Можно сколько угодно говорить о том, что детям на войне не место. Но так уж происходит с незапамятных времен, что дети воюют

Фильм «Иваново детство». О мальчике, который выбрал путь воина

Цитата из х∕ф «Иваново детство». Реж. Андрей Тарковский. 1962. СССР
Цитата из х∕ф «Иваново детство». Реж. Андрей Тарковский. 1962. СССР

В осмыслении войны, воинского духа и пути человека как воина первое место принадлежит, по моему скромному мнению, не солдатам и командирам, а художникам и поэтам. Потому, что прежде уставов и воинских наставлений слышат мальчики песни о воинской славе и подвигах героев. Их пели матери от начала времен у колыбели сыновей. Их слушали и пели мальчики вместе с отцами у костров и на праздниках.

В песнях сохранялась слава и честь, гордость за дела предков, любовь к родному краю и ненависть к врагам. На заре цивилизации песни были и театром, и книгой. Неизвестные гении слагали их, а народ хранил и передавал из поколения в поколение.

Позже в один ряд с песнями о войне, литературными произведениями встало киноискусство. Давайте обратимся к одному из лучших произведений о войне — фильму Андрея Тарковского «Иваново детство».

Это первый полнометражный фильм Тарковского. Он вышел в 1962 году и сразу сделал молодого режиссера знаменитым. История двенадцатилетнего мальчика, его детство, в которое вторглась война, превратившая ребенка в воина-мстителя, потрясла мир кино. Тем более, что в основе рассказа лежит реальная трагическая судьба юного разведчика. Можно сколько угодно говорить о том, что детям на войне не место. Но так уж происходит с незапамятных времен, что дети воюют. Особенно, а, вернее, — в основном когда война подходит к порогу родного дома.

В фильме нет никакого пафоса, громких речей, призывов бить врага. Только Иван говорит о необходимости своего личного участия в войне, потому, что может принести пользу. А раз может — то и должен. Говорит он это не потому, что хочет похвалиться, а для того, чтобы доказать взрослым, что без него они не обойдутся, что нельзя его в тыл отправлять. Говорит и чуть не плачет от возможной несправедливости.

Ужас того, что сделал фашистский враг на русской земле передан Тарковским с потрясающей художественной силой, сравнимой с древними песнями о разорении русской земли.

Все главные герои фильма проникнуты высоким воинским духом, неукротимым желанием уничтожить врага, принести своей армии, своей стране максимальную пользу на войне. Старший лейтенант Гальцев отлично «шпрехает». Его звали в штаб переводчиком, но он отказался и воюет на передовой. А при первой же возможности отправляется через линию фронта в тыл немцев.

Капитан Холин, наверно, тоже мог бы поберечься и не ходить на задание. А уж тем более не переправлять через линию огня наших погибших разведчиков, тела которых фашисты выставили на берегу реки для устрашения русских. Но он не жалеет себя и идет до конца.

Однако не все созданы для войны. Есть в фильме симпатичная санинструктор Маша, слишком домашняя и уютная, чтобы находиться здесь. Это понимает Гальцев и отправляет ее в медсанбат подальше от передовой. Отправляет, чтобы она не разрушала невольно ту броню, которая держит воина и снаружи и изнутри.

А то, не ровен час, влюбишься, захочешь семью, детей. Захочешь жить для того, чтобы жить, а не для того, чтобы убивать фашистов. Понимает это и Холин. Потому он так резко обрывает свои ухаживания за Машей и почти прогоняет ее, а сам возвращается к войне.

Еще один герой фильма, давний знакомый Маши, также чужд воинскому духу. Он очень радуется, встретив Машу. Радуется не потому, что влюблен, или был влюблен когда-то. Он рад случайной встрече как возможности прикоснуться к потерянной мирной жизни, вспомнить ее поярче.

Он не трус и честно воюет на передовой, но если ему скажут: «Спасибо, можешь в тыл», — он с радостью пойдет. И потому, что право выбора, где ему быть, он отдал командирам, и потому, главное, что нет у него внутренней потребности — быть впереди.

А у мальчика Ивана — есть. Он абсолютно уверен, что его место на фронте. Он сбежал из детского дома, и не хочет даже в Суворовское училище. Раз ему нет места в армии, он бежит к партизанам. В нем горит огонь мщения, и никакой иной жизни, кроме военной, он себе не представляет. Только во снах он снова мальчик, а наяву — он солдат. Его призвал не военком, а Война. И он пошел. Иван выбрал бой, выбрал путь воина. В этом его слава и урок нам всем.