Как будем выкручиваться? Учитель из Новороссийска рассказала о дистанционке
Скоро дети должны пойти в школу. Чиновники заверяют, что школы в России не будут переводить на дистанционное обучение, но есть сомнения, что эти обещания будут выполнены, тем более после повышения пенсионного возраста. Чем чревато введение такого обучения через гаджеты, рассказала корреспонденту ИА Красная Весна Вера Альгина, проработавшая в Новороссийске учителем 47 лет. Она уже не преподает, но хорошо знает, что происходит в школах города, так как помогает учиться своим внукам.
ИА Красная Весна: Вы слышали про онлайн-обучение? Как вы можете охарактеризовать его?
— Я слышала о том, что сейчас активно продвигается мессидж об онлайн-обучении. У меня пятеро внуков и много подруг, у которых есть дети, и я всегда в курсе событий, того, что происходит со школьным обучением.
Сейчас крайне редко кто из детей умеет самостоятельно работать, поэтому я считаю, что онлайн-обучение к хорошему не приведет. Учитель должен видеть глаза ребенка, понимать, что он понял, что — нет. Сейчас образование в стране не на высоком уровне, но оно будет падать и падать.
Сейчас меня одолевают звонками мои подружки и мои внуки, которые еще учатся в школе, и говорят: «Помоги срочно, ничего не поняли». Вот пример. Ребенок учится в седьмом классе. Всю четвертую четверть ему давали задания, он списывал ответы, или кто-то другой решал ему. И в результате он переходит в восьмой класс.
А как учителя сейчас будут выкручиваться?
ИА Красная Весна: То есть уже после одной четверти такого удаленного обучения видно, насколько оно провально?
— Конечно! И у меня очень болит душа за наших детей. Это какой-то кошмар!
В таких условиях осваивать программу смогут дети, у которых родители имеют возможность оплачивать репетитора. Но хороших репетиторов очень мало. Советские учителя — хорошие репетиторы. А я, например, своего внука отдавала репетитору по английскому языку. Год ходил ребенок, вы думаете, он научился чему-то? Нет. Я его, зная немецкий язык, сама учила английскому. Серьезно!
Почему еще вредно онлайн-обучение? В школах дети не только обучаются, они общаются друг с другом, идет взаимное «притирание», детей воспитывают.
Ребенок должен расти в коллективе, должен общаться, должен находить выход из каких-то положений. Обязательно должно быть коллективное воспитание. Нельзя лишать детей счастья иметь друзей.
ИА Красная Весна: Один из видов обучения, который стали внедрять — видеоуроки. Записывается, как некий «лучший учитель» ведет урок, а потом это показывают детям по телевизору. Что лучше: когда посредственный учитель ведет урок или видеоурок от «лучшего учителя»?
— Я смотрю эти передачи. Хотя иногда нервничаю и выключаю, потому что моя нервная система просто не выдерживает. Необходимо живое общение. Вот я сейчас на вас смотрю и по вашему лицу я вижу реакцию на свою речь. И учителю нужно видеть ребенка.
ИА Красная Весна: Один из бывших министров образования Андрей Фурсенко как-то сказал, что нужно вырастить квалифицированного потребителя. Как вы это можете прокомментировать?
— Чисто мое мнение. Он сын двух академиков. Академики работали, а сын рос сам по себе или с кем-то. Сейчас он работает помощником президента, может, это его идеи такие несуразные.
Не потребителя грамотного надо вырастить, а грамотного человека. Трудягу надо вырастить, культурного, образованного человека.
ИА Красная Весна: Если посмотреть в перспективе, будущее поколение, получившее образование с помощью дистанционного обучения, сможет работать на атомных станциях или руководить чем-то?
— Я думаю, что смогут только самые талантливые из них, кого приучили работать самостоятельно. А это надо приучать сразу, как начал ходить ребенок.
Но самые талантливые и самые умные не смогут работать в коллективе. Должен быть сплоченный коллектив. Пусть даже не очень сплоченный, но эти люди всё равно должны уметь понимать друг друга.
ИА Красная Весна: Как вы можете оценить такой вариант, что для детей чиновников и богатых бизнесменов оставят традиционное обучение, а для большинства введут дистанционное?
— Такой подход приведет к расслоению общества. Это к добру не приведет, тем более при таком отношении к России со стороны Запада.
Чиновникам нашим нужно свой народ любить и уважать. А пока получается, как у Владимира Ильича Ленина: «Страшно далеки были они от народа». Поэтому глупость за глупостью идет.
ИА Красная Весна: Вы преподавали в советской школе, а также много работали по образовательным стандартам современной России. Когда образование было лучше?
— Хочу сказать, что я — советский учитель, и образование, которое мне дала советская школа, было из одним самых лучших на всей планете, и с которого до сих пор берут пример многие страны. Я считаю, что надо всё лучше взять именно из советской школы, поскольку сейчас образование на достаточно низком уровне. Я могу сказать это со всей ответственностью.
Может быть кто-то и считает, что я живу прошлым веком, но в том веке было много хороших людей. Какие умные лица, какие одухотворенные, а речь у них была какая, а как они пели… Вот на что было направлено образование в советской школе.
Вырабатывали трудолюбие, самостоятельность, характер, честность, умение самому разобраться в ситуации.
Человек рос вот в такой любви, уважении к личности. И в то же время чувство патриотизма вырабатывалось здорово. Сейчас молодые люди умеют работать с интернетом, но интеллект у них на низком уровне.
Мои учителя были для меня не учителя, а — боги. Я с первого класса влюбилась в своих учителей. Советская школа во всем нам показывала красоту, обаяние. И учителя одевались красиво. Не носили обтянутые джинсы на стокилограммовом туловище. И мы смотрели на них и думали: «Я буду такая же». И я до сих пор каждый раз, выходя из дома, думаю, что надеть, так как на меня будут смотреть.
Ну почитайте наших русских педагогов. Вы посмотрите, как воспитывали детей. Даже из беспризорников делали таких людей замечательных, которые Великую Отечественную войну выиграли. Потому что их любили, им отдавали душу. Приучали сызмала к красоте, а, как говорят: «Красота спасет мир».