Уступить Венесуэлу американцам для русских означает приблизить собственный крах

Антироссийский сценарий США обкатывают в Венесуэле

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Майдан в Венесуэле
Майдан в Венесуэле

Свою оценку ситуации в Венесуэле дал кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Андрей Пятаков в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

События в Венесуэле Пятаков оценивает как попытку государственного переворота. По словам политолога, происходящее в стране похоже на ситуацию 2002 года, когда президент Уго Чавес был на 48 часов отстранен от власти, с тем лишь отличием, что тогда активное участие в перевороте принимали военные. Сразу после переворота Чавес провел глубокие реформы в венесуэльской армии.

По поводу правомочности самопровозглашения Гуайдо «временным президентом» политолог дал следующий комментарий: «Конечно, сами оппозиционеры полагают, что их действия правомочны. Но с точки зрения действующей конституции, у Национальной ассамблеи вообще нет полномочий выдвигать кандидата на пост президента. Максимум, что она может сделать, — это рассмотреть вопрос о дееспособности действующего президента. Поэтому тут действия Гуайдо совершенно неконституционны. Прецедент его самовыдвижения — это пик антиправительственной деятельности Национальной ассамблеи, которая с самого начала своих заседаний в 2016 г. взяла курс на отстранение Мадуро от власти. Поэтому она, как вышедшая из правового поля, и была лишена законодательных полномочий решением Верховного суда», — пояснил исследователь, напомнив, что Николас Мадуро неоднократно предлагал оппозиции переговоры, от которых та отказывалась.

Дополнительную энергию антиправительственным акциям, по мнению Пятакова, придает международная поддержка.

«Переворот в Венесуэле нацелен на то, чтобы вернуть транснациональным корпорациям Венесуэлу. Если Чавес резко ограничил их участие в экономике,и многие североамериканские корпорации ушли из страны, то сейчас корпорации хотят вернуть потерянные позиции и стремятся вернуться в Венесуэлу, но уже на собственных условиях. Оппозиционные политики всего лишь выражают их мнение», — заявил эксперт.

Андрей Пятаков подчеркнул, что Венесуэла исключительно богата не только нефтью, но и другими природными ресурсами. Здесь огромные запасы золота (16-е место в мире по его запасам). Венесуэла входит в четверку стран, которые располагают месторождениями колтана — минерала, богатого редкими металлами, используемыми в производстве высокотехнологичного электрооборудования (планшеты и мобильные телефоны). Нынешний натиск на страну — «попытка вернуть транснациональным корпорациям природные ресурсы Венесуэлы, а всё остальное — это политическая надстройка и политический антураж происходящего», — подчеркнул Пятаков.

Меры президента Николаса Мадуро, пытающегося мобилизовать своих сторонников, поднять боевой дух армии, которая выступает «хребтом венесуэльского общества» и от позиции которой во многом зависит политическая позиция власти, Пятаков считает логичными и оправданными.

Эксперт привел наглядный пример, опровергающий расхожие утверждения о подавлении в Венесуэле свободы слова: «В Венесуэле, как в демократической стране, существует свобода слова, хотя оппозиционеры это отрицают. Большинство СМИ находится в частных руках. Самые крупные газеты, в частности, El Nacional и El Universal, свободно продаются на улицах. В последнее время очень активно ведет себя в медиапространстве „Голос Америки“. За последние несколько лет его аудитория увеличилась с нескольких сот тысяч до миллиона. Это информационный холдинг, который владеет не только радио, но еще и телевидением, интернетом, новостными агентствами и т. д. По оценкам специалистов, венесуэльская аудитория „Голоса Америки“ в последнее время значительно возросла».

Утверждение, что Венесуэла — не социалистическое государство, что Уго Чавес изначально был недостаточно радикален, а Мадуро и вовсе предал революцию, не имеет, по мнению Пятакова, под собой никаких оснований. Сравнение, которое часто проводят критики слева, итогов первых лет Социалистической революции в России и Боливарианской революции в Венесуэле — неправомочно. «Две эти революции произошли в совершенно разные эпохи, и реальные возможности продвижения революционного процесса в Венесуэле были очень ограничены — это не какая-то злая политическая воля тех или иных деятелей, а объективная международная закономерность. Если социалистическая революция в России произошла на подъеме международного революционного движения, то боливарианская революция, наоборот, — после краха Советского Союза, после развала социалистического блока и, фактически, в ситуации спада мирового левого движения», — заявил Пятаков. Он отметил, что Чавес в 2007 г. пытался принять поправки к конституции, законодательно закреплявшие социалистический курс реформ, но большинство народа не одобрило столь радикального шага.

Дать какой-либо прогноз развития ситуации в Венесуэле, по мнению эксперта, сейчас очень сложно. «Ситуация балансирует на грани. Все может повернуться и в ту, и в другую сторону. Митинги 2 февраля показывают, что, по крайней мере, в столице народ разделен пополам. Люди и с той, и с другой стороны достаточно энергетически накачаны. Эта энергия носит довольно взрывной, довольно эмоциональный характер. Всё может пойти к тому, что будут какие-то уличные провокации, столкновения — всего можно ожидать. А так — ситуация неустойчивого равновесия». Кульминация политического кризиса, по мнению Пятакова, произойдет в случае, если президент объявит о досрочных выборах в парламент. В этом случае в арсенале оппозиции останутся только насильственные уличные методы борьбы. «Если Мадуро это сделает, это станет самой горячей точкой сегодняшнего политического процесса. Но пока он этого не сделал, и пока непонятно, чего ожидать дальше».

По мнению Андрея Пятакова, есть все основания считать Венесуэлу осажденной крепостью, поскольку она не имеет общих границ с союзниками и окружена враждебно настроенными государствами. Именно Колумбия и Бразилия, а не США, по мнению эксперта, с наибольшей вероятностью решатся совершить интервенцию.

Выстоит ли Венесуэла под давлением Запада, является важным вопросом мировой политики в текущий момент. Должна ли Россия поддерживать Венесуэлу? «Если будет сломлена „Венесуэльская дамба“, то Соединенные Штаты поймут, что можно действовать более активно и более агрессивно на российском направлении», — уверен эксперт.

Именно поэтому Россия, по мнению Пятакова, должна оказывать поддержку Венесуэле, которая, при всех отличиях, так же, как и наша страна, поставлена в положение «антисистемного государства» и вынуждена проводить внешнеполитический курс «против течения». «В какой-то мере Венесуэла служит не то чтобы защитой, но, можно сказать, братским государством в антиамериканском и антизападном сопротивлении. Если Россия предаст Венесуэлу, то тот сценарий, который там сейчас разворачивается, может быть экспортирован в Россию. По сути дела, там происходит отработка новых технологий, нового механизма „цветной революции“. Если Россия откажется поддержать Венесуэлу, то может стать объектом уже не отработки, а применения этого механизма, конечно, видоизмененного».