Государство много хочет получить от родителей руками учителя, хотя это не является его прямыми обязанностями: сбор бумажек, регистрация на всевозможных электронных площадках, поездки детей на мероприятия для отчетности… Все, что угодно

Почему учителя бегут из школ. Взгляд изнутри

Константин Трутовский. Сельский учитель (фрагмент). 1883
Константин Трутовский. Сельский учитель (фрагмент). 1883
Константин Трутовский. Сельский учитель (фрагмент). 1883

Много нареканий по поводу образования в школах слышно от родителей. Папы и мамы жалуются, что дети перегружены, плохо усваивают учебную программу. Учителя бегут из школ работать репетиторами. А чиновники, наоборот, рапортуют о повышении зарплат педагогам и о строительстве новых школ.

О проблемах в школьном образовании ИА Красная Весна рассказала учитель со стажем Инна Деньщикова, которая много лет проработала в школе в Краснодаре, а сегодня продолжает общаться с коллегами и занимается с учениками на дому.

ИА Красная Весна: Вице-премьер РФ Татьяна Голикова в конце прошлого года сообщила, что в стране не хватает 11 тыс. учителей, как Вы думаете, почему?

Инна Деньщикова: Я считаю, что это продолжение политики, начатой после разрушения Советского Союза, когда государственные мужи кардинально поменяли траекторию развития государства. Все помнят фразу Андрея Фурсенко, когда он был министром образования, что нам нужны не творцы, а потребители. Потребителей вырастили, они пошли за зарплатами, которые дают им возможности больше потреблять, чем учителям. И у нас нет идеологии, при которой образование значимо. Даже если у каких-то преподавателей есть желание сеять среди детей «разумное, доброе, вечное», оно сгорает за год. Уходят и молодые специалисты, и опытные.

Учитель перестал быть человеком. Это просто индивид, из которого выжимают все соки. Нет задачи помочь человеку развиться, помочь в трудовой деятельности, важно, сколько из него можно выжать, чтобы из него получить пользу.

Есть интернет, все знают, какие нагрузки в школе. Учитель-мама, ее в семье нет. Родители на телефоне с утра до вечера, в 11 часов вечера могут звонить и спрашивать про домашние задания. Постоянные отчеты, учитель стал посредником между родителем и государством. Все понимают, что учителей обложили со всех сторон обязанностями, а еще и уголовной ответственностью. Ребенок ногу подвернул в школе — учитель будет виноват. Учитель отвернулся на доске написать, а в это время ученик ткнул другого в глаз карандашом — учитель сядет, потому что отвернулся. Учитель вечно что-то должен, а зарплаты мало на что хватает. Вот и пошли в бизнес, как рекомендовали.

ИА Красная Весна: Учителей привлекают к мероприятиям, которые не относятся к образовательной деятельности?

Деньщикова: Государство много хочет получить от родителей руками учителя, хотя это не является его прямыми обязанностями. Сбор бумажек, регистрация на всевозможных электронных площадках, поездки детей на мероприятия, придуманные для отчетности, а не для воспитания… Все, что угодно.

Также привлекают к работе на избирательных участках во время выборов. За это конечно платят, но там копейки. Нужно водить детей на мероприятия, которые нужны не школе, а спускают «сверху». Например, школе пришла разнарядка, организовать экскурсию на станцию пожарной службы. Или определили школе участок дороги, трассы М4 для уборки территории. Это я говорю про свой опыт больше 10 лет назад. Может быть они уже наконец поумнели и детей на трассу не выводят.

Еще есть всеобуч, когда педагоги должны ходить по районам, приписанным к школе. И они в каникулярное время обходят квартиры и дома, проверяют, нет ли детей, которые не посещают школу. Это должен делать участковый, а не учитель. И сейчас даже управляющая компания не знает, кто живет в домах, которые она обслуживает. Всё сбросили на учителя. Какими правами обладает учитель, чтобы спрашивать, сколько детей проживает в квартире, их фамилию, имя и отчество, фамилию родителей? Можно наткнуться на наркоманов, на отсидевших, на агрессивных собак. Лично меня укусила собака при таком обходе, и я потом писала объяснительную, почему я отказываюсь теперь ходить по домам.

Или разнарядки на все эти электронные платформы: «Сферум», онлайн-дневник и другие. Это всё — коммерческие платформы, они работают не по заказу Министерства образования, а отдельно существуют и влезают в школы и детские сады. Им нужно набрать аудиторию, то есть плательщиков, и учителей заставляют всю эту работу сделать. На них давит администрация школы, на которую давит администрация районных отделов образования и так далее. Педагоги теперь должны обеспечить регистрацию ученика, его родителей на этих платформах, заполнить кучу бумажек, каждому родителю подсунуть согласие на обработку персональных данных. Родителям это не нужно, учителя сейчас сами регистрируют их. Родители пароли теряют, учителя должны заниматься этими паролями и тому подобное.

Электронный дневник тоже не является официальной платформой Министерства образования. Никто не несет ответственность за работу этих платформ, а учителей полностью туда перевели, якобы избавили от бумажного документооборота. Зато у учителей теперь болит голова с этим электронным журналом, такое ощущение, что сервер один на всю страну. В начале учебного года он «лежит» до ноября, а учителя даже из Москвы не могут заполнить этот журнал, внести домашнее задание, выставить оценки. А доступ к этому журналу ограничен, если не внесешь данные в течение недели, доступ на предыдущую неделю должен закрываться. Нужно написать заявление, чтобы дали доступ на те даты, когда невозможно было работать с этим электронным журналом. С другой стороны, ученики не могут домашнюю посмотреть.

Нужна минута, чтобы записать на уроке номера упражнений, и намного дольше времени уходит на то, чтобы заносить на платформу всевозможные ссылки и картинки. Учитель должен это делать в рабочее время, а не дома. Но сервер доступен очень часто поздно вечером.

ИА Красная Весна: В Краснодарском крае детям в вечернее время запрещено быть без взрослых на улице, ходят патрули, учителей привлекают?

Деньщикова: Да, детские патрули были, потому что мы после 10 вечера с участковым ходили, патрулировали до двенадцати, до часу. Некоторые школы давали полдня отгула, но если ты единственный учитель в школе по предмету, отгул не давали.

ИА Красная Весна: На фоне нехватки учителей не снижается ли планка требований?

Деньщикова: Берут на работу без педагогического образования, по смежным специальностям. Например, переводчик может стать учителем иностранного языка. Для этого нужно пройти курсы переподготовки, суммарно не больше месяца они занимают.

ИА Красная Весна: Вместо пяти лет обучения в вузе?

Деньщикова: Там не обучают преподавать. Это — курс о том, что такое федеральный стандарт образовательный. То есть это можно просто почитать в дополненном новом федеральном законе «Об образовании».

Еще берут студентов, причем не последних, а вторых-третьих курсов. Учитель биологии может переквалифицироваться на учителя иностранного языка, нужны курсы, которые идут два-три месяца. В моей школе библиотекарь вела уроки немецкого языка. Хотя я была преподавателем иностранного языка, мне сказали, что не могут лишить библиотекаря денег. В другой школе, например, библиотекарь русский язык ведет. Понятно, что у нее высшее образование, она начитана, знает русский язык, литературу, но это же не учитель русского языка, литературы.

Оставшуюся нагрузку распределяют между работающими учителями. А чем выше нагрузка, тем хуже качество обучения. Если учитель работает пять дней в неделю с первого по шестой-седьмой урок, а это с восьми примерно до двух. Во вторую половину дня ему нужно с электронным журналом «побороться», обзвонить родителей по поводу нового указа какого-нибудь. А потом нужно отдохнуть, чтобы подготовиться к следующему дню. И педагог не будет творчески готовиться к урокам каждый день, конечно. Он будет как станочник, будет по учебнику: открыли, прочитали, закрыли. Конечно, не все такие, но загруженность отбивает желание делать что-то дополнительно. И учителей не хватает, бывает, что уроки отсутствуют даже в плане. Каким образом потом все это нагоняется, мне неизвестно.

ИА Красная Весна: Получается, что из-за падения уровня образования и родители массово стали обращаться к репетиторам?

Деньщикова: Почему к репетиторам? Потому что конкретно в Краснодаре школа стала не обучающим институтом, а контролирующим. Минимум половина класса обучается с репетиторами. И учителю не надо стараться их обучить. Он просто на каждом уроке дает самостоятельную работу, контрольную, самостоятельную, контрольную… Всё. Ребенок дома с репетитором учит, а учитель проверяет. Не надо напрягаться. Повторюсь, не все такие. Плюс, когда половина класса ходит к репетиторам, а другая половина учится только в классе, учителю трудно с этим работать. Он поступает, как легче, контролирует.

Из тех детей, которые ко мне приходят, только у единиц видна работа педагога школьного. Буквально пара человек была у меня таких. Также многие учителя не заинтересованы на уроке выкладываться, потому что после урока они берут своих учеников на репетиторство. А в школе они просто выполняют свою функцию наблюдателя, что требует государство: следят, чтобы дети в школе просиживали и ничем противозаконным не занимались.

ИА Красная Весна: Какие тенденции видны в образовании за 10 лет?

Деньщикова: Первое, что приходит в голову — перегруженность учеников. Дети на моих уроках раньше сами могли выучить наизусть то, что не требовали, сделать больше заданного. Теперь то, что задали на 15 минут работы, многие не делают, потому что не успевают. На уроке учитель с 40 учениками может разобрать за урок только начало темы и разобрать два задания, а что не успевают — остается на дом. Не соблюдаются нормы по времени на домашнюю работу, которые определены СанПиН. Особенно удивляет, что много задают в начальных классах, где учитель в основном один, и он знает, сколько времени потребуется на домашнюю работу. Еще и репетиторы. Есть дети, у которых несколько репетиров. У кого-то еще спорт. Перегруженность интеллектуальная и физическая.

Методы преподавания, учебники и скорость учебных программ не позволяют учителю достаточно отработать с детьми тему. На каждом уроке новая тема, нет времени на повторение и отработку. В мозгу вообще не откладывается. Дети, которые не обладают способностью быстро запоминать информацию, не справляются с этим темпом. Они становятся отстающими, таких в классе до 80%. Не потому, что они неумные, а потому что программа не для них, а для Министерства образования.

Объем знаний, которые дает школа, за последние десятилетия не изменился, но почему-то сложные темы начинают проходить с более младших классов, чем раньше. Например, мы учили модуль числа в седьмом классе. Его принесли в шестой класс. Но не зря раньше это проходили в седьмом классе, потому что именно к этому возрасту начинает развиваться логическое и абстрактное мышление. Или изучение какой-либо системы в биологии спустили из девятого класса в седьмой, когда мозг ребенка не понимает, как функционирует система. И это сказывается на качестве образования в том числе.

И сами учебники. Если их сравнить хотя бы с первыми постсоветскими, это ужас и кошмар. Учебники стали похожи на отрывки, конспекты какой-нибудь теоретической работы. Они перестали быть повернуты лицом к ученику определенного возраста, стали инструментом для зарабатывания денег автором. Потому что чтобы стать автором учебника, чтобы Министерство просвещения, образования пропустило его, учебник должен содержать что-то новое. Нельзя просто так взять и перепечатать уже известный учебник, поэтому начинается борьба за слово, перефразирование всего того, что есть. В итоге там написано таким языком, будто это для взрослого человека с высшим образованием, а детям такая подача материала конечно непонятна.

Учебник по истории: факты, факты, факты, а как они между собой связаны, с предыдущим параграфом, понять невозможно. В учебнике по русскому языку вместо простого правила много разной информации по теме и очень много выделений жирным шрифтом и восклицательными знаками. Когда нужно найти правило, ты потонешь вот в этих выделениях: «вспомни», «запомни», «не забудь». Простое правило — проверка безударной гласности. Его так перефразировали, я на слух не смогла понять. Учитель, который ведет русский язык, если он не профессионал, если он не заинтересован в том, чтобы дети поняли эту тему, он не станет перерабатывать материал, а будет заставлять детей учить правило из непонятного набора слов.

ИА Красная Весна: Если бы Вы принимали решение на самом высоком уровне, что бы Вы предложили сделать для улучшения ситуации?

Деньщикова: В идеале мы должны поменять нашу идеологию, где человек — это личность, творец, а не единичка в статистике, которая помогает кому-то заработать больше денег.

И конечно, нужно поднять учителям зарплату, не повышая нагрузку. А то в Москве зарплаты повысили, но не разрешают брать нагрузку 18 контактных часов в неделю, которая уже давно устоялась, а требуют брать больше, так как обязаны платить около 80 тысяч рублей. А учителю нужен день для самообразования, повышения квалификации, плюс классное руководство, нужно выделить время на подготовку к урокам. Если зарплату привяжут к нагрузке 18 уроков в неделю, будут подвижки.

Сейчас перегрузили учителя, как уже рассказывала. И за это ему платят 36 тысяч в Краснодаре. А чиновники радостно докладывают: учитель получает у нас среднестатистическую зарплату по краю. В то же время продавец, который работает в магазине 12-часовую смену, на следующий день отдыхает, не переживает, что у него ученики что-то натворят. Так лучше работать продавцом за те же самые 36 тысяч, чем в школе.

Третье — Министерство образования должно взять на себя составление образовательных программ, на основании которых будут писать учебники. Программу должно нам дать министерство. Учебную программу сейчас составляет учитель, хотя он не обязан этого делать. Министерство образования не приняло ни одной учебной программы, ни по одному предмету. Максимум, принимают примерные программы, то есть они официально не одобрены.

Образование нераздельно связано с государством, потому что государству нужны образованные или необразованные граждане.