Не «Байрактаром» единым... Какое будущее у российских беспилотников
Военные дроны уже давно применяются в военных конфликтах. Беспилотники широко применяли американцы и войска НАТО во время военных действий против Ирака, Афганистана, Ливии и в других конфликтах. Россия также использовала беспилотные летательные аппараты во время спецоперации в Сирии.
Сегодняшняя военная спецоперация по денацификации и демилитаризации Украины показала, что войсками активно используются не только военные дроны, но и обычные квадракоптеры, которые позволяют вести разведку и корректировку огня.
О развитии отрасли корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с конструктором беспилотников, генеральным директором ООО «Флайтус» Юрием Солодовниковым.
ИА Красная Весна: Военная спецоперация (ВСО) на Украине показала, какое значение имеют дроны на современной войне. В то же время обнаружился недостаток разведывательных дронов в наших войсках. Какими дронами располагает наша страна? Выпускает ли наша промышленность военные дроны в нужном количестве?
Юрий Солодовников: Насколько я могу судить, в войсках применяются различные типы беспилотников, выполняющие разные задачи. В СВО на Украине точно используются легкие разведывательные самолеты «Орлан 10» и «Элерон», а также более крупные «Форпост» и «Корсар». Кроме того, начали применять разведывательно-ударные «Иноходцы».
ИА Красная Весна: Но читатель наверняка всё это слышал уже много раз, и такая информация звучит, как дежурное успокоительное. Вместе с этим поступает другая информация, что остро не хватает квадрокоптеров, и поэтому волонтеры закупают китайские «Мавики» и «Аутели».
Солодовников: Действительно, текущие военные действия показали, что в современной войне широко применяются небольшие дроны оперативного и тактического уровня и что массово такую военную технику никто не производит. Поэтому этот вакуум заполнили гражданские дроны, позволяющие посмотреть, что происходит за углом, обследовать лесопосадку, скорректировать огонь минометной батареи. Основной механизм появления гражданской техники, которая не принята на вооружение — волонтерская помощь. Отсюда широкое освещение проблемы и общее восприятия ее остроты. Но, с другой стороны, сила армии в жесткости ее структуры, в которой есть порядок принятия техники на вооружение, есть порядок госзаказа. Нравится ли мне вся эта бюрократия? Нет, нужна большая гибкость. Но если начать резко ломать эту структуру, то последствия могут быть значительно хуже, чем недостаток квадрокоптеров.
ИА Красная Весна: Но ведь украинские военные применяют дроны очень широко.
Солодовников: Верно, но для полноты картины нужно добавить, что все участники конфликта в основном широко применяют как раз гражданские беспилотники. То есть с точки зрения наличия массовых военных квадрокоптеров все оказались не готовы, не только наши военные. Более того, насколько мне известно, небольшие военные коптеры массово не применяются и в других армиях мира.
ИА Красная Весна: Сколько будет еще продолжаться такая ситуация? Когда Министерство обороны (МО) сделает выводы и примет на вооружение военные квадрокоптеры?
Юрий Солодовников: Извините, я не могу говорить за МО РФ, но на форуме «Армия-2022» российские разработчики военной техники представили несколько новых образцов легких квадрокоптеров. ZALA представила «421–24», Эникс — «Веер», Плаз — «Грифон-81», Астрон — «БПЛА400Т», Атри — «Одуванчик». Кроме того, свой дрон пообещал запустить в серию в начале 2023 года концерн «Алмаз — Антей». Таким образом, похоже на то, что проблема решается, и скоро мы увидим эту технику в войсках. Был даже коптер иранской разработки, способный носить легкую минометную мину.
ИА Красная Весна: Можете прокомментировать слухи о поставке России иранских дронов?
Солодовников: Первыми про это заговорили американцы. При этом они неоднократно поднимали тему, также про поставку иранских дронов говорили украинские источники. Ни российские, ни иранские источники эту информацию не подтвердили. Так что похоже, мы имеем очередную операцию информационной войны, когда выбирается острая тема, и через нее дискредитируется военно-промышленный комплекс (ВПК) и армия.
ИА Красная Весна: Вы считаете, что нет ничего стыдного или зазорного, в том, чтобы закупать дроны у Ирана или у других стран?
Солодовников: Нет. Разумно восполнить недостаток военных беспилотников за счет закупки их в других странах. При этом необходимо разрабатывать и запускать в производство свою технику. Украинские и американские источники постоянно хвастаются поставками беспилотников, и подается это, как очередная «перемога», а вот поставка иранских дронов в РФ — это, конечно, «зрада». У меня есть замечательный пример такой «перемоги». Недавно один журналист попросил меня прокомментировать его статью про американский дрон Lemur S. Создатель этого дрона сначала всем рассказывал про свой пацифизм и то, что его дроны нужны для спасения, а с началом СВО начал активно продавать их украинской стороне.
ИА Красная Весна: То есть специальные американские дроны поставляются украинским военным?
Солодовников: Да, но дьявол кроется в деталях. Очень похоже, что этот хваленный квадрокоптер собран из недорогих хоббийных комплектующих, купленных в Китае, то есть это аналог FPV дрона для фристайла. То есть такой квадрокоптер разработан для развлечений. Тогда его рыночная стоимость должна быть порядка 2 тыс. долларов за комплект, и то он будет проигрывать дронам DJI и Autel по характеристикам. Вот только его заявленная цена — 9 тыс. долларов.
ИА Красная Весна: В последнее время Крым и Севастополь подвергаются атакам беспилотников со стороны Украины, дважды был атакован штаб Черноморского флота (ЧФ) в Севастополе. Что это были за аппараты? Могут ли они нести значимую угрозу или это больше медийный ход?
Солодовников: Если такой беспилотник, начиненный взрывчаткой, попадет в открытый склад боеприпасов, то он может принести существенный материальный ущерб. Но если целью становится штаб ЧФ, то расчет, наверное, больше на ущерб медийный.
В Telegram-канале Алексея Рогозина мне попадался разбор второго случая. Очень похоже, что это гражданский дрон самолетного типа Mugin-5 Pro, способный нести 15–20 кг полезной нагрузки и за счет двигателя внутреннего сгорания способный находится в воздухе до семи часов. Его стоимость в снаряженном виде оценивается в 40–60 тыс. долларов, что очень недорого по сравнению с возможным ущербом.
Однако эффективность этого орудия определяется не столько ценой, но прежде всего результатами его применения. После условно успешной атаки на штаб ЧФ, когда дрон был сбит, но попал в крышу здания ЧФ, их начали успешно сбивать на подлете. Таким образом, медийный ущерб стал скорее отрицательным, хотя в материальном плане, возможно, сбить такой дрон пока стоит дороже, чем произвести и запустить.
В любом случае относиться к подобным беспилотникам стоит скорее, как к террористической угрозе, а не как к оружию, способному наносить массовый урон. Нацисты тоже запускали беспилотники «ФАУ» по Лондону, но что-то это не сломило дух англичан. Не думаю, что атаки украинских дронов смогут всерьез напугать жителей Севастополя.
ИА Красная Весна: Что разрабатывает ваша компания? В чем особенность ваших разработок?
Солодовников: Мы разработчики беспилотников. Основной проект у нас с грузовыми дронами гибридной аэродинамической схемы. В перспективе наши тяжелые дроны смогут перевозить 200 кг груза на 900 км и внесут свой вклад в развитие связности территории на Севере.
ИА Красная Весна: Как происходит взаимодействие государства с отраслью? Какие сложности и есть ли позитивные тенденции?
Солодовников: Взаимодействие у нас происходит стандартно — всё запретить, как бы чего не вышло. Отчасти это разумно и оправданно, отчасти носит избыточный характер. До недавних пор по беспилотникам либо в принципе не было своих правил, либо действовали нормы такие-же, как для гражданской авиации. Грубо говоря, вам нужно было выполнять все требования, которые предъявляются к большому пассажирскому самолету. В значительной степени эти проблемы остаются до сих, хотя постепенно просматривается некоторая положительная динамика.
В целом государство считает беспилотники чем-то полезным и нужным. Например, сейчас мы строим прототип беспилотника взлетным весом до 30 кг с полезной нагрузкой 10-15 кг. Проект реализуется при поддержке Фонда содействия инновациям. Почти два года назад мы выиграли грант 2 млн рублей, и несмотря на то, что средств нам не хватило и работы затянулись, уже виден итог этой работы. В нашей сфере, чтобы сделать более-менее серьезный продукт, средств нужно гораздо больше, но это всюду в более-менее серьезной авиации, поэтому мы рады любой поддержке.
ИА Красная Весна: Какое будущее у отрасли? В каком направлении будут развиваться беспилотники?
Солодовников: В будущем беспилотники будут выполнять большое количество рутинных задач. Они начнут все больше входить в нашу жизнь, и в профессиях, связанных с беспилотниками, будет расти число занятых специалистов. Например, нам уже сейчас нужно огромное количество беспилотников и операторов, которые смогут ими управлять, обслуживать и обрабатывать данные, полученные дронами. В перспективе будет расти надежность и безопасность дронов, поэтому многие работы станут производиться в автоматическом режиме.
ИА Красная Весна: Вы как-то участвуете в формировании этого будущего?
Солодовников: Мы создаем маленькую экосистему, в которой будут профессиональные гражданские беспилотники, курсы обучения и компании, которые будут заказывать у нас услуги по аэрофотосъемке или мониторингу. Для этого мы создали квадрокоптеры-аналоги DJI.
ИА Красная Весна: Какое место в мире могут занять дроны из России?
Солодовников: Чтобы русские дроны заняли прочное место в мире, нам нужно системно развивать гражданский и военный сектор, готовить кадры и ускорить совершенствование законодательства. Тогда, скорее всего, российские беспилотники не будут такими же дешевыми и массовыми, как это смогли сделать китайцы, но зато, наверное, мы увидим выдающиеся военные дроны, а также беспилотники, способные работать в любых условиях, — очень неприхотливые, надежные и прочные.