Как аккуратно закручивает гайки Китай в своей интернет-индустрии
Такси! Такси?
4 июля 2021 года китайские власти начали атаку на крупнейшую в стране службу такси — компанию Didi. Компании были предъявлены претензии по поводу нарушений правил сбора и обработки личных данных пользователей. Мобильное приложение Didi, которым пользуются клиенты компании для заказа такси, должно быть удалено из всех интернет-магазинов страны, а самой компании запрещено регистрировать новых пользователей до окончания проверки по подозрению в нарушении правил сбора и хранения данных.
Аналитики тут же связали действия китайских властей с выходом компании на Нью-Йоркскую фондовую биржу 30 июня 2021 года. История с размещением акций началась раньше.
В начале января появились сообщения о готовящемся размещении акций компанией, которое должно было привлечь инвестиции и довести капитализацию Didi до $60–80 млрд. На тот момент компания намеревалась выйти на Гонконгскую биржу, а не Нью-Йоркскую, из-за напряженных отношений между США и Китаем, что было понятно.
Однако 11 июня The Wall Street Journal сообщил, что, как ему известно, акции будут выпущены все-таки в Нью-Йорке на фондовой бирже или на бирже NASDAQ. В итоге IPO (Initial Public Offering — первичное размещение акций) состоялось на Нью-Йоркской фондовой бирже и принесло компании $4,4 млрд. Это был крупнейший выход китайской компании на американскую биржу со времен выпуска акций Alibaba в 2014 году.
И тут последовала реакция китайских властей. 4 июля были введены обозначенные выше репрессивные меры. 6 июля The Wall Street Journal сообщил, со ссылкой на свои источники, что китайские власти предлагали Didi отложить выпуск акций, чтобы сначала провести проверку сетевой безопасности. Однако в условиях отсутствия официального запрета компания начала IPO, за что и получила резкий ответ со стороны властей. Но одной лишь Didi дело не ограничилось.
Поворот налево запрещен
9 июля Bloomberg сообщил, что китайская комиссия по регулированию ценных бумаг намерена изменить законодательство, действующее с 2014 года. Его недостатком, по мнению регулятора, является то, что оно не затрагивает по сути китайские компании, но зарегистрированные в офшорах, например, на Каймановых островах. В случае нововведений для китайских компаний может закрыться окно получения инвестиций из-за рубежа. Этим каналом пользовались, например, Alibaba и Tencent. В общей сложности китайские компании смогли привлечь за последние десять лет $76 млрд иностранных инвестиций через размещение акций своих компаний в США.
Чем, с точки зрения китайских властей, опасен такой механизм? Иностранные инвестиции в китайские компании, особенно в интернет-компании, долгое время были запрещены. Такие интернет-компании проникают во все большее количество отраслей китайской экономики и быстро становятся там важным фактором, от которого многое зависит.
Поэтому власти обоснованно опасаются, что тот, кто обретет над ними контроль, сможет оказывать серьезное влияние на экономику и жизнь Китая. Правительство хочет уменьшить риск утраты контроля над интернет-компаниями, которая может произойти при помощи механизма выпуска акций на иностранных, в том числе американских биржах, так называемым компаниями с переменным интересом (Variable Interest Entity, VIE).
Грубо схема по обходу жесткого китайского законодательства, запрещающего прямые иностранные инвестиции в некоторые отрасли экономики, выглядит так. Целью реализации схемы является получение компании, которая была бы связана с основной компанией и могла бы выпускать акции на иностранных биржах. Такая компания-холдинг регистрируется в каком-нибудь офшоре, например, на Каймановых островах или на Британских Виргинских островах. Этот холдинг и будет выпускать акции. В Китае регистрируется компания со стопроцентным иностранным владением (Wholly foreign-owned enterprise, WFOE), которая полностью принадлежит офшорному холдингу.
Ключевой момент в этой схеме — это связывание компании со стопроцентным иностранным владением (WFOE) с основной компанией. Все лицензии, разрешения, регистрации, нужные для работы в Китае, остаются у основной компании. А вот контроль над ней переходит к WFOE-компании. Но это делается не через прямой контроль акций, что, как мы помним, в большом количестве случаев запрещено, а при помощи договоров: договора займа, договора управления, договора залога доли, договора поручения и договора опциона. Также под крышу WFOE-компании переводятся виды деятельности основной компании, не требующие лицензий и разрешений, но производящие прибыль. Таким образом основная компания и превращается в структуру с переменным интересом (VIE).
Такой схемой пользуются для размещения акций Alibaba, Tudou (китайский аналог Youtube), Weibo (китайский аналог Twitter), Baidu (крупнейший китайский поисковый сервис), Renren (китайский аналог Facebook) и другие компании.
Теперь регулятор намерен поставить под контроль выход на биржу и VIE-структур, контролируя выпуск акций офшорных компаний, по сути являющихся китайскими. Поставить под контроль — значит иметь возможность просто запрещать размещение акций. Конечно, в основном имеются в виду биржи США и Гонконга как наиболее популярные среди китайских компаний.
Однако в последнее время прямые меры по ограничению иностранного участия в китайских интернет-компаниях смягчались, поэтому власти придумывают другие механизмы для достижения своих целей.
Еще одним поводом для усиления контроля над китайскими интернет-компаниями стало соблюдение ими правил сбора и хранения пользовательских данных. 10 июля стало известно об инициативе Управления по вопросам киберпространства КНР, которая предполагает согласование выхода на зарубежные биржи интернет-компаний, количество пользователей которых превышает 1 миллион. Предметом проверки станет потенциальная угроза попадания пользовательских данных в руки иностранных правительств. Также компании должны будут предоставлять регулятору информацию, которую они собираются подавать на биржу для оформления размещения акций.
Мороженое есть нельзя одному, ни мне, ни тебе — никому-никому
Китайские власти в своей борьбе с чрезмерным увеличением могущества интернет-гигантов заходят и с другого фланга. Их озабоченность вызывает монополизация различных секторов интернет-экономики и чрезмерная концентрация капитала. По данным Bloomberg, общая капитализация Alibaba, Tencent и Ant в 2019 году составила около $2 трлн. Агентство считает, что по финансовой мощи эта тройка превосходит Народный банк Китая.
Руководству КНР такая ситуация, да еще в условиях, когда контроль над этими компаниями, акции которых обращаются на зарубежных биржах, в серьезной мере может попасть в руки других государств, кажется неприемлемой.
В апреле 2021 года китайский регулятор оштрафовал интернет-гиганта Alibaba на небывалую сумму в $2,78 млрд за нарушение антимонопольного законодательства. По мнению Антимонопольного управления Китая, Alibaba злоупотребила своим доминирующим положением на рынке, принуждая потребителей пользоваться услугами без выбора. Это негативно отразилось на конкурентной среде китайского рынка электронной коммерции.
Финансовому подразделению Alibaba — Ant Group — было предписано превратить компанию в финансовый холдинг, чтобы к нему применялись соответствующие правила, и выделить в отдельную компанию ее платежный сервис Alipay. Он является одним из двух крупнейших в стране наряду с WeChat от Tencent.
9 июля Народный банк Китая заявил, что требования, предъявленные к Ant Group, будут применены и к другим владельцам платежных сервисов. «Монополистическое поведение просматривается не только у Ant Group, но и у других организаций», — заявил заместитель управляющего Народного банка Китая Фань Ифей. По его мнению, платежные системы в стране развиваются очень быстро в течение последних нескольких лет, но это сопровождается монополизацией этого сектора финансов и чрезмерным увеличением капитала.
Следят китайские власти и за ситуацией с точки зрения угроз монополизации на других рынках интернет-отрасли. 10 июля Государственная администрация по регулированию рынка заблокировала слияние двух крупнейших китайских сайтов для демонстрации видеоигр — Huya и DouYu. Такое слияние было в планах интернет-гиганта Tencent, которая владеет в обеих компаниях долями в 36,9% и около 30% соответственно. По подсчетам администрации, в сумме Huya и DouYu занимают 70% китайского рынка стриминга видеоигр. По оценке специалистов компании MobTech, его объем составляет около $3 млрд.
Зеркало для антигероя
Описанные действия китайских регуляторов обладают еще одной интересной особенностью. Все выглядит так, как будто власти заботятся о том, как жесткие меры будут выглядеть в глазах своих бизнесменов и зарубежных, а также СМИ. Дело в том, что конкретика действий и риторика, их сопровождающая, не то, чтобы впрямую копирует действия и риторику США, но очень созвучна им.
Вспомним историю с нападками предыдущей американской администрации президента Тампа на соцсеть для обмена короткими видео TikTok компании ByteDance и мессенджер WeChat компании Tencent. Требования передать контроль над компаниями в руки новых владельцев из США сопровождались риторикой заботы о сохранности пользовательских данных, которые ни в коем случае не должны попасть в руки китайского правительства. Теперь Китай ровно под таким же предлогом стремится не допустить получения другими странами контроля над интернет-компаниями, поскольку те обладают личной информацией своих пользователей.
Китай стремится раздробить крупные интернет-компании, которые приобретают все большее влияние в китайской экономике, под предлогом борьбы с монополизацией на рынке. И именно в этот момент 10 июля президент Байден подписал указ о борьбе с монополистами, в том числе в американской интернет-отрасли. В рамках этого указа будет создан Совет по конкуренции. Американские регулирующие органы получат возможность даже оспаривать уже закрытые сделки, если при повторном рассмотрении найдут в них нарушения.
Мы сделаем так, как нам надо
Одним из общих требований к китайской экономике со стороны Запада было обеспечение ее открытости, прозрачности. Это было одним из условий возможных новых инвестиций и пунктом на переговорах о заключении нового торгового соглашения. Китай пошел на соответствующие шаги по ослаблению защитных мер, ограничивавших влияние западного бизнеса на китайские компании.
Однако в свете усиления экономического противостояния с США Китай нашел меры, в какой-то мере нивелирующие предыдущие уступки и дающие властям возможность обеспечивать необходимый уровень безопасности своей интернет-экономики.
И еще один момент. Если рассматривать вопрос привлечения инвестиций, то на сегодня Китай сам является одним из самых крупных инвесторов в мире. Поэтому выпуск акций на биржах США не является единственным источником денег на развитие бизнеса. Не только это нужно китайским компаниям, но и подспорье для расширения присутствия на западных рынках, возможность для китайских предпринимателей установить более тесные связи с американским бизнесом.
Китайские власти не могут не учитывать и этот фактор отношений с собственным магнатами. А они могут стать довольно проблемными, как это было в случае главы Alibaba Джека Ма, который в октябре 2020 года начал резко критиковать китайские власти, заявив: «В китайских финансах нет никакой системы». Многие специалисты тогда связали ноябрьскую атаку на Ant Group, когда власти приостановили размещение акций компании на шанхайской и гонконгской биржах из-за существенных вопросов, и последующие жесткие меры именно с теми его высказываниями.
(теги пока скрыты для внешних читателей)