Ушел из жизни Макс фон Сюдов — рыцарь, обыгравший смерть
Шведский актер Макс фон Сюдов, известный мировому зрителю благодаря своей роли рыцаря Антониуса Блока в фильме кинематографического гения Ингмара Бергмана, скончался 8 марта на 90-м году жизни во Франции. За своей спиной фон Сюдов оставил богатую кинематографическую карьеру, не прекращая сниматься в кино, даже несмотря на преклонный возраст.
Настоящее имя актера — Карл Адольф фон Сюдов. Он родился на юге Швеции, в городе Лунде, 10 апреля 1929 года в семье выходцев из померанской Пруссии. Встать на стезю актера он решил в 15 лет, после того как увидел в только что открывшемся городском театре Мальмё постановку «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира. Вдохновленный увиденным, он создает любительскую труппу со своими друзьями, ставя пьесы таких шведских драматургов, как Август Стриндберг, Пэр Лагерквист и Хьялмар Бергман. Отслужив в армии, где он берет себе новое имя Макс в честь блохи из блошиного театра, фон Сюдов поступает в Королевский драматический театр.
Свой кинематографический путь фон Сюдов начинает со съемок в экранизациях произведений шведских драматургов. Это — «Всего лишь мать» (1949) режиссера Альфа Шеберга по пьесе Ивара Ло-Йоханссона, Фрёкен Юлия (1951) того же режиссера по одноименной пьесе Августа Стриндберга, «Ничья женщина» (1953) Ларса-Эрика Кьеллгрена по роману Бернхарда Норда. Вместе с тем фон Сюдов не оставляет и театральной сцены, где Бергман и «нашел» его, впоследствии пригласив в труппу городского театра Мальмё. И хотя первую роль в фильме шведского гения фон Сюдов получит лишь в 1957 году, их сотрудничество могло начаться почти на десять лет раньше: будущий Антониус Блок еще в 1949 году добивался роли в фильме «Тюрьма» (1949) Бергмана, но тот начинающим актером не заинтересовался.
«Он контролирует своих демонов с наивысшей степенью дисциплины, никогда не давая им свободу в личной жизни и спуская их с поводка только на сцене», — так говорил Бергман о фон Сюдове.
Можно с уверенностью сказать, что сотрудничество с Бергманом было, если не самым плодотворным, то одним из самых плодотворных в карьере фон Сюдова. За свою жизнь он снялся в 120 картинах, из них лишь — в 11 с Бергманом, но именно это сотрудничество он всегда отмечал как самое знаковое в его карьере.
«Я без него ничто», — отмечал фон Сюдов.
«Вернее сказать, я не знаю, кем и чем бы я был, не случись в моей жизни Ингмара Бергмана. Наверное, актер может считаться удачливым и чувствовать себя счастливым, если хоть раз сыграл у Бергмана. А я снялся у него 11 раз», — добавлял он.
Их кинематографическое сотрудничество начинается со ставшего легендарным фильма «Седьмая печать» (1957). Образ рыцаря-крестоносца, который играет со смертью в шахматы, стал каноническим. Но сам исполнитель главной роли — крестоносца Антониуса Блока, поставившего на кон всё — свою жизнь, не был доволен своей игрой.
«Мне всегда не нравилось то, как я читал свой текст», — признавал он. — В то время написанный Бергманом диалог был слишком стилизованным, из-за чего мне было сложно читать текст реалистично».
За «Седьмой печатью» последует целый ряд ролей у Бергмана, от эпизодических, как в «автобиографической» картине 1957 года «Земляничная поляна», где фон Сюдов сыграл простого работника бензоколонки, до антигероя в «Стыде» 1968 года. В этой «военной» картине фон Сюдову удалось показать, какую трансформацию претерпевает маленький человек, неспособный убить и домашнюю курицу, в условиях начавшейся войны и ужесточения внутренней политики властей, в страшное существо, не гнушающееся убить безоружного человека.
Огромная популярность фон Сюдова не могла остаться незамеченной в Голливуде. В 1965 году он впервые соглашается сыграть роль в американском фильме. Дебютной для фон Сюдова в США стала роль Иисуса Христа в картине режиссера Джорджа Стивенса «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965). Лента, в основу которой легли не только евангельские события, но и одноименная книга Фултона Урслера, получила пять номинаций на премию «Оскар»: за лучшую операторскую работу в цветном фильме, лучшую работу художника и декоратора в цветном фильме, лучшие костюмы в цветном фильме, лучшую оригинальную музыку и лучшие визуальные эффекты.
Последующий голливудский опыт фон Сюдова оказался не столь удачным, как работа с Бергманом. В американском кино ему по большей части приходилось играть плоских персонажей, негодяев или чужестранцев. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что он мало походил на типичного американца.
Так, фон Сюдову приходится играть роли нацистов в шпионском «Меморандуме Квиллера» (1968) и «Бегстве к победе» (1981), полковника советской контрразведки, не гнушающегося пытками, Якова Коснева в «Письме в Кремль» (1970), Минга Безжалостного в космической опере «Флэш Гордон» (1980) и, наконец, самого дьявола в экранизации романа Стивена Кинга «Нужные вещи» (1993). Тем не менее и в этот период актер смог снискать себе значительную популярность у зрителя благодаря таким лентам, как «Изгоняющий дьявола» (1973) режиссера Уильяма Фридкина и «Три дня Кондора» (1975) Сидни Поллака.
В 1980-х годах фон Сюдов возвращается на время в скандинавское кино и в 1989 году даже получает номинацию на премию «Оскар» за роль в фильме «Пелле-завоеватель» (1987) режиссера Билле Аугуста. По словам самого фон Сюдова, эта картина стала вершиной его творчества. В это же время была вероятность того, что уже всемирно знаменитый актер и режиссер, чьи фильмы заложили основу популярности фон Сюдова, смогут вновь встретиться на съемках «Фанни и Александра» (1982). Но воссоединения фон Сюдова и Бергмана так и не произошло: агент актера запросил слишком высокую цену за участие фон Сюдова, поэтому Бегрману прошлось найти другого актера на роль епископа.
Вместе с тем актер не ограничивается лишь съемками в кино, пробуя себя в режиссерском кресле и снимая фильм «Катинка» (1988), а также возвращаясь на театральную сцену.
Более молодому зрителю фон Сюдов знаком благодаря своему участию в таких проектах, как «Звездные войны: Пробуждение Силы» (2015), нашумевший сериал телеканала HBO «Игры престолов» (2016) и «Курск» (2018), ставший экранизацией книги американского журналиста Роберта Мура «Время умирать» и посвященной гибели российской подводной лодки «Курск» в 2000 году.
Макс фон Сюдов сыграл в огромном количестве фильмов, успев побывать и шведским, и американским, и французским актером. Тем не менее с высокой долей вероятности можно предположить, что в памяти любителей кинематографа он навсегда останется бергмановским актером. Именно работая с этим режиссером, он заставлял зрителя думать о сущности человеческой природы, творческих муках, а также в образе отчаявшегося рыцаря-крестоносца показал, что перед лицом молчания Бога, в мире, объятом чумой, перед лицом самой смерти человек все равно может выиграть у смерти, пусть и не в партии в шахматы, и не свою жизнь.