1. Социальная война
  2. Рыбная промышленность
ИА Красная Весна /
Последние производственные предприятия в Николаевске-на-Амуре закрылись в нулевых годах. Ловля и продажа лососевых стали основным источником дохода для николаевцев и жителей района. В последние годы и этот источник иссяк.

Амурскую лососевую рыбу местные жители теперь видят только в магазине?

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Рыбный промысел
Рыбный промысел

С 1992 года население Николаевска-на-Амуре сократилось вдвое. Народ постепенно уезжает из города. До недавнего времени рыбалка была значительным подспорьем для местных жителей. В последние годы жители Николаевска-на-Амуре жалуются, что коммерсанты, вылавливающие всю промысловую рыбу в Амуре, вгоняют всех местных жителей в нищету. Возможностей для заработка не остается.

Корреспондент: Для жителей Николаевска-на-Амуре рыба всегда очень много значила. Что изменилось в последние годы в рыбном промысле?

Местный житель: В этом году путина шла с начала августа до 20-х чисел сентября. В этом и в прошлом году делали «проходные дни». По четным дням рыбу пропускают, по нечетным ловят всю, какая попадает в заездки — ставные неводы. С самолета заездки хорошо видны. Тротуары из досок тянутся на сотни метров, до середины реки. Рыба идет на нерест косяком. Может идти день, два. Потом рыбы нет. Через несколько дней подходит следующий косяк. Это непредсказуемо.

Вылавливали не всю. Рыба в Амуре была. Поднималась даже до Хабаровска. Организаций, ловящих рыбу, очень много. Когда ловили рыбу местные жители, то рыбы в городе и районе хватало всем. Сейчас штрафы за вылов рыбы подняли выше 10 тысяч на голову. Если в лодке найдут 10 рыбин, то придется заплатить 100 тысяч штрафа. Без лицензии никто сейчас на рыбалку не идет. А над коммерсантами контроля нет.

Корр.: Были публикации о том, что на Камчатке из-за того, что рыбы мало, голодные медведи подходят к домам, нападают на домашних животных, людей. Как с этим в Николаевске-на-Амуре? Лес не закрыли?

Местный житель: В этом году сообщений о жертвах медведей не было. Дачи медведи разоряют, урожай съедали. Медведи заходят на окраины Николаевска-на-Амуре. Нападения на грибников, ягодников бывают каждый год. В последнее время медведи позже ложатся в спячку осенью, потому что не успевают набрать жира.

Корр.: Сколько лет ловля рыбы ведется таким образом?

Местный житель: Четыре-пять лет. В первые годы масштабы рыбной ловли были меньше. Сейчас возросли. В магазинах цены на рыбу также подросли, потому что больше рыбы взять негде. Местным лицензии на рыбалку давали только в другом районе, за 80 километров выше по течению.

Корр.: То есть часть рыбы вылавливают в Амурском лимане, некоторую часть пропускают для размножения, и затем, через 80 км, из этой пропущенной части местные жители по лицензии могут ловить для себя?

Местный житель: Конечно. В прошлом году лицензии давали возле Николаевска. В этом только за 80 км выше по течению. В Ульчском районе. Доходит до того, что рыбу ловят женщины. Не пускают своих мужчин на рыбалку. Милиция проверяет лодку, видит женщин и отпускает их. У мужчин рыбу забирают и штрафуют.

Корр.: Чем живет народ в деревнях в Николаевске-на-Амуре и районе?

Местный житель: Из 55 предприятий, работавших в 80-е, не осталось ни одного. После закрытия предприятий жили за счет рыбы. Сейчас район нищий. До прихода коммерсантов выловленную рыбу и икру продавали, детей в школу собирали, продуктов покупали. Сейчас такой заработок пропал.

Корр.: Раньше это было браконьерство или нерегулируемая рыбная ловля?

Местный житель: Ещё 10 лет назад мы покупали лицензии и рыбачили. Законно все было. Сейчас даже лицензию трудно купить. Малым народам севера (нивхи, ульчи, удэгейцы) дают лицензии, а русским получить лицензию сложнее.

Корр.: Каково отношение жителей к коммерсантам?

Местный житель: Коммерсанты, ловящие рыбу, нанимают охрану промыслов. Уже не первый год. Местных жителей не подпускают к рекам. Присвоили себе право решать, кому ловить рыбу, а кому нет. В прошлом году во Власьево местные подали заявление в прокуратуру по поводу избиения местного жителя.

Корр.: Где перерабатывают добытую рыбу?

Местный житель: В Николаевске есть два завода, где рыбу потрошат и замораживают. Икру солят. Дальше везут в Хабаровск, в Китай. В Николаевске рыба не задерживается. Рыбу возят зимой и летом из Хабаровска.

Местные привыкли питаться рыбой. Рыба — основная составляющая меню. У нас в каждом доме принято отмачивать соленую рыбу и подавать с картошкой. Всю зиму так питались. Сейчас в магазине Николаевска цена рыбы выше, чем в Хабаровске.

Корр.: Спасибо за беседу!

Проблемы с коммерческим перевыловом рыбы проявляются не только на Амуре. На Камчатке проблема стоит еще острее.

Из-за малого количества лосося на Камчатке участились нападения медведей на людей. Медведи приходят в населенные пункты, разоряют курятники, заходят на предприятия. С приходом холодов голодные медведи не лягут в спячку и продолжат искать корм. Зимой медведь-шатун становится опасным убийцей.

На Камчатке, как и в Николаевске-на-Амуре, народ не получает никакой доли прибыли от продажи природных ресурсов и самих природных ресурсов теперь лишен. Коммерсантов проблемы, связанные с перевыловом рыбы, не волнуют.