«Предсказуемый сосед». Как Норвегия становится форпостом НАТО против России
Глава МИД Норвегии Анникен Витфельдт 2 декабря заявила, что новое правительство страны выступает за ограничение передвижения союзников по НАТО около границ России. За месяц до этого, 2 ноября, новый премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре на конференции ООН заявил, что считает поддержание добрососедских отношений с Россией своим приоритетом.
Однако на практике наблюдается обострение политической и военной обстановки, которое угрожает России. И слова норвежских политиков резко расходятся и с делом, и даже с официальными документами.
Что говорят политики?
В конце октября министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Норвегию. В городе Тромсё состоялась министерская сессия Совета Баренцева/Евроарктического региона. Норвежская сторона достаточно тепло встретила гостей.
В разговоре с Лавровым недавно назначенная на должность главы МИД Норвегии Анникен Хюитфельдт отметила, что для России «Норвегия — надежный и предсказуемый сосед». При этом чуть ранее была опубликована политическая программа правительства, где были обозначены планы развития сотрудничества с Россией в северных регионах.
«Вы всегда будете знать, на какой позиции мы находимся, несмотря на то, что наши страны находятся на разных политических позициях, далеко друг от друга по некоторым важным политическим вопросам, таким как политика безопасности и права человека», — добавила она.
Лавров при этом выразил надежду на сохранение дружественных отношений между странами. Он указал, что следует опираться на «традиции откровенного, доверительного диалога» с Норвегией. Лавров отметил также, что в наше сложное время важно обеспечивать безопасность при идеологически разных предпочтениях той или иной страны.
Например, что касается отношений между Россией и НАТО, министр подчеркнул, что их «нельзя назвать катастрофическими, потому что катастрофическим может быть только то, что реально существует».
Напомним, работа постоянного представительства России при НАТО приостановлена с 18 октября текущего года. При этом перестала функционировать Военная миссия связи и Информационное бюро НАТО в Москве.
«У нас никаких отношений с НАТО нет», — заявил Лавров.
Реакция со стороны России последовала вслед за заявлением НАТО от 6 октября о сокращении штата нашей миссии при альянсе с 20 до 10 человек. Кроме того, восемь российских дипломатов были лишены аккредитации, а два вакантных места были упразднены.
Но Норвегия входит в НАТО. А глава Пентагона Ллойд Остин называл эту страну «в некотором смысле глазами и ушами Североатлантического альянса на Крайнем Севере». На встрече с недавно назначенным министром обороны Норвегии Оддом Рогером Эноксеном он подчеркнул, что желает углубить сотрудничество между государствами в сфере безопасности. Напомним, на территории Норвегии с 1981 года находятся американские войска, размещено американское военное оборудование.
В свою очередь Эноксен указал, что обеспокоен военными возможностями РФ в соседнем с Норвегией регионе и потому приветствует рост интереса США и НАТО к Арктике. На встрече в Пентагоне с министром обороны США 16 ноября была подписана «дорожная карта» по дальнейшему развитию сотрудничества между вооруженными силами.
В то же время премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре считает, что с Россией необходимо выстраивать конструктивные отношения. Новое правительство очень стремится обсуждать с ней вопросы северных территорий. Также на встрече с Лавровым премьер-министр Норвегии уделил время проблемам энергетики, климата, морской среды. Речь шла и о международном положении и о сотрудничестве в Совете Безопасности ООН.
«Арктика требует, чтобы прибрежные страны вместе брали на себя эту ответственность, и с моим бывшим коллегой министром иностранных дел Лавровым, с которым я виделся на минувшей неделе, мы условились развивать двустороннее сотрудничество в Арктике, в том числе в контексте Баренц-региона», — сказал Стёре 2 ноября.
Лавров заявил о необходимости продолжать взаимодействия между министерствами обороны и МИД двух стран. Также Норвегии предложено перевести отношения в сфере безопасности на более высокий уровень. Министра обороны Норвегии ждут в Москве в любое подходящее для него время.
«У нас есть отношения с Норвегией, в том числе в сфере безопасности. И мы бы хотели начать их на высоком уровне между министерствами обороны вдобавок к регулярным консультациям по безопасности», — сказал Лавров.
Впрочем, у России с Норвегией есть точки соприкосновения также в отстаивании конкурентных экономических позиций. Это касается вопроса о запрете на разработку новых нефтегазовых месторождений в Арктическом регионе. При этом страны Евросоюза не исключают только себя из соискателей добычи минеральных ресурсов, ссылаясь на выполнение «высоких экологических стандартов».
«Согласен с мнением премьер-министра Норвегии Стёре, который уже дал свою оценку этим идеям Евросоюза», — подчеркнул Лавров 26 октября.
Днем ранее Стёре заявил, что его страна не может поддержать запрет на разработку новых нефтегазовых месторождений в Арктике, потому что она сильно зависит от стабильности добычи нефти и газа. Экономика Норвегии в случае принятия предложения Еврокомиссии сильно пострадает.
Хочешь мира — готовься к войне?
Как отмечает в издании The National Interest журналист Дэвид Акс, ключевым направлением обороны Норвегии считается противодействие России. В тексте стратегии объемом 158 страниц Россия упоминается аж 58 раз. В настоящее время Россию рассматривают как основную угрозу.
«В этом ландшафте безопасности существует больше прямой конкуренции и соперничества, которые быстро могут привести к конфронтации», — указано в новой военной стратегии Норвегии.
«Потенциал российской военной мощи значительно изменился за несколько лет, и поведение страны становится всё более напористым и рискованным. Российские власти готовы применить широкий спектр военных и невоенных средств для достижения своих целей», — говорят военные.
Военный бюджет Норвегии за восьмилетний срок планируют увеличить на 16,5 млрд норвежских крон, что составляет около €1,46 млрд. Средства направят на усиление бригады «Север» новым батальоном. Укрепление вооруженных сил предполагается по разным направлениям, в том числе и для обеспечения химической, биологической, радиоактивной, ядерной обороны. В стране создадут новые морские специальные силы, называемые Оперативной группой специальных операций.
Также долгосрочный план развития вооруженных сил предполагает значительное перевооружение. С 2025 года будут введены новые боевые бронированные машины, высокоточное оружие дальнего действия, системы ПВО.
В ближайшие пять лет обновлению и усилению подлежит и военно-морской флот. Планируется поступление четырех новых подводных лодок, трех кораблей береговой охраны, модернизация четырех фрегатов. Сроки службы корветов класса Skjold будут продлены. ВВС Норвегии пополнятся большим числом истребителей F-35 и современными самолетами воздушного наблюдения Poseidon.
Реальные действия на границе
Дальняя авиация России регулярно присутствует над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Балтийского морей, а также Тихого океана. Так, 27 октября состоялся плановый полет двух стратегических бомбардировщиков Ту-160 над Баренцевым и Норвежским морями. Рейд сопровождали истребители МиГ-31 объединения ВВС и ПВО Северного флота. Длительность вылета составила порядка восьми часов. На некоторых этапах маршрута российские бомбардировщики сопровождали истребители F-16 ВВС Норвегии.
Чуть позже в Норвегии на границе с Россией, всего в 2,5 километра от Мурманской области, отрабатывали установку минных полей. Местом ноябрьских военных учений был выбран заброшенный карьер на руднике неподалеку от Киркенеса. Задачей военных было научиться взрывать стальные, бетонные и деревянные конструкции.
«Любая военная операция против наступающего врага направлена на снижение скорости его продвижения», — отметил начальник гарнизона Сер-Вагнер подполковник Майкл Розмара.
Отметим, в прошлом месяце также прошли военные учения на острове Готланд в Балтийском море, где был усилен гарнизон в связи с «российской угрозой». Сосед Норвегии Швеция впервые разместила на территории дальнобойную артиллерию, способную обстреливать Калининградскую область. Не может радовать Россию и милитаризация Норвегией острова Шпицберген.
«Организация визита норвежского военного корабля на архипелаг является очередным шагом Осло в череде последовательных действий по включению этой территории в сферу национального военного строительства…», — говорится в сообщении МИД России от 12 ноября.
Этот инцидент подрывает выполнение Договора о Шпицбергене от 1920 года, согласно которому архипелаг должен иметь исключительно мирный статус. Также демонстрация военной силы находится в противоречии с декларируемой Осло задачей противодействия эскалации в высоких широтах.
Очередной заход корабля ВМФ Норвегии в порт Шпицбергена — это лишнее свидетельство, подтверждающее наличие «скрытой милитаризации архипелага норвежской стороной». Ранее фрегат «Тур Хейердал» останавливался в порту Лонгиербюен на Шпицбергене.
К реальным фактам военного присутствия можно отнести и патрулирование акватории кораблями норвежской Береговой охраны, и наличие на архипелаге норвежской станции наземного спутникового слежения двойного назначения «Свалсат», и эксплуатацию аэропорта «Лонгиер» норвежскими военно-транспортными самолетами. Кроме того, Норвегия распространила на Шпицберген действие закона о портах и фарватерах, регулирующего использование инфраструктуры архипелага при военном планировании министерства обороны, а также и для приема подкреплений союзников по НАТО.
Загадочные истории
Недавно в норвежских СМИ появились сообщения о якобы российском участии в повреждении подводных кабелей морской обсерватории Лофотен-Вестеролен (LoVe). Расследование обстоятельств ведется военными и национальной службой безопасности полиции Норвегии.
«У России есть подводные лодки специального назначения, которые вполне могут быть оборудованы для того, чтобы перерезать кабели или даже удалить их для дальнейшего изучения», — пишет 13 ноября The Drive.
Подводные датчики располагались на шельфе. Они позволяли, помимо основной задачи по сбору информации об изменении климата, выбросах метана и фиксации рыбных запасов, решать военную. Ученые могли получать прямую трансляцию изображений, звука и других данных о проходящих подводных лодках. Изначально собранные с датчиков LoVe сведения попадали в Норвежский институт оборонных исследований, только затем переправлялись в Государственный институт морских исследований Норвегии.
По заявлениям руководителей проекта LoVe, были разорваны и затем удалены более 2,5 мили оптоволоконных и электрических кабелей. Всего было проложено более 40 миль кабелей по норвежскому континентальному шельфу. Данный район представляет стратегический интерес и для Норвегии, и для России.
Так как Норвегия является частью НАТО, то ее военные базы используются союзниками для противодействия России. Интерес США и стран НАТО к Арктике поддерживает напряженность в регионе. Как отмечает директор Центра арктической безопасности и обороны при Университете Аляски Трой Баффард, Россия понимает, что НАТО является «самой большой проблемой».
При этом в последнее время страны-соседи Россия и Норвегия стремятся найти пути укрепления дальнейшего сотрудничества по ключевым направлениям. Что же в конечном итоге победит — желание Норвегии иметь добрососедские отношения с Россией или членство в НАТО?
Читайте также: Норвегия выступила за ограничение передвижений НАТО у границ с Россией