Цель: вернуть лица работающих на фотографии
Человек с древнейших времен увековечивал себя в искусстве. Об этом неоспоримо свидетельствуют наскальные рисунки. Уже тогда у общества оформилась потребность окружить себя слоем искусственной (от слова искусство) реальности, где отображались бы люди в самом разном взаимодействии с окружающим миром. Несомненно, что эта новая, созданная человеком, реальность влияла на сознание людей, формировала взгляд на мир.
Фотографирование доступно всем
20 век при помощи фотографии предоставил широкие возможности для создания такой реальности. Люди (особенно их лица) здесь являются главными целями фотоохоты, а окружающий мир предоставляет для нее обширное поле деятельности. Лица спортсменов в момент накала борьбы, поцелуй влюбленных, забавные гримасы детей и особое обаяние лиц стариков, актерская мимика и красноречивые образы солдат во время боя, просто выхваченный из толпы случайный взгляд — всех ситуаций не перечесть.
Удачным же считается кадр, на котором лицо выразительно, то есть позволяет понять внутреннее состояние человека. Выражение лица — реакция духовного мира человека на воздействие внешнего мира. Это «внутренний свет» духовного мира, становящийся ответом на внешнее «излучение» окружающий человека реальности. Вспомните как говорят, что лицо «светится» (от счастья, например).
Чье-то лицо обретает выразительность для стороннего наблюдателя, оно начинает воздействовать, оказывать на зрителя влияние, которое не сводится к эстетическому. Происходит то, ради чего занимаются творчеством — и скульптурой, и портретным искусством —, добиваются воздействия настолько глубокого, чтобы способствовать преобразованию личности зрителя. Можно утверждать, что выразительное лицо в искусстве (в фотографии, в том числе) — проводник в мир реальности, создаваемой искусством.
Есть цензура?
В наше время фотопродукции столько, что можно говорить о всестороннем охвате ею всех сфер жизни. Фотоизображение вполне может соперничать с другими видами изобразительного искусства, не копируя их достижения, а делая свой самостоятельный оригинальный вклад в копилку мировых культурных свершений. Научные знания, техническое оснащение, казалось бы, должны способствовать победному проникновению фотографии во все области, где требуется запечатлеть человека и его достижения. Однако, есть жанр изобразительного искусства, от которого фотографы в последнее время постепенно начинают дистанцироваться по не вполне понятным причинам. Речь идет о портрете, изображении человека и его лица.
Как-то в конце августа увидел в Москве в ГУМ небольшую фотовыставку, посвященную строительству Крымского моста. Два десятка больших фотографий на стендах показывали будни этой стройки.
Стройка сама по себе архизначима для страны и явно носит характер ударной при соответствующем внимании со стороны общества. Поэтому само появление выставки удивления не вызвало, и, может, она запала бы в память только местом проведения, не обрати я внимания на один факт. А именно, почти полное отсутствие людей на фотографиях: они были на 3-х из двух десятков, и лишь на одной можно было увидеть открытое лицо. Эта странная «опустелость» явно вступала в противоречие с ощущением некой всенародности строительства. Поэтому я задался вопросами: «Отчего же такая скудость? Почему фотографии лиц работающих стали совершенно неинтересны фотографам или тем кто организует выставки?».
Уподобление античным героям
Ведь в нашем обществе была мощная устоявшаяся традиция запечатления людей на производстве. В фотохронике, скажем, 20-х — 30-х годов это едва ли не главная тема.
Интересно, что сегодня те, кто отстаивает время индустриализации от нападок, в основном, обращают внимание на тогдашний рост промышленности, при этом подвиг людей остается как-бы за кадром. В то же время, их противники с упрямством осла твердят про крестную муку, которую во время оное принял на себя народ: «рабы», «рабы» строили, «пАнимаешь» (©Ельцин). Этих лжезаступников явное меньшинство по сравнению с теми, кто отдает должное великому трудовому подвигу страны, но справиться с ними до конца не выходит. Не по причине ли того, что у них внимание, хоть и фальшивое, акцентировано на человеке? И не в первостепенном ли внимании к человеку (а не только к показателям) — залог побед индустриализации? Очевидно, в тот момент задача, поставленная Октябрьской революцией — создания нового человека, начала реализовываться на практике особым образом. В виде массового освоения техники во всех ее видах людьми, которые еще недавно не умели читать и писать. Стоит подчеркнуть, что освоение было вполне успешным.
На фотографиях времен индустриализации лица работающих людей в изобилии, в центре внимания. Ни одна ее стройка не обходится без того, чтобы не воспеть труд ее участников. Агитпроп уделяет этому большое внимание. Как он представлял людей на фотографиях? Чтобы дать короткую характеристику этому, вспомним куплет из песни, которую иной раз считают неформальным гимном, «Широка страна моя родная»:
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей,
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей…
Стержневым сочетанием слов здесь является связка человек — хозяин. Именно такое чувство прививалось гражданам СССР. Неважно, в какой степени это было достигнуто, главное — советский человек должен был ощущать себя так. Соответственно, все, что выходило из Агитпропа, должно было вторить этому. На фото изображены представители рабочего класса, который был назван Революций хозяином заводов. И разве их вид не соответствует такому качеству? Как выглядят хозяин-буржуа, мы знаем, как выглядит хозяин-аристократ, мы тоже знаем. Как выглядит представитель народа-хозяина, мир не знал до советской эпохи.
Какие же черты мы можем усмотреть в их облике? Говоря в целом, это физическое и духовное здоровье. Деловитость, осмысленность, рабочая удаль, достоинство и определенное благородство — ни дать ни взять, античные герои. Уж точно сильные люди, выставляя которых вперед в сталинском СССР, формировали «образцы для подражания», олицетворявшие собой некую «правду жизни», как выражался персонаж одного известного фильма. И здесь хочешь — не хочешь, образцам (правде) надо соответствовать, следовательно. тянуться вверх, развивая в себе похожие черты.
Обезличенные
Возможно, это понимают современные хозяева жизни, заводов, в том числе. Посмотрите, с какой изобретательностью и старательностью убраны лица людей из виртуальной экскурсии по заводу General Motors в Петербурге.
То кепкой прикрыты, то замылены, то срезана половина лица, то вполоборота, то в маске — страсть, как боятся показать лицо рабочего за трудом. Они должны быть частью технического оснащения (персонал же называется «технический») — и не более.
Очевидно, именно в выражении лица кроется секрет его воздействия. Подбирая его определенным образом, можно добиться того, что, например, завод начнет увязываться в сознании стороннего наблюдателя с работающими на нем людьми, а не владельцами. А отсюда уже недалеко и до более глобальных мыслей у этих наблюдателей, об освобожденном труде, например. Вот этого-то и не хотят допустить. Поэтому и появляются фотографии, подобные нижеследующей. Изображен там вполне милый, добродушный человек и, наверно, хороший специалист. Но он точно не герой. Герои ведь должны творить, побеждая и преодолевая какие-то силы или обстоятельства. А этот человек должен радовать, а не напрягать окружающих и хозяев жизни, прежде всего.
P.S.
Один из редчайших современных примеров, когда работающий человек не только красив, одухотворен, но предстает и полновластным хозяином своего дела.