1. Война идей
  2. Российский космос
Интервью ИА Красная Весна /
Первые 60 лет Космической эры — это «подготовка к первым шагам» в освоении космического пространства

Что будет с МКС, и почему мы еще не на Марсе — интервью с космонавтом

Алексей Леонов. Кратерная цепочка на Луне
Алексей Леонов. Кратерная цепочка на Луне

12 апреля мир отметил 60-ю годовщину полета Юрия Гагарина. Но главной новостью месяца, связанной с космосом, стало заявление России о предстоящем выходе из проекта МКС и строительстве собственной орбитальной станции.

Летчик-космонавт, герой России Андрей Борисенко в интервью для ИА Красная Весна рассказал, зачем России и другим странам собственные космические программы и почему человечеству нельзя останавливаться в стремлении к другим планетам.

Изображение: (cc) NASA HQ PHOTO
Космонавт Андрей Борисенко
Космонавт Андрей Борисенко

ИА Красная Весна: С момента первого полета в космос прошло 60 лет. Насколько далеко мы продвинулись в освоении космического пространства?

Андрей Борисенко: Очень недалеко. Мы в самом начале освоения космического пространства. На самом деле человечество делает даже не первые шаги, а подготовку к первым шагам. У нас за 60 лет Космической эры в космос летало чуть более чем 500 землян. Из них опыт длительных космических полетов, полугодовых и более, имеет меньше ста землян.

Мы даже не можем сейчас точно сказать, как длительные космические полеты влияют на человеческий организм в дальней перспективе. Статистики еще нет. Нам нужно, чтобы хотя бы тысяча землян имела такой опыт, тогда можно сделать какие-то более-менее серьезные выводы.

ИА Красная Весна: С Вашей точки зрения, человечество могло достичь большего успеха за этот срок?

Борисенко: Могло бы достичь большего успеха. Хотя бы в количестве людей, которые посетили орбиту Земли. Если бы финансирование пилотируемой космонавтики равнялось финансированию оборонного сектора в каждой стране, мы бы уже на Марс высадились и к астероидам летали.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете состояние российской космонавтики, российской космической отрасли? Какие Вы видите интересные проекты в российской космонавтике?

Борисенко: Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо взять федеральную космическую программу и посмотреть те пункты, которые там прописаны. Там прописано и возвращение на Луну — возвращение человечества на Луну, для нас это первые шаги именно в пилотируемом варианте. Там прописаны работы по пилотируемому полету на Марс.

ИА Красная Весна: Какие международные проекты, на Ваш взгляд, кажутся интересными и перспективными?

Борисенко: Наверное, международные проекты — это одно из самых перспективных направлений. Если оно реализуется на равноправной основе.

Взять хотя бы текущий проект Международной космической станции (МКС). Конечно, МКС, скорее всего, дорабатывает свой ресурс. Не так уж долго ей осталось работать на орбите.

ИА Красная Весна: На днях появилось заявление о том, что Россия через какое-то время выйдет из проекта МКС. Как Вы к этому относитесь?

Борисенко: Это не простое решение, оно многофакторное. И одним из факторов, конечно, является и техническое состояние МКС.

Как я к этому отношусь? Жаль, что проект подходит к точке своего завершения. Надеюсь, что в дальнейшем мы будем реализовывать и другие проекты, в том числе в международном формате.

Все-таки пилотируемая космонавтика — очень дорогое удовольствие. Больший экономический и технический эффект можно получить, организуя полеты в международном формате. Но будем исходить из многих условий, которые будут в момент, когда будем начинать новый проект.

ИА Красная Весна: Сейчас многие страны развивают свою космическую программу. В том числе говорится, что Россия будет помогать развивать свою космическую программу Турции, которая в космосе по сравнению с Китаем, Японией, США пока ничего крупного не совершила. Почему многие страны мира сейчас решили создавать свою космическую программу?

Борисенко: Сейчас, наверное, многие страны мира хотят создавать свои космические программы, чтобы решать вопросы, которые их интересуют.

Индия подтягивается к «клубу» держав с пилотируемыми космическими программами. Ближний Восток стал очень серьезно интересоваться вопросами пилотируемых полетов.

Время подошло, достигнут нужный для этого уровень науки и техники, подошло понимание, что пилотируемая космонавтика является, по большому счету, локомотивом национальной экономики.

ИА Красная Весна: С Вашей точки зрения, это больше военный космос, или, скажем так, хозяйственный?

Борисенко: Это комплекс задач. В каком процентном соотношении? Это государственная тайна тех стран, которые принимают решение о структуре своей космической программы.

ИА Красная Весна: На круглом столе (XIII общероссийской научно-технической конференции «Молодежь, техника, космос». — Прим. ИА Красная Весна) поднимались проблемы космонавтики, в том числе о том, почему в последнее время стало труднее привлекать молодежь к космосу. На Ваш взгляд, какие основные проблемы есть?

Борисенко: Здесь, опять же, комплекс проблем. И уровень финансирования отрасли, и условия работы. Хотя они стали гораздо лучше, если сравнить с тем, что было два десятилетия назад.

Но есть и проблемы тех проектов, которые существуют. Молодежь стремится туда, где решаются какие-то грандиозные задачи. А в пилотируемой космонавтике таких грандиозных задач, которые решаются сейчас, а результаты будут видны уже через несколько лет, наверное, нигде особо не наблюдается. И не только в России.

У наших коллег очень много пиара, но конкретных технических достижений, в общем-то, не так уж много.

ИА Красная Весна: В основе первого полета человека в Космос, в основе запуска спутника лежала философия, ее называли космизмом — это Николай Федоров, Вернадский, Циолковский… На Ваш взгляд, стоило бы это как-то актуализировать при подготовке космонавтов, при обучении студентов?

Борисенко: Я думаю, что в основе пилотируемой космонавтики всё-таки лежит не философия, а понимание, что это единственный путь развития человечества, если человечество хочет сохранить себя как цивилизацию.

Для того чтобы мы имели какой-то запас прочности, нам нужно уметь жить на других планетах, иметь средства передвижения в космическом пространстве.

В своем желании стать космонавтом я опирался именно на это понимание. И мне тогда хотелось в этом участвовать, прийти в эту профессию в том числе потому, что это работа на перспективу, на будущие поколения.

Читайте также: Космонавт объяснил, зачем России космическая станция