Независимо от того, как будет развиваться отрасль, конечная цель — обеспечить Китаю право голоса на мировой арене

Китай заявил о лидерстве в производстве дронов

Изображение: The Verge
Китайский пассажирский дрон EHang 216
Китайский пассажирский дрон EHang 216
Китайский пассажирский дрон EHang 216

Ряд специалистов считает, что Китай стал одним из основных игроков на глобальном рынке дронов. Часть из них считает, что КНР несколько лет подряд доминирует, особенно в сфере потребительских и коммерческих дронов. Тут полезно взглянуть на саму ситуацию в области производства дронов в Китае, каково мнение экспертов в самой КНР, как там видят свои перспективы.

Международная выставка дронов в Китае

В конце мая в КНР прошла 6-я Международная выставка дронов, как отмечают специалисты, она является крупнейшей в мире. Ежегодно выставка проходит в городе Шеньчжэнь, который стал китайским центром индустрии дронов.

В этом году в ней участвовали 369 экспонентов. Всего публике было показано около 2 тысяч беспилотных аппаратов различного назначения: от мини-дронов размером с наручные часы до грузовых модификаций величиной с четырехместный самолет. По масштабам ее можно сравнить с российскими «МАКС» и «АРМИЯ». Площадь выставочных павильонов составила 1,9 тысячи квадратных метров.

Место проведения выставки выбрано неслучайно. Город Шеньчжэнь является одной из «Кремниевых долин» Китая (самый первый центр появился в городе Чжунгуаньцунь) и власти в нем специально создают условия для концентрации высокотехнологичных фирм и капитала. Город получает более трети своего ВВП от бурно развивающегося высокотехнологичного сектора.

В городе размещены штаб-квартиры технологических гигантов Tencent и Huawei, крупнейшей китайской компании по производству электромобилей BYD. Также в городе находится производитель китайских гражданских дронов DJI, который является одним из лидеров индустрии. Все эти факты привели к тому, что Шеньчжэнь называют мировой «столицей дронов». Факт проведения выставки в Шеньчжэне вызвал ряд публикаций в китайских СМИ и позволил экспертам сделать некоторые выводы.

Лидер по производству коммерческих дронов

Специалисты отмечают, что Китай стал лидером по производству коммерческих дронов и намерен это лидерство сохранить. По сообщению издания SupChina, компания DJI, стоимость которой составляет 15 миллиардов долларов США, контролирует 80% мировой индустрии невоенных дронов. Специалисты отмечают, что ближайший конкурент Intel владеет только 4% и не производит дронов для широкого потребителя.

Недавно компания представила новую модель для частного использования DJI Air 2S. Размер дрона — с ладонь, при этом он сохраняет сравнимые характеристики предыдущих моделей и снимает видео с разрешением 5,4K, что превышает разрешение стандартного HD-фильма в 4 раза.

В китайском специализированном издании 36Kr говорится: «Дело не только в том, что DJI — доминирующий игрок рынка. Его успех важен тем, что это первая китайская компания, которая действительно является мировым лидером в области технологий».

Доминирование DJI называют неслучайным. В 2010-е дроны DJI оставили своих конкурентов далеко позади; дроны компании были значительно дешевле (по оценкам, их стоимость составляла от 10% до 20% стоимости американских дронов), более технологичными и элегантными, чем их американские конкуренты GoPro и 3D Robotics.

«Дроны DJI — самые компактные из доступных на сегодняшний день беспилотников. Если модель GoPro Karma помещается в обычный рюкзак, то Mavic можно положить в сумочку или даже в большой карман», — сообщает издание The Verge.

Город дронов

Тут стоит отметить, что за конкурентными преимуществами DJI стоит город Шеньчжэнь. Из производителя дешевых товаров производственно-сбытовой цепи город превратился в инкубатор для технологических гигантов мирового класса. Власти страны и региона стараются объединить в городе инфраструктуру, поставщиков компонентов, высокотехнологичных специалистов и недорогую рабочую силу.

Согласно сообщению агентства Синьхуа, Ван Дяньцзи, один из заместителей мэра города, сказал, что на октябрь 2020 года только в одном районе города Наньшань было сконцентрировано 80 компаний по производству дронов. Это обеспечивало годовой объем производства более 3 миллиардов долларов США.

Концентрация компаний, производящих дроны, в Шэньчжэне идеальна для глобальной конкурентоспособности отрасли и инноваций. Дешевые компоненты дронов, такие как аккумуляторы, приносят пользу всей отрасли, а человеческий капитал с необходимыми знаниями легко перемещать между компаниями.

Поэтому не случайно, что за годы, прошедшие с тех пор, как DJI начала доминировать на рынке потребительских дронов, дочерние отрасли также стремительно выросли, а количество компаний отрасли также увеличилось.

От коммерческих дронов в другие направления

Forbses приводит в качестве примера компании Shenzhen Damoda Intelligent Control Technology и EHang, которые обошли Intel на рынке световых шоу. Прежний мировой рекорд Intel в 500 дронов был побит EHang и Damoda, которые использовали 1000 и 3051 беспилотников соответственно. Этим они продемонстрировали более высокую техническую точность, возможности координации и маневренность своих дронов.

Сектор развлечений индустрии дронов тоже привлек внимание потенциальных инвесторов. QR-код из беспилотников, созданный видеохостингом Bilibili, попал в заголовки международных новостей в апреле 2021-го. Вероятно, рекламный бизнес Китая стремится заняться маркетингом с помощью дронов. Все это означает, что в китайский рынок беспилотников будут вкладывать деньги, даже несмотря на то, что он конкурирует с более слабыми мировыми фирмами.

Следующий вывод, который делают специалисты, о том, что отрасль становится все более «профессиональной». Согласно данным аналитиков PRNewswire, более двух третей всех дронов приобретаются для профессиональных целей. Большинство компаний работают не с отдельными потребителями, а с правительствами и промышленным сектором.

Этому есть довольно простое объяснение. Для начинающих стартапов, которых довольно много в развивающемся секторе, это более прибыльно. Также так фирмам легче справляться с препятствиями на уровне регулирования.

Например, в США дроны, которые летают в закрытом воздушном пространстве, должны получить одобрение Федерального управления гражданской авиации. Однако обычные граждане могут запускать беспилотники там, где захотят.

В Китае действуют более строгие правила: потребительским дронам запрещено летать на определенной высоте, а также вблизи аэропортов, военных объектов или других охраняемых территорий, таких как полицейские контрольно-пропускные пункты. Похожие правила работают и в России. Однако в Китае компании-производители, которые сотрудничают с правительством в сфере наблюдения и общественной безопасности, не сталкиваются с такими ограничениями.

Одним из показательных примеров тут является китайская компания INNNO, которая была основана в 2015 году. Компания производит дроны и компоненты для защиты окружающей среды, водосбережения, общественной безопасности, транспортной отрасли, пожаротушения, аварийно-спасательных работ. В сфере энергетики специализированные дроны INNNO используются для контроля линий и вышек электропередач, различных трубопроводов и специализированных транспортных путей.

Также стоит упомянуть крупную компанию из Шанхая AutoFlight, которая обещает запустить аэротакси к 2025 году. Согласно сообщениям издания Global Times, грузоподъемность ее электрического беспилотника V400 Xintianweng размером с вертолет составляет до 500 кг. Ожидается, что он будет использоваться для экспресс-доставки, а также при пожарах и в экстренных медицинских случаях.

Кроме того, стоит отметить, что недавно DJI заявила, что занимается разработкой проекта собственного автономного электромобиля. Само направление автономного электротранспорта очень актуально сейчас в Китае, с его гигантскими людскими потоками в городах-миллионниках.

Уже упомянутая EHang разрабатывает автономный летающий пассажирский дрон, ее флагманская модель EHang 216 уже тестируется в китайских городах. Также в разработках компании есть модификации для гражданских служб полиции и пожарных. Недавно фирма начала испытания летающего пассажирского дрона для дальних перевозок.

Система управления

Несмотря на разнообразие беспилотников, различия в размерах и назначении, основные отраслевые инновации происходят в программном обеспечении, а не в оборудовании — отмечают специалисты. В качестве основного примера тут можно привести быстрорастущую фирму AirDwing, которая стала одним из лидеров в этой области вместе со своим облачным сервисом KiteBeam. В мире программного обеспечения для дронов она стала тем же, что и DJI в сфере производства аппаратных компонентов, как отмечает китайское издание 163.com.

Небольшая Шэньчжэньская фирма предлагает более совершенные инструменты управления парками дронов для правительства и промышленного сектора, которые хотят использовать дроны для различных целей. AirDwing также сотрудничает с партнерами, занимающимися оборудованием для дронов, — в основном с производителем DJI.

Программное обеспечение KiteBeam позволяет легко визуализировать и планировать маршруты полета, координировать и управлять несколькими дронами, подключать их к существующим ИТ-сетям, а также хранить и анализировать данные, которые собирают дроны.

«AirDwing — это не просто инструмент управления, это целая система планирования для дронов, которая реализует истинный потенциал отрасли», — заявил изданию SupChina генеральный менеджер AirDwing Джи Хонг. Также один из сотрудником компании отметил, что «раньше DJI хотела конкурировать на арене программного обеспечения, но теперь они оставили эту область в основном нам».

Согласно изданию 163.com, подразделение компании попало в заголовки газет, когда оно выиграло контракт на создание системы управления дронами для пожарно-спасательной бригады провинции Гуандун. Именно так — небольшая компания разрабатывает системный продукт для правительства целой провинции. Примечательно, что она такая не единственная.

Сейчас ситуация на китайском рынке беспилотников похожа на кооперацию фирм в индустрии электромобилей. Например, KiteBeam объединяет свое программное обеспечение с оборудованием DJI, чтобы создать единую систему управления дронами. На март 2020 года, по данным доклада Центра изучения беспилотников в Бард-колледже (США), бренд DJI используется федеральными агентствами США, вооруженными силами, более чем 900 локальными и государственными правоохранительными органами и службами экстренной помощи. Похожее происходит и в самом Китае, и в других странах. Кооперация дает AirDwing возможность выйти на мировой рынок и оставить свой след в индустрии дронов.

Необычна и мотивация компаний. «Независимо от того, как будет развиваться отрасль, конечная цель AirDwing — обеспечить Китаю право голоса на мировой арене», — подчеркнул Цзи Хун.

А как же люди?

Все эти успехи не обходятся без проблем. Несмотря на внушительные успехи Китая в информационных технологиях и искусственном интеллекте, технологии еще не скоро заменят человека в этой области. А профессиональная индустрия растет довольно быстро.

В начале 2019 года компания DJI заявляла, что в фирме работает более 14000 человек, с тех пор это число выросло. Если сюда добавить людей, которые работают на поставщиков и конкурентов DJI, а также на всех игроков в индустрии аппаратного и программного обеспечения для дронов, то в проектировании, кодировании и производстве занято, вероятно, более 100 тысяч человек.

Кроме того, растет спрос на новую профессию: для большинства дронов требуются опытные люди-операторы, а их не хватает. В апреле 2019 года Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР добавило «пилотов дронов» к списку востребованных профессий, по оценкам, в ближайшие три года потребуется 1 миллион человек.

Согласно китайскому сайту новостей индустрии дронов Woiwrj, начинающий оператор беспилотника может зарабатывать от 600 до 900 долларов США в месяц. Пилоты, которые провели минимальное количество тренировочных и летных часов, получат лицензии от Управления гражданской авиации КНР. Тогда их зарплата может достигать 2,3 тысячи долларов в США в месяц.

«Серая зона»

В конце после важных заявлений от специалистов и экспертов гражданской индустрии дронов в Китае стоит упомянуть и военную сторону, которая по большому счету требует отдельного рассмотрения. Стоит упомянуть, что компоненты дронов «серой зоны» в локальных конфликтах последних лет — это именно китайские компоненты, в основной массе производителя DJI, но и не только, которые достаточно легко приобретаются через Интернет.

Также в Китае гражданский сектор чего бы то ни было, а уж тем более высокотехнологичный, не развивается без участия центральных властей и властей местного уровня (читай Коммунистической партии Китая — КПК). И существование технологического сектора города Шеньчжэня — прекрасное тому доказательство.

Но также про Китай можно сказать, что где высокие технологии, там и военные. И что где КПК, там и военные. Поэтому высокая кооперация корпоративного сектора, промышленности и военных не отрицается большинством специалистов. У китайских военных не один десяток беспилотников различного класса и назначения, которые предлагаются в том числе и на экспорт. Успехи военных КНР за последние несколько лет довольно значительные и позволяют заявить о лидерстве в этой области.

Китай стал мировым лидером в области гражданского производства дронов. Лидерство он отдавать не намерен и более того, согласно заявлениям, готов задавать мировые стандарты. А мировые стандарты — это далеко идущие цели, которые распространяются не только на производство беспилотников.