Почему космонавт может чувствовать себя инопланетянином на Земле?
Полет в космос изменил восприятие Земли и происходящего на ней для летчика-космонавта Александра Лазуткина. Открывая Московский фестиваль космической анимации в Центральном доме авиации и космонавтики 5 июня, он отметил, что чувствует порой себя инопланетянином на Земле. ИА Красная Весна побеседовала с космонавтом о работах, представленных на фестивале.
«Космические кадры» и рельное кино
Лазуткин отметил, что художественных произведений, отражающих реальное восприятие космонавтов, до сих пор не появилось, несмотря на то, что люди осваивают космическое пространство годами и располагают большим запасом качественных съемок.
«Могут показать космос таким, что это и вас всех заразит, и вы испытаете тот восторг, который испытывают космонавты. Но они делают фильмы так, что не используют эти кадры», — отметил космонавт.
Проблема касается как реалистического изображения, так и образного, художественного. Национальные особенности и возможности не имеют значения, проблема где-то глубже, пояснил космонавт.
«Я смотрел американские фильмы и думал: „Интересное дело, у них та же самая проблема!“ Съемок космических, в хорошем качестве, у них много. Они могут показать космос таким, какой он действительно есть», — отметил Лазуткин.
К примеру, американский фильм «Гравитация» Альфонсо Куарона, с Джорджем Клуни и Сандрой Буллок в главной роли — не задействует доступные архивные материалы и даже не пытается имитировать реальные ощущения непрерывного движения вокруг планеты на большой скорости.
«Показывают полет вокруг Земли, там Джордж Клуни летает на каком-то средстве передвижения космонавта. Летают они на фоне Земли, а фон Земли — не видео, а просто фотография. И так обидно стало. Обидно, потому что не все вы можете полететь в космос. Но очень хотелось бы, чтобы вы испытали эти чувства космического пространства.
Чтобы у вас появилось внутри понимание того, что не Земля является нашим миром, вашим в том числе, а Вселенная, в которой есть эта Земля. Чтобы вы прямо в голове представили себе этот шарик, вот он ни на чем не стоит, он летит куда-то. Вокруг него на бесконечное пространство, на бесконечные километры вообще ничего нет. Нет ничего для жизни человека», — пояснил космонавт.
Настоящая опасность
Фильм «Гравитация» представляет фантастическую череду чрезвычайных ситуаций и чудесных спасений в космосе, через которые проходит — параллельно с психологическим кризисом — героиня фильма. Действие происходит в относительно реалистическом окружении, напоминающим современные условия работы на орбите Земли.
Возможно, на Александра Ивановича сюжет не произвел особого впечатления, потому что его собственный полет на станции «Мир» в 1997 году вошел в историю космонавтики как самый насыщенный аварийными ситуациями. Был и пожар из-за возгорания кислородной шашки, и столкновение с грузовым кораблем «Прогресс» с разгерметизацией одного из модулей.
Благодаря качественной подготовке и слаженным действиям экипажа в реальности все чрезвычайные ситуации удалось разрешить. Без потерь.
«Наша главная опасность не в том, что мы друг с другом воюем, меряемся силами, определяем там еще что-то такое, кто богаче, кто круче. Проблема в том, что внешние силы, природные силы, они могут спокойно изменить всю нашу жизнь здесь».
По мнению Лазуткина, опасность может представлять даже случайный астероид: «Булыжник прилетит, упадет на Землю, и человечество исчезнет. Там наша опасность, там наш враг находится. И против него бороться нужно не разобщая свои силы, а наоборот, сконцентрировав их на одном направлении. То есть нужно уважать всех представителей, всех стран. Вот это вот хочется, чтобы все увидели. Но не получается».
Аниматоры ужасно далеки от космонавтов
К сожалению, психология подготовленных космонавтов с реальным опытом работы во внеземных условиях практически не находит точек соприкосновения с целевыми установками и мировоззрением производителей анимационных фильмов, задействующих космическую тематику.
«Я порою здесь себя чувствую, после полета, инопланетянином, потому что я уже по-другому этот мир воспринимаю. С вами когда разговариваю, с землянами, они все знают. Они все знают, но они не чувствуют этого...
И даже сейчас, когда я вам скажу, что наш мир, это не вот такая Вселенная, а такая точка, которую представляет наша планета, вы этого не почувствуете. А с помощью вот этих вот средств, кинематографа, анимации, всё это можно показать», — пояснил космонавт.
Лазуткин сравнил как показывали космос в анимационных фильмах в СССР и в современной России.
Советские художники, если говорили о космосе — то плакатным, лишенным как реализма, так и глубокой образности, упрощенным и отчужденным языком. Российские художники снимают сложные анимационные фильмы о глубоких психологических травмах и неразрешимых проблемах, которые, как в фантик, заворачивают в космический антураж.
Космонавт считает, что современную ситуацию с анимацией не стоит пускать на самотек.
«Мультфильмы, вообще то, что нам показывают по телевизору, оказывает огромное влияние на формирование нашего мировосприятия. Из нас могут лепить того, кого нужно лепить. Если мы захотим, чтобы у нас дети были хорошие, будем делать мультфильмы хорошие, тогда дети у нас будут хорошие. То же касается и взрослых», — предположил Александр Лазуткин.
Советские мультфильмы классического периода отнюдь не баловали обращением к космической теме. Общей чертой, объединяющей первый опыт советской космической анимации — пародийный фильм «Межпланетная революция» 1924 года и мультфильм «Мурзилка на спутнике» 1961 года, является их плакатность и отчужденность, как от реальности, так и от народной жизни.
«Межпланетную революцию» собирались включить в экранизацию «Аэлиты» Якова Протазанова, но в конечном счете режиссер отказался от этой мысли. Анимационный фантастический фильм вышел отдельно, но в том же 1924 году. Он представляет собой анимированный, за счет перекладки фрагментов, плакат времен гражданской войны. У «буржуев» смешно и страшно перекатываются глаза, а на лбу просто нарисована свастика, чтобы никто ничего не перепутал.
«Мурзилка на спутнике» 1960 года сделан намного профессиональнее, но ни ощущения космоса, ни достоверной информации не содержит. Это футуристическая фантазия, с несколькими прямолинейными метафорами, вроде серии советских космических кораблей, буквально «рождающихся в советской колыбели» — с сосками и в кружевных пеленках, — а затем улетающих из неё прямо в космос.
Постсоветские условия, очевидно, сняли ограничения по сложным темам и идейным установкам, однако психологическая стихия — проблемы возрастных травм и самореализации — полностью поглотила авторов анимационных фильмов.
Среди работ выпускников ВГИКа 1990–2010 практически все связаны с противостоянием отдельных субъектов и их отчужденного, непонимающего «взрослого» окружения.
Александр Лазуткин также рассказал: «Как-то я был на выставке одного художника-авангардиста. Я не понимаю картину, стою… Говорю: „А что вы, вообще, изображаете на картинах?“ — „Свои чувства“. Эта фраза в память запала, и я уже по прошествии стольких-то лет… Художники, поэты, писатели, музыканты — они в своих произведениях изображают свои чувства».
Погружение во внутреннюю эмоциональную и психологическую проблематику заметно снижает доступность творчества, а также его идеологическую эффективность — всего того, что касается «лепки хорошего человека» — надежды, которую Александр Иванович озвучил в приветственном слове фестивалю.
«Сейчас поймал себя на том, что я как инопланетянин! Вот землянин прилетел на другую планету, его посадили в зале, ему показывают что-то, и я включаю свой мозг, я пытаюсь понять, со своим земным понятием, вернее восприятием, что вы здесь изображаете, для чего это все, как это все. Я не оцениваю плохо это или хорошо, скучно — не скучно. Я включаю мозг и думаю… Сложно! Потому что недетские эти фильмы, по крайней мере в моем понимании. Они больше для старшего поколения, для более взрослых людей», — отметил он.
О своей оценке мультфильмов Лазуткин сказал следующее: «Когда мы смотрели мультфильмы, мы их оценивали по содержанию. Если понятно, то смотришь: понравилось или не понравилось».
Про большую часть программы первого дня Московского фестиваля космической анимации сказать «понятно» было попросту невозможно. За исключением двух работ, которые, к сожалению, показали только вечером, когда большинство зрителей уже разошлись.
В первую очередь, речь о ярком анимационном фильме Галины Голубевой «А как наши космонавты», снятого в 2017 году, — он первый сорвал аплодисменты на фестивале в ЦДАиК.
Заключил показы первого дня полнометражный фильм Сергея Серегина «День рождения Алисы», достаточно популярный у молодого поколения. Зрители отмечали, что внятность сюжета и действенность драматургии фильма обусловлены близким следованием тексту Кира Булычева.
В целом фестиваль оставил впечатление, что работы по художественному осмыслению космической темы, как на уровне народной культуры, так и на уровне подготовки кадров, «лепки» хороших людей, осталось так много, что хватит нескольким поколениям художников, режиссеров и аниматоров.