Разберем, что означает свежее постановление правительства об идентификации пользователей сервисов мгновенными сообщениями. Осложнит ли оно жизнь правонарушителей, облегчит ли работу правоохранителей или окажется столь же сомнительным и бьющим по репутации власти начинанием, как пресловутая блокировка Telegram?

Мессенджеры без анонимов: что ждать от Роскомнадзора?

Изображение: © ИА Красная Весна
Анонимность в сети
Анонимность в сети

Российское информпространство всколыхнула новость о новой инициативе Роскомнадзора — к следующему лету посчитать всех российских пользователей систем обмена мгновенными сообщениями. Нас сразу заинтересовали технические детали.

Прочтение правительственного постановления, опубликованного на портале правовой информации, оставило больше вопросов, чем ответов. Процедура идентификации описана в общих чертах и допускает различные толкования. Благо, стало понятно, что пользователей не обяжут вбивать паспортные данные или указывать реальные имена при регистрации в мессенджерах. Изложим разумные предположения о том, как может работать заявленная идентификация мессенджеров от Роскомнадзора.

По всей видимости, если пользователь мессенджера при регистрации указывает российский номер телефона, то мессенджер должен будет связаться с неким общероссийским интернет-сервисом идентификации абонентов и сообщить ему, что пользователь с таким-то телефонным номером зарегистрировался в мессенджере. Если российский сервис найдет указанный номер телефона по базе данных одного из операторов, то он свяжет этот телефон и учетную запись в мессенджере в базе данных спецслужб. Если же российский сервис ответит, что такого номера Россия не знает, то мессенджер будет обязан отказать пользователю в регистрации с таким телефонным номером.

Если мы правильно поняли наших министров, то возникает множество вопросов. Во-первых, далеко не все мессенджеры привязываются к телефонам. Такие мессенджеры как WhatsUp, Viber и запрещенный в России Telegram действительно привязываются к телефонному номеру. Эти мессенджеры проверяют, принадлежит ли номер тому, кто регистрируется — отправляя на телефон SMS-сообщение с кодом, который нужно ввести на форме регистрации. Однако другие мессенджеры (например, Skype, Jabber, ICQ) к телефонному номеру не привязываются, позволяя лишь опционально указать номер и никак не проверяя его принадлежность. Гражданство пользователя для мессенджера также является тайной, потому мессенджер даже не сможет обязать россиян указывать телефон в приказном порядке.

Во-вторых, непонятно, как именно будут обязывать владельцев мессенджера (по большей части, зарубежные компании) действительно идентифицировать абонентов. Даже если владельцев некоторых мессенджеров обяжут подключиться к сервису идентификации под угрозой блокировки, то проверить добросовестность использования сервиса мессенджером будет невозможно. Заблокировать сообщения незарегистрированных пользователей мессенджера на уровне интернет-провайдеров тоже не получится — ведь мессенджеры зачастую шифруют переписку пользователей и уж точно не посылают информацию о телефоне абонента в сообщениях.

В-третьих, люди, которым действительно нужно скрываться от правоохранителей, просто воспользуются зарубежными телефонными номерами. Или воспользуются мессенджерами без обязательного указания телефонного номера. Или, еще хуже, укажут в таком мессенджере номер непричастного человека.

Сложно понять, в каком случае предполагаемая ущербная схема идентификации может оказаться действительно полезной правоохранителям. Найти пользователя конкретного мессенджера по его телефону — элементарная операция. Сложность может быть лишь в обратной задаче — найти телефон пользователя, который оставил заинтересовавший правоохранителей комментарий в каком-то публичном чате.

Однако если органы правопорядка уже тесно сотрудничают с телефонными операторами, то незаметно перебрать вновь регистрируемые телефонные номера по мессенджерам было бы технически проще, нежели затевать крайне сомнительную эпопею с идентификацией. Из этой эпопеи едва ли выйдет что-то кроме очевидных репутационных издержек власти и исхода пользователей в мессенджеры-отказники.