Показатели заболеваемости корью 2023 года вдвое выше предыдущих антирекордов

Угрожает ли России эпидемия кори?

Джон Сингер Сарджент. Больница в Гранаде (фрагмент). 1912
Джон Сингер Сарджент. Больница в Гранаде (фрагмент). 1912

В 2023 году в России было выявлено рекордное количество заболевших корью: более 10 тыс. случаев — по сравнению с предшествующим годом рост заболевших увеличился в 99 раз, следует из данных Роспотребнадзора. Это является рекордным уровнем заболеваемости как по динамике прироста заболевших, так и по их числу.

Предыдущие пики наблюдались в 2014 году, когда было выявлено 4711 заболевших, и в 2019 году, когда был зафиксирован 4491 случай заражения. Показатели заболеваемости корью 2023 года вдвое выше предыдущих антирекордов.

Такие резкие скачки объясняются тем, что корь — одна из самых заразных инфекций в мире. Специалисты часто объясняют, что все находящиеся в одном здании люди, даже не находясь в одном помещении с источником заражения корью, почти со 100-процентной вероятностью будут заражены. Высочайшую вирулентность вирусу придает особый механизм связывания специальных белков на поверхности вируса с клетками человека. В основе связывания вируса лежит белок Nectin-4, входящий в состав клеток эпителия человека.

Кроме того, вирус кори отличается способностью связывания с молекулами иммунокомпетентных клеток. Он влияет на них таким образом, чтобы те подавляли иммунный ответ клетки. Вирус кори не только легко связывается с клетками человека, но и дает сигналы иммунным клеткам приостановить иммунный ответ. Поэтому шансы защититься от этого вируса очень ограничены. Единственной возможностью избежать заболевания корью является вакцинация.

Встает вопрос, а может ли повториться ситуация с вакцинацией, которая была в период эпидемии коронавируса, когда население принуждали вакцинироваться под страхом потери работы. Но прежде чем говорить о вакцинации, необходимо рассмотреть вопрос, кому в первую очередь следует вакцинироваться, какие группы населения находятся прежде всего в опасности.

Принято считать, что корь является детской болезнью, однако эксперты предупреждают, что это было давно, до начала применения вакцинации от кори, примерно до конца 60-х годов прошлого века. Проведение массовой вакцинации детей привело к изменениям параметров эпидемического процесса коревой инфекции. При стабильно высоком коллективном иммунитете корь перестала быть детской инфекцией. Антитела, полученные от прививки, могут исчезать уже в подростковом возрасте, тем более к 35–40 годам, подвергая риску заражения взрослое население.

Кроме того, сейчас возраста 35–40 лет достигли граждане, родившиеся в лихие 90-е, когда наши медицинские учреждения переживали не самые лучшие времена. Выявляется значительная когорта населения, не обладающего иммунитетом к кори, в то время как отчетные данные свидетельствуют о высоком уровне охвата населения прививками (95% и более). Это может указывать на вероятные ошибки учета непривитого населения или на недостоверность отчетных данных. Взрослые люди имеют только одну прививку от кори, либо вообще оказались непривитыми. Что на фоне мощных миграционных потоков распространения кори делает группу населения 35–40 лет особенно уязвимой.

Другим опасным возрастом, в котором вероятнее всего происходит инфицирование, считаются дети до года, так как этой возрастной группе прививаться еще рано. Они могут получить антитела к кори только находясь в утробе матери. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют делать прививку от кори женщинам при планировании беременности, сама беременность является противопоказанием для прививки.

Приведет ли наличие этих уязвимых групп населения к тому, что население могут принуждать вакцинироваться?

Прежде всего напомним, что вакцинация против кори с 1967 года включена в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) и является обязательной. Однако для принудительной вакцинации против кори нет никаких оснований.

Специалисты сходятся во мнении, что классической эпидемии кори в мире скорее всего не будет. Дело в том, что достаточно большая часть людей все-таки имеет иммунитет к болезни. Однако локальные вспышки будут возникать. Роспотребнадзор сообщает, что в настоящее время эпидситуация по кори в РФ контролируемая. Эксперты уверяют, что эпидемии кори в стране не будет.

Какими вакцинами нам сегодня предлагают вакцинироваться от кори?

Пристальное внимание к вакцинам, особенно произведенных на новых платформах (мРНК-вакцины), началось в период их первого массового применения во время пандемии коронавируса. Тогда многие ученые и специалисты выражали сомнения по поводу их безопасности. Опасения подтвердились — побочных эффектов оказалось больше, чем предполагалось.

В отличие от вакцин от COVID-19, которые являются препаратами генной инженерии, вакцины от кори — это классические вакцины, которые используются с начала 60-х годов и имеют большой опыт применения. Это вакцины, изготовленные на основе ослабленного вируса кори. В России на протяжении десятилетий используют советскую вакцину одного и того же штамма.

Такие вакцины признаны безопасными и используются во всем мире. За такое долгое время у врачей сложилась полная картина побочных эффектов, они стандартные: небольшие кратковременные повышение температуры и высыпания на коже. Но, конечно, как и для любой другой вакцины, есть осложнения, прежде всего, аллергические реакции. Как и для всех других «живых» вакцин, они могут выражаться в виде вакциноассоциированных осложнений, в том числе энцефалита, однако это очень редкое явление.

Все медицинские специалисты сходятся во мнении, что побочные эффекты и осложнения от вакцины от кори несут несравнимо меньше опасности, чем само заболевание кори. Риск от осложнений кори гораздо выше, чем потенциальный риск побочных эффектов вакцины от кори.

Ситуация с корью в России характеризуется сочетанием таких факторов, как высокая вероятность завоза инфекции, наличие в популяции восприимчивых лиц двух возрастных групп и возможное наличие эндемического очага инфекции. Это обусловливает сохранение риска распространения кори на территории Российской Федерации. Тем не менее эпидемии кори в России не предвидится благодаря широкому применению «живых» вакцин против кори.