Мобилизация как необходимый фактор выживания и развития страны. Злободневность и история. Круглый стол (доклады даются в сокращении)

Роль мотивации в мобилизации людей и человеческих сообществ

Изображение: © ИА Красная Весна
Марина Волкова
Марина Волкова
Марина Волкова

Волкова Марина Алексеевна, координатор регионального отделения движения «Суть времени» в Новосибирской области

Всё, что мы в нашей жизни называем невероятными достижениями, имеет своим источником именно мобилизацию. Если обращаться к нашей истории — речь ли это о блистательных победах Суворова, Кутузова, Нахимова, или о «русском чуде» советского периода довоенного времени — в основе успеха лежит высокая внутренняя мотивация субъекта и организаторский талант. В мобилизации эти две вещи нельзя разделить. Если нет готовности защищать свои идеалы, нет любви к Родине, любви к ближнему, то даже при наличии прекрасной организации мобилизация будет провалена. И наоборот — весь народный подъем можно пустить в распыл, если нет четкой организационной структуры.

В нашей истории есть примеры провальной мобилизации. В Первую мировую войну солдаты не понимали, за что они шли в бой.

Или очень яркий пример демобилизации сегодняшнего дня, когда в обществе, где успехом считается высокий материальный уровень и комфорт, где очень размытые понятия о должном, вдруг призвали к гражданскому долгу.

Великая Отечественная война дала нам бесценный опыт успешной линейной и нелинейной мобилизации.

Нелинейная мобилизация — это мобилизация духа, связанная с качеством человека и общества. Именно она, образно говоря, способна «сотворить чудо». В итоге от этого будет зависеть, победим мы или проиграем в долгосрочной перспективе. Характеризуется она предельной концентрацией воли, высокой мотивацией, внутренней дисциплиной, глубоким пониманием таких тонких вещей, как любовь, ответственность, гражданский долг, которым нельзя просто научить. Как пример, неподключенность к культуре (а уже на уровне школы нет гуманитарного образования, всё ведь перешло в тесты) резко усложняет постижение вышеперечисленных проводников мобилизации. Потому что именно через культурные образцы человек начинает понимать, что такое любовь, честь, подвиг и прочее.

Формирование мотивации, как основного слагаемого мобилизации, — это сложнейший процесс синтеза воспитания, культуры, традиций, опыта, веры и многого другого. Поэтому надо начинать с детей и одновременно менять все параметры жизни, приобщать к культуре, менять подходы к воспитанию, формировать нужную для победы мотивацию мышления, используя весь накопленный практический и научный опыт, чтобы наши поколения просто могли выжить вместе со страной.

А что делать с элитой? Как в ней сбить доминирующую идею превосходства Запада и стремления туда в момент тотальной войны с ним? Или как уйти в обществе от идеи непрерывного обогащения любой ценой, захватившей умы после перестройки, и жизни как празднике и стремления к удовольствиям? Нам есть на что опереться, только нужно поставить перед собой цель. И кто это сделает, если не власть?

Над чем работали и как ставили вопросы советские ученые, мы знаем: исходя из заложенной идеологии это наращивание творческого потенциала человека для его непрерывного восхождения. Однако только изучали, мало что применяя в жизни. Сейчас же процесс идет, скорее, к созданию киборгов — соединение человека с ИИ без развития внутреннего потенциала, по сути, замена человека машиной. И это большая проблема и опасность. Опасность в перекосе. Техническое развитие нарастает, а человек деградирует. Такой человек легко контролируем, им легко манипулировать, и он не может обладать высокой мотивацией.

Итак, предельно эффективную работу каждого члена общества на общественные интересы, на достижение определенного образа будущего наиболее эффективно выполняет именно нелинейная мобилизация, которая не изучается, как и вопросы демобилизационного сознания. В связи с этим необходимо осуществить ряд основных действий:

1) Формирование общенациональной мобилизационной идеологии. Такая идеология должна дать ясный ответ на вопросы «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». Речь об изучении и понимании русской идентичности и общего для всех целеполагания. Надо понимать, что национальная идея — это и есть философская основа идентичности.

2) Определить базовую систему ценностей, включающую такие понятия, как справедливость, гражданский долг, социальная солидарность, личностная воля, самодисциплина и т. д.

3) Зафиксировать в общественном сознании иерархию внутренних и внешних врагов, а также друзей и союзников.

4) Формирование «мобилизационного сознания» управленцев госсектора экономики, особенно ВПК.

5) Формирование элиты служения, способной противостоять потоку внешних и внутренних кризисов.

И это надо было сделать еще вчера. Слишком долго у нас был период демобилизации, после войны оправданный, а потом ставший началом краха Советского Союза, а теперь и до России дошло.

Из жизни уходит что-то настоящее русское, и я не вижу другого выхода, как вернуться к усложнению жизни через нелинейную мобилизацию в противовес существующей вестернизации.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER