17
март
2018
  1. Реальная Россия
  2. Война с образованием
Антон Митюгов / ИА Красная Весна /
«Сладким сном» назвал директор Советский период существования училища, когда завод без ограничений снабжал своих подшефных металлопрокатом, наглядными пособиями и всем необходимым для учебного процесса и производственной практики учащихся.

Жизнь советского техникума в современной России

Изображение: Георг Пик сс0
Электромеханический завод,градообразующее предприятие, Котлас
Электромеханический завод, градообразующее предприятие, Котлас
Электромеханический завод, градообразующее предприятие, Котлас

На прошедшей неделе Электромеханический техникум города Котласа (КЭМТ) отметил свой 35-летний юбилей, 13 марта сообщил корреспондент ИА Красная Весна.

Изображение: Черных Г.С. сс0
Директор учебного учреждения Н. Носарев
Директор учебного учреждения Н. Носарев
Носаревучреждения Н.учебногоДиректор

Бессменный директор этого известного на всю Архангельскую область учебного заведения Носарев Николай Семенович в поздравительной речи, рассказал, что техникум открывался, как кузница кадров для градообразующего предприятия — электромеханического завода (ЭМЗ), который работал и на оборонку. Николай Семенович вспоминал, что его, как представителя подшефной организации, приглашали на еженедельные планерки на завод в качестве «начальника цеха № 83».

Именно в 1983 году впервые распахнуло свои двери для учащихся государственное профессиональное техническое училище (ГПТУ) № 20. «Сладким сном» назвал директор Советский период существования училища, когда завод без ограничений снабжал своих подшефных металлопрокатом, наглядными пособиями и всем необходимым для учебного процесса и производственной практики учащихся. С болью в сердце он вспомнил и «лихие» 90-е, когда развал СССР ударной волной прокатился по многим предприятиям и учебным заведениям профтеха.

«Выживали как могли», — вспоминает Николай Семенович, — «собирали деньги со стипендии и направляли эти средства на питание учащихся. Меняли по «бартеру» с Ярославским заводом свою продукцию — шлифовальные станки на шины, а потом выплачивали зарплату персоналу и учителям комплектами авторезины». В 2000-е финансирование наладилось и стало жить легче. Но шеф-завод оказался на грани банкротства, и помощь от него прекратилась.

В настоящее время училище пережило ряд реорганизаций и теперь переименовано в техникум. В рамках так называемой оптимизации КЭМТ объединили под одной крышей с другим старейшим училищем города Котласа — медицинским. Как не парадоксально звучит, но теперь сварщики, секретари, электрики, слесари ЖКХ, медики и даже мастера обработки цифровой информации — все учатся в стенах одного небольшого ссуза.

Изображение: Черных Г.С.
Электромеханический техникум города Котласа (КЭМТ)
Электромеханический техникум города Котласа (КЭМТ)
(КЭМТ)КотласагородатехникумЭлектромеханический

За эти 35 лет удалось сохранить преподавательский персонал, материально-техническую базу и удержать лидерские позиции в регионе среди заведений среднего профессионального образования (СПО). С переходом страны на рыночные рельсы техникуму приходится обновлять материальную базу в основном за свой счет, а это очень затратно. Проблемы есть и с трудоустройством выпускников, так как заводы работают на треть своих мощностей, если не меньше. Без государственной поддержки таких учебных заведений СПО система профтехобразования может совсем зачахнуть.

Однако в будущее коллектив КЭМТ старается смотреть с оптимизмом, участвует в различных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, а 2 года назад присоединился к Всероссийскому чемпионату «Молодые профессионалы» (WORLDSKILSRUSSIA), где на региональном этапе наши студенты заняли первые места.

Напомним, что Котласский электромеханический техникум за годы своей работы выпустил свыше 7 тысяч специалистов по 30 профессиям, которые теперь работают на различных предприятиях области и страны. Входит в десятку лучших учебных заведений по Архангельской области и в 100 лучших по России.

Однако в разговорах с мастерами производственного обучения чувствовалась тревога по отношению к будущему не только техникума, но и всего профтехобразования в целом. Станочный парк практически весь устаревает. Новые станки закупаются в основном за счет самого ссуза, а это огромные траты. Бюджетных средств на это вообще практически не выделяется. Если техникум зарабатывает средства внебюджетной деятельностью, то он ещё, как-то старается идти в ногу со временем и приобретает новое оборудование, но этого все равно не достаточно.

При нынешней повсеместной роботизации производства уже вслух говорят об отмирании рабочих профессий типа станочника, слесаря, сварщика. А если готовить ультрасовременного станочника или наладчика станков с числовым программным управлением, используемых в роботизированном производстве, то необходимо иметь и сам ультрасовременный станок в своем распоряжении, а это — запредельные цены, которые никакой внебюджетной деятельностью не покрыть. И если, по словам президента, стране нужны квалифицированные кадры среднего звена для подъема экономики, то страна в лице государства и должна решать эту проблему, а не отдавать это на откуп техникумам. Вот такой получается казус.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER