Египетская лихорадка — 4
Уже не раз, исследуя мироустроительные процессы, идущие в Египте, мы упоминали о том, что в этой стране началась новая фаза затяжной дестабилизации. А поскольку с самого начала «арабской весны» Египет играл для Ближнего Востока и Африки роль пилотного проекта, то можно предположить, что эта роль сохраняется за Египтом и сейчас.
При этом в настоящий момент в Египте начал задействоваться новый ресурс мироустроительной войны — массовые выступления радикально-левых экстремистов, ратующих за открытое применение силы и продолжение революционных процессов в духе троцкизма. Вспомним, что выход на политическую арену «Братьев-мусульман» в качестве революционной силы в Египте был сигналом для активизации радикальных исламистов в арабском мире. Нынешний же выход левацких сил Египта в качестве носителей ультрареволюционных устремлений, без сомнения, является поводом для серьезного беспокойства не только для ближневосточного региона, но и для стран Запада (в первую очередь, Европы). А также, разумеется, для России, в которой фазы радикализации протеста могут идти в обратном порядке. Вспомним, что в белоленточных протестах конца 2011– начала 2012 гг. важную роль сыграли удальцовские левые, и лишь потом обозначилась перспектива их союза с представителями радикального ислама в Татарстане (опасность чего по-прежнему актуальна). Отметим попутно и неслучайную раскрутку троцкистских воззрений в российской левой среде.
Неудивительно, что в вышеупомянутых странах напряженно следят за тем, какой, так сказать, «футбол покажут» и на что окажутся способны египетские ультралевые и просто «ультрас» всех мастей.
Серия наиболее ударных уличных выступлений противников «Братьев-мусульман» в Египте произошла 25 января 2013 года, во вторую годовщину свержения режима Хосни Мубарака в 2011 году. Как сейчас уже известно, в этот день египетская молодежь вышла на улицы по призыву шестнадцати оппозиционных групп — по большей части анархистов, левых и «ультрас».
При этом видеообращение, опубликованное александрийскими активистами, показало, кого именно они считают врагами. В обращении александрийцы призывали к «решительной битве на смерть со всеми фашистскими режимами, какими бы масками они ни прикрывались, будь то демократия или шариат».
В этом обращении ясно слышится призыв «чумы на оба дома» (демократический и исламистский) со стороны египетских ультралевых. При этом основной пафос обращения — в том, что революция должна быть продолжена: «Мы предупреждаем любого сотрудника полиции, что если он встанет на нашем пути и попытается мешать нашим действиям, то рано или поздно ему придется за это поплатиться — никто не смеет противиться развитию революции».
Многочисленные новые протесты в Египте, начавшиеся в конце января текущего года, обладают собственным почерком, отличным от привычной по разгару «арабской весны» 2011 года тактики многотысячного стояния на площади Тахрир. Новые протесты имеют свои выраженные свойства.
Свойство 1 — синхронность. Эта серия выступлений была проведена в одно и то же время практически во всех крупных египетских городах. В Каире и Александрии протестующие вышли на улицы 25 января 2013 года рано утром и, вступив в столкновение с полицией, организованно перекрыли трамвайные пути, блокировав их перевернутыми трамваями и автобусами.
Свойство 2 — настойчивая склонность к повторным атакам. Во время тех же протестных акций 25 января первая из атак на офис «Братьев-мусульман» в Каире была отбита. Но за первым неудачным нападением тут же последовали вторая и третья волна атак на офис.
Еще один пример: в Каире полиция поначалу смогла очистить от демонстрантов половину площади Тахрир. Однако затем протестующие перешли в наступление, отбили площадь и разрушили окружавшие ее заграждения. И только к вечеру полиции удалось вытеснить демонстрантов с площади.
Далее, в Даманхуре несколько тысяч протестующих противников режима Мурси, как и в Каире, пошли на штурм офиса «Братьев-мусульман». Для отпора были вызваны правительственные силы безопасности, которые заставили штурмующих отступить. Но не прекратить акцию. Уже через час офис «Братьев-мусульман» был сожжен дотла. После этого участники штурма двинулись дальше — громить другие офисы «Братьев» и дома их сторонников («фашистских прихвостней», по выражению одного из участников).
Такая лексика египетских штурмующих не случайна, она принадлежит «Черному блоку», представители которого в одном из своих видеороликов высказались сходным образом: «Мы заявляем о себе открыто для того, чтобы бороться против фашистских тиранов, «Братьев-мусульман» и их военного крыла…»
Свойство 3 — способность к успешным уличным столкновениям с превосходящими силами политических противников. В Суэце, к примеру, сторонники «Черного блока» в количестве двухсот человек, применив «коктейли Молотова», заставили отступить демонстрацию сторонников «Братьев-мусульман» в количестве трех тысяч, а также полицию.
Свойство 4 — открытые и целенаправленные столкновения с силами безопасности. В самом начале марта 2013 года, во время беспорядков в Порт-Саиде было сожжено здание МВД, которое забросали бутылками с зажигательной смесью. Далее, 5 марта в Каире была совершена попытка нападения на дом главы египетского МВД Мухаммеда Ибрагима. В акции участвовали сотни людей.
В последующие дни были подожжены несколько зданий полиции в Каире в районе Замалек. В нападении участвовали тысячи (!) футбольных фанатов.
17 марта столкновения у штаб-квартиры «Братьев» возобновились, вновь с применением зажигательной смеси.
22 и 23 марта в Каире шли серьезные столкновения на улицах, прилегающих к центральному офису «Братьев-мусульман». Одновременно офисы «Братьев» горели и подвергались нападениям в Танте, Заказике и других городах Египта. Все эти акции проходили под общим лозунгом «достойный ответ».
Понятно, что такая последовательность акций и настойчивость в их проведении указывает на наличие четкой координации в действиях сотен и тысяч людей по всей стране. И тут удивительно не то, что протестующих так много, или что они столь хорошо организованы, а то, что при таких обстоятельствах президент Мурси все еще занимает свой пост. Не зря ведь израильское издание «Маарив» окрестило Египет «страной победившего хаоса».
В статье «Противоречия арабской весны», вышедшей еще в ноябре 2011 года, знаменитый американский социолог Иммануил Валлерстайн говорит: «Тахрир стал символом для всего мира (вот он, пилотный проект! — М.П.). Да, многие исламистские движения приобрели теперь возможность открыто выражать свои идеи в тех арабских странах, где они ранее не обладали такой возможностью. Но такую же возможность получили и светские левые».
В начальный период «арабской весны» в Египте такое утверждение еще могло смотреться как передержка. Однако новая фаза выступлений в Египте, действительно, проходит с выдвижением радикально левых лозунгов.
Вот что говорится в «Обращении революционных социалистов Египта» от 25 января 2013 года: «Пламя, зажженное Великой Народной Египетской Революцией, еще горит. Наша революция свергла диктатора и отправила в тюрьму его самого и ряд его приспешников. Сегодня наша революция отмечает вторую годовщину. Она уже свергла несколько правительств и вынудила уйти Совет Военных, но власть затем попала в руки Мохаммеда Мурси и «Мусульманского Братства»…
…Серьезной проблемой является отсутствие революционного фронта, способного вести революционеров в предстоящих социальных битвах. …Мы призываем революционную молодежь из «Фронта Спасения» провести чистку своих рядов. Участвуйте вместе с нами и другими революционерами в процессе формирования подлинного революционного фронта. Вместе мы сможем достичь целей, поставленных революцией: Хлеб! Свобода! Социальная Справедливость! Человеческое достоинство!»
Так вот, существует особый взгляд профессора истории калифорнийского университета Марка Левина на события в Египте начала 2011 года. Левин убежден, что именно «Революционные социалисты» были важнейшими подготовителями манифестаций на площади Тахрир в январе 2011 года. И что именно их стратегией являлась концентрация групп протестующих в нескольких частях Каира с последующим маршем к центру города с разных сторон.
Как мы видим, мнение калифорнийского профессора вполне сочетается с вышеприведенным высказыванием Валлерстайна о том, что египетская революция открывает дорогу не только «Братьям-мусульманам», но и светским левым.
Как уже говорилось, акции протеста на новой фазе гражданского конфликта в Египте проводятся силами «Черного блока». При этом, как сообщал информированный египетский телеканал «Мыср 25», «Черный блок» является частью «Революционных социалистов» — троцкистской организации, существующей в Египте с 80-х годов ХХ века. С тех самых пор известен исповедуемый ими принцип: «Иногда с исламистами, но никогда с государством». Понятно, что это лозунг хаотизации как основополагающего принципа.
Однако главный лозунг «Черного блока» звучит по-другому: «Месть или революция». В интервью газете «Аль-Ватан» основатель «Черного блока» Шариф аль-Сирфи заявляет: «Мы стремимся стать мучениками, а этого можно достигнуть только через справедливую месть».
И тут вновь уместно вспомнить о Египте как о пилотном проекте для большого мироустроительного процесса. Весьма существенно, что «Черный блок» заявляет о себе как о «части мирового освободительного движения». И на подобного рода заявления уже сейчас находится отклик. Например, в англоязычном интернете можно обнаружить такие тексты, как «Письмо египетскому Черному блоку» с пометкой «от активистов Черного блока в США». Авторы текста неизвестны, но ведь в таких случаях, как и в период публикаций текстов «Викиликс», огромную роль играет не столько подлинность, сколько своевременность заявки. Да и странно было бы ждать подписей от общности, чей лозунг — принципиальная анонимность. И это совершенно ясно из текста письма:
«Черный блок — это тактика, а не коллектив. ... Мы имеем опыт в применении этой тактики, и мы хотели бы поделиться с вами соображениями в надежде установить более откровенный межконтинентальный диалог. ...
Черный блок важен, потому что придает анонимности и антагонизму политическое измерение: эта тактика позволяет связать конкретные виды борьбы против угнетения с возможностью всеобщего восстания. (Межконтинентальный диалог... всеобщее восстание... В каждой фразе мы видим призыв к выводу протестов за рамки «национальной ограниченности» — по известному выражению Л. Троцкого.)
Основной риск при использовании тактики Черного блока: придав идентичность (выделено в письме) анонимному движению, вы даете властям возможность изобразить вас «чужими», изолировать ваше восстание и ваши идеи. Поэтому было бы ошибочно воспринимать себя как что-то, находящееся вне рамок общества. Черный блок может быть сильным и опасным только до той поры, пока он остается пространством для восстания, открытым для каждого и каждой. Пока это вершина айсберга, намек на что-то большее».
Не стоит утешать себя анонимностью или маргинальностью приведенного текста. Здесь вполне четко сформулирован принцип универсальности данной тактики, который делает ее пригодной для использования в любом обществе, в любом регионе, где начнется мироустроительный передел.
В последней фразе этого анонимного обращения к египетскому «Черному блоку» говорится: «Встретимся на улицах мира без государств». Вот так и выглядит сегодня апофеоз глобального мироустроительного передела — пока еще, конечно, фантомный. Но ведь, как сказано в обращении, перед нами лишь «вершина айсберга».
Читатель может спросить: «Что плохого в том, что антикапиталистические силы, воюющие и с буржуазной диктатурой, и с неофеодальным исламистским мракобесием, оказываются настолько дееспособны? И что плохого в том, что они связаны с именем Троцкого или с анархизмом?»
Во-первых, никто не собирается приводить эти силы к власти. У них достаточно энергии для того, чтобы дестабилизировать ситуацию, но и только.
Во-вторых, ставка этих сил на демонтаж любого государства (напоминаю их лозунг: «иногда с одними, иногда с другими, но всегда против государства») не сулит ничего, кроме хаоса. А хаос не может длиться бесконечно. Когда-то кто-то начнет наводить порядок. Кто же именно?
В-третьих, активность действия порождает активность противодействия. При таком давлении на «Братьев-мусульман» сами они должны либо капитулировать, либо отвечать еще более резко. А ведь им для этого придется привлечь исламистские силы, гораздо более радикальные, чем они сами. Сейчас рано загадывать, кто конкретно будет привлечен. Но ведь есть, кого привлекать. И если альтернативы такому привлечению не будет, это произойдет. А значит, определенный процесс будет раскручиваться. А при такой раскрутке окончательная победа может быть одержана только крайне свирепыми силами, имеющими накаленный антигуманистический характер. Так не этого ли хотят организаторы мироустроительных войн?