющее смириться с тем, что кто-то позволил себе не подчиниться их воле, не позволило им воспользоваться этими возможностями.

Одновременно с заявлениями о желании восстановить отношения и военное сотрудничество с Нигером США раз за разом настойчиво твердили о необходимости скорейшего восстановления в стране гражданского правления и демократических институтов.

Однако в Африке, похоже, уже поняли, что означает демократия в интерпретации Запада, и успели ее оценить. Поэтому настояния американцев не вызвали энтузиазма у новых властей Нигера. В условиях, когда значительная часть страны находится под контролем террористов, новым властям не до «демократизации» — им нужны вооружения и иная поддержка в сфере безопасности, а также технологии и экономическая помощь.

При этом ни Россия, ни Китай, ни Иран, проявившие интерес к сотрудничеству с новыми властями Нигера, не выдвигали никаких условий по общественному устройству страны.

12 марта 2024 года в Нигер для обсуждения сотрудничества в сфере безопасности прибыла американская делегация, в которую вошли помощник госсекретаря США по делам Африки Молли Фи, помощник министра обороны по вопросам международной безопасности Селеста Валландер и командующий Африканского командования ВС США генерал Майкл Лэнгли.

Одним из главных пунктов переговоров, на котором настаивали гости, вновь стало поспешное возвращение Нигера к демократии. При этом американцы предостерегли Ниамей от развития сотрудничества с Россией и Ираном.

В ответ Ниамей ясно дал понять, что не поддастся внешним запретам, что народ Нигера суверенен и единолично уполномочен определять график и условия перехода к демократии.

Американская делегация убыла 14 марта ни с чем. Ей, как и Виктории Нуланд, так и не удалось встретиться с новым лидером Нигера, генералом Абдурахманом Тчиани. А затем произошло нечто неожиданное.

Изображение: (сс0)
Бремя белых. Колонизаторы
Бремя белых. Колонизаторы

«Белый хозяин» поплатился за грубость?

Новые власти Нигера изначально не проявляли намерения изгнать со своей земли американцев. Казалось, что США не разделят участь Франции, а, напротив, могут после «пикировок» с нигерскими военными укрепить свое положение в стране.

Тем не менее 16 марта, через два дня после переговоров с американской делегацией, власти Нигера сделали следующее заявление:

«Правительство Нигера, принимая во внимание чаяния и интересы своего народа, решает со всей ответственностью немедленно денонсировать соглашение, касающееся статуса военнослужащих Соединенных Штатов и гражданских служащих Министерства обороны США на территории Республики Нигер».

Что же такое произошло во время визита американской делегации, что заставило Нигер принять такое бескомпромиссное решение?

Из заявления властей Нигера следует, что американские переговорщики с самого начала повели себя неуважительно. Они, вопреки дипломатическим обычаям, не уведомили надлежащим образом о своем визите, не сообщили о его цели и составе делегации.

Кроме того, американцы проявили намерение «отказать суверенному народу Нигера в праве выбирать своих партнеров и тот тип партнерства, который действительно направлен на борьбу с терроризмом».

Правительство Нигера решительно осудило «снисходительное отношение, сопровождаемое угрозами возмездия со стороны главы делегации США, по отношению к правительству и народу Нигера».

В заявлении также было отмечено, что присутствие военных США обходится налогоплательщикам Нигера неоправданно дорого. Американцы не информируют власти Нигера о проводимых операциях и пролетают над территорией без какого-либо согласования. При этом они не участвуют в борьбе с терроризмом в стране.

Власти Нигера также отвергли домыслы о якобы имеющих место секретных соглашениях о поставках урана Ирану.

Таким образом, согласно заявлению властей Нигера, американцы повели себя, как натуральные «белые хозяева». Бесцеремонно и без согласования заявились в Ниамей, стали указывать местным властям, что делать, с кем можно, а с кем нельзя сотрудничать, угрожая при этом расправой за неподчинение.

Изображение: (сс) U.S. Army. Staff Sgt. Jeremiah Runser
Армия Нигера
Армия Нигера

«Новые друзья» Нигера

Похоже, что Нигер всерьез воспринял угрозы со стороны американцев и озаботился вопросом обеспечения собственной защиты. И уже через месяц, 12 апреля, власти Нигера сообщили о прибытии в страну системы противовоздушной обороны из России и 100 военных инструкторов Африканского корпуса МО РФ, которые обучат армию Нигера использовать поставленную военную технику.

Прибытие российских систем ПВО важно не столько с точки зрения антитеррористической борьбы. Нигер существенно повысил защищенность своего воздушного пространства — в том числе от потенциальной угрозы американских ударных БПЛА, размещенных на базах США. Без дронов «воевать с терроризмом» (и контролировать воздушное пространство Нигера) военные США не могут.

13 апреля в столице Нигера прошел крупный марш с требованием вывода американских военных, фактически блокированных на базах. И в тот же день в Ниамее состоялась церемония подписания соглашения на $400 млн между правительством Нигера и китайской государственной нефтяной компанией China National Petroleum Corp (CNPC) по месторождению Агадем.

Между прочим, китайские нефтяники ведут геологоразведку и строительство нефтяной инфраструктуры в Нигере с 2003 года, и уже построили нефтепровод Нигер — Бенин длиной 2000 километров, мощность которого после окончательного введения в эксплуатацию в конце апреля составит 90 000 баррелей в сутки.

Наконец, 19 апреля, после переговоров с властями Нигера, американские военные и дипломаты согласились вывести контингент из Нигера. Вероятно, военные базы США, в которые были вложены сотни миллионов долларов, «без боя» достанутся нигерским военным, их российским инструкторам… и китайским инвесторам.

Некоторые аналитики уже предположили, что в Нигере мы видим новый облик «стратегического партнерства» России и Китая по Африке, в котором Китай является основным экономическим партнером для африканских стран, а Россия (и уже не «частники» в лице ЧВК «Вагнер», а структуры МО РФ) обеспечивает военную и военно-техническую поддержку.

Так ли это на самом деле — сказать сложно. Но факт, что в США оценивают ситуацию в Нигере как огромный провал американской политики на африканском направлении. Особенно учитывая, что одним из «камней преткновения» стал интерес Ирана к нигерскому урану — переговоры с которым, конечно, военные Нигера отрицают. Но при этом оставляют за собой «суверенное право выбирать своих партнеров», как было сказано ранее.

Читайте также: Две жены, тюрьма и борьба с Францией. Кто стал новым президентом Сенегала