Обвинение в «отравлении» протестующих стало новым топливом для протестов в Грузии

В Тбилиси снова неспокойно: у оппозиции с подачи западных СМИ появился еще один повод требовать ухода от правящей партии «Грузинская мечта». Оппозиция обвиняет власти в использовании боевого отравляющего вещества против участников демонстраций и это стало новым топливом для протестов.
Подобные громкие разоблачения, особенно связанные с обвинениями в нарушении прав человека, в постсоветской истории нередко служили спусковым крючком для «оранжевых революций». Ситуация усугубляется тем, что представители грузинских властей отчасти признали использование химиката.
Громкое расследование
Началось всё с журналистского расследования, опубликованного британским телеканалом Би-би-си 30 ноября. В нем утверждается, что в декабре 2024 года полиция применила химическое вещество камит (бромбензилцианид), используемое во время Первой мировой войны. Якобы его добавляли в воду, которой поливали из водометов демонстрантов, которые устраивали беспорядки.
Камит является слезоточивым веществом, которое показало высокую эффективность и стойкость. Его Франция применяла против Германии. Согласно открытым данным, бромбензилцианид перестали использовать в 1930-х годах, сочтя его слишком токсичным для нелетального применения. Спустя 100 лет о нем вспомнили.
В своем материале журналисты опираются на свидетельства пострадавших, заключения экспертов по химическому оружию и показания осведомителей из спецподразделений полиции Грузии и врачей. Один из протестующих описал ощущение от воды из водомета как жжение, которое невозможно было быстро прекратить, несмотря на попытки смыть вещество. Другие участники акций жаловались на одышку, кашель и рвоту, которые продолжались несколько недель.
Бывший глава департамента по особым поручениям МВД Грузии Лаша Шергелашвили, который сейчас живет на Украине, заявил, что, по его мнению, использовалось то же соединение, которое он тестировал для применения в водометах в 2009 году. Он описал его эффект как несравнимо более сильный, чем у обычного слезоточивого газа: после испытаний ему и 15–20 коллегам было трудно дышать, и они не могли легко смыть вещество даже специальным раствором пищевой соды.
Шергелашвили рекомендовал не использовать этот химикат, но, по его словам, водометы заправлялись им как минимум до 2022 года. Просматривая кадры разгона протестов в 2024 году, он сразу заподозрил применение того же вещества, и это якобы подтвердили бывшие коллеги, оставшиеся на службе. Еще один бывший высокопоставленный офицер полиции подтвердил, что состав, заправлявшийся в водометы во время работы Шергелашвили, был тем же, что применялся в декабре 2024 года.
Редакция также опубликовала копию инвентарной описи департамента особых поручений за декабрь 2019 года. В ней значатся два химиката: «Химическая жидкость UN1710» и «Химический порошок UN3439» с инструкцией по их смешиванию. Код UN1710 соответствует трихлорэтилену (TCE), растворителю. UN3439 — это общий код для ряда опасных промышленных химикатов, и единственным из них, который когда-либо использовался как средство для разгона толпы, является бромабензилцианид. Это и стало основанием для обвинения властей в применении камита.
Также телеканал опубликовал комментарии различных экспертов, которые говорили о «чрезвычайной опасности» вещества, выражали обеспокоенность и обвинили грузинские власти в нарушении прав человека. Этого было достаточно, чтобы противники власти начали поднимать волну недовольства.
И тут важно отметить то, что химическое вещество, согласно данным журналистского расследования, было приобретено в 2009 году, то есть когда Грузией руководили тогдашний президент Михаил Саакашвили и основанная им партия «Единое национальное движение» (ЕНД). В 2012 году этот режим был сменен «Грузинской мечтой» в ходе парламентских выборов. С тех пор ЕНД не прекращает попыток вернуть власть, при этом ставку делает явно на «майданный» сценарий, помня об своем успешном госперевороте в 2003 году, названном «революция роз».
Неоднозначные ответы властей
Ответ грузинских властей оказался весьма неоднозначным, хотя сопровождался громкими ответными обвинениями. Заместитель министра внутренних дел Александр Дарахвелидзе, выступая в парламенте, заявил, что сотрудники МВД при разгоне митингов использовали все те спецсредства, которые активно применяют правоохранительные органы в Европе и США. Он категорически отрицал закупку и использование камита.
Министр здравоохранения Грузии Михаил Сарджвеладзе назвал материал Би-би-си дешевой попыткой ввести людей в заблуждение. По его словам, лица, на заключения которых опирались журналисты, отрицают, что говорили об этом. Глава ведомства также назвал заключение телеканала противоречащим логике.
«Вещество, о применении которого вы говорите людям, вообще не смешивается с водой. Это элементарная химия!» — сказал он журналистам.
Но его апелляцию к логике и химии фактически опроверг своими заявлениями премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе. Он сначала заявил, что сюжет был спланирован иностранными спецслужбами, обвинил политиков Евросоюза в провокации и запуске лживой кампании против «Грузинской мечты».
«Министр внутренних дел Грузии уже публично подтвердил, что при разгонах митингов это вещество не использовалось и что МВД никогда не приобретало его, в том числе во времена „Национального движения“», — заявил глава правительства 3 декабря.
На вопрос о веществах под кодом UN3439 премьер ответил, что под этим кодом могут находиться как запрещенные, так и незапрещенные вещества, а закупке подлежали незапрещенные. Он подтвердил, что вещества под этим кодом могли применить для разгона протестующих, но подчеркнул, что под ним могут проходить десятки веществ.
Но уже через три дня Кобахидзе отчасти подтвердил использование камита, по крайней мере, допустил такой вариант. При этом он обвиняет в инциденте тех, кто возглавлял МВД Грузии во времена Саакашвили (экс-министра Вано Мерабишвили и замминистра Шота Утиашвили), и выгораживает возглавлявшего ведомство в декабре 2024 года Вахтанга Гомелаури.
«Теоретически, может наступить ответственность Вано Мерабишвили, ответственность Шота Утиашвили <…> Вахтанг Гомелаури — не химик, чтобы проверять порошок, приобретенный в 2007 и 2009 годах. Скандал сорван», — заявил премьер-министр.
Служба госбезопасности (СГБ) Грузии начала расследование в связи с публикацией британским телеканалом. Кобахидзе при этом указал на то, что фокус следователей будет направлен не на применение камита, а на то, кто распространяет эту информацию.
«Следствие будет проведено по разным направлениям, в том числе, кто был вовлечен в деятельность во вред национальным интересам. Они сознательно распространили эту ложную информацию — на все будет дан ответ», — уточнил Кобахидзе.
А потом позиция премьера снова изменилась. 6 декабря он заявил, что СГБ завершила расследование и выяснила, что камит в принципе не приобретали, а полиция не применяла против протестующих каких-либо запрещенных веществ. Он назвал тему закрытой и предупредил, что расследование продолжится в отношении тех, кто помогали враждебной деятельности иностранной организации, распространяющей ложные сведения, направленные на подрыв нацбезопасности.
Реакция оппозиции
Исполнительный директор НПО «Европейская орбита Грузии» и бывший омбудсмен Грузии Нино Ломджария уже указала на слова премьера, назвав их признанием в применении камита. Она также заявила, что минздрав отказался ответить на запрос о том, какие вещества добавляли в водометы.
«Кобахидзе подтвердил, что указанное вещество, по просочившейся информации, реально закупалось МВД Грузии <…> Это не просто вода из водометов! Это была вода с химическими веществами! Много людей получило физические повреждения», — утверждает Ломджария.
Оппозиция в лице парламентской фракции «За Грузию» (партия «Гахария — за Грузию») потребовала от парламента создать следственную комиссию в связи с расследованием британского канала. В заявлении фракции говорится, что все депутаты от «Грузинской мечты», которые не поддержат создание комиссии, будут причастны к применению запрещенного вещества.
«Мы не знаем, о каком химическом веществе идет речь, однако факт, что в воду подмешивали другое вещество, это преступление. Это налицо», — говорится в обращении партии.
Глава НПО «Ассоциация молодых юристов Грузии» Нонна Курдованидзе назвала неполным расследование СГБ. В нем говорится, что из 54 человек, доставленных в больницы после разгона протестующих в Тбилиси, выявили легкую интоксикацию у пятерых человек., но там не учтены те, кто обращался в медучреждения без направления врача.
«В указанные данные не входят пациенты, пришедшие в медучреждение без направления врача, и в настоящее время число таких людей неизвестно», — отметила глава НПО.
Предварительные итоги
В целом расследование Би-би-си больше опирается на эмоции, так как приведенные там факты являются лишь косвенным подтверждением применения камита и допускают широкие трактовки. Например, не было представлено документальных свидетельств тяжелых последствий у пострадавших. Журналисты также опросили только противников власти, не дав слова другой стороне.
Если даже полиция использовала в Тбилиси камит, он не запрещен никакими конвенциями. При этом грузинская оппозиция использует неполноту данных для преувеличения реального масштаба последствий. С 5 декабря возле парламента начали проходить акции, участники которых обвиняют власти в попытке отравить протестующих.
Зачем был нужен новый повод для обвинений в адрес «Грузинской мечты»? Вероятно, для того, чтобы обновить протестную повестку. В декабре 2024 года демонстрации начались из-за решения правительства отложить переговоры о вступлении Грузии в Евросоюз. С тех пор акции проходили в Тбилиси каждую ночь, и уже явно приелись. Теперь будет новый повод поругать власть.
При этом, если новый повод надуманный, это не значит, что он не может привести к масштабным последствиям. Переворот на Украине в 2014 году начался с «евромайдана», поводом для которого стало решение тогдашнего президента страны Виктора Януковича отложить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Обычно «оранжевые революции» проводят в период нестабильности власти, например, сразу после выборов, но в данном случае было исключение.
В Грузии не увенчались успехом протесты, которые прошли в осенью 2023 года после парламентских выборов, и осенью 2024 года, после муниципальных выборов. Также оппозиция не смогла раскачать ситуацию и после приостановки переговоров о вступлении в ЕС. Но попытки расшатать власть явно продолжаются. Кобахидзе обвиняет в этом Евросоюз. Скорее всего, Брюссель не может смириться с тем, что «Мечта» отказывается бросать страну в пучину войны с Россией. Значит, спокойно в Тбилиси пока не будет.
(теги пока скрыты для внешних читателей)