Опыт проведения «цветных революций» у партии Саакашвили есть, а другого шанса прийти к власти, похоже, больше не будет

Партия Саакашвили приготовилась к последнему прыжку

Франс Франкен Младший. Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом (фрагмент). 1633
Франс Франкен Младший. Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом (фрагмент). 1633

Выборы в органы местного самоуправления в Грузии убедительно выиграла правящая партия «Грузинская мечта», но в оппозиции решили использовать эту победу в своих интересах.

Неутешительные итоги выборов для оппозиции

Голосование проходило в два тура. Первый завершился 2 октября, а второй — 30 октября. Граждане страны выбирали депутатов городских собраний (сакребуло) и мэров городов и муниципалитетов. В сакребуло выбирали по партийным спискам, а также по мажоритарным округам.

В среднем по стране правящая партия «Грузинская мечта» получила 46,7% голосов. Также среди кандидатов в мажоритарные депутаты в большинстве случаев победили кандидаты от «Мечты». На втором месте партия экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД), которая набрала 30,7%.

Хотя правящая партия получила больше всех мест в сакребуло, но большинство было утрачено. В городах Батуми, Рустави и Зугдиди, а также в муниципалитетах Мартвили, Чхороцку и Цаленджиха преимущество даже оказалось у ЕНД и объединившейся вокруг этой партии оппозиции. Выборы мэров для правящей партии прошли более удачно — везде победили ее кандидаты, за исключением Цаленджиха, где мэром стал представитель ЕНД.

Международные наблюдатели, а также посольства США и Евросоюза неоднократно указывали на то, что в стране нарастает поляризация. На предвыборных митингах каждая из сторон сосредотачивалась не на том, чтобы рассказать о планах по обустройству города или муниципалитета (выборы же были местные), а на том, чтобы указать на реальные или мнимые «грехи» противоборствующей стороны. Исключением стал Тбилиси, где также часто говорили о том, что нужно поменять в столице.

На победу в Тбилиси явно рассчитывали «националы». От этой партии кандидатом выдвинули председателя ЕНД Нику Мелию. Но он уступил действующему мэру и генсеку «Мечты» Кахе Каладзе, который набрал 55,6% голосов (нужно было набрать более 50%). Кроме того, «националы» были уверены в победе в Зугдиди. Там от них был отец председателя ЕНД — Анзор Мелия. В ходе первого тура он обошел конкурентов, набрав 46,9% голосов. До полной победы ему не хватило около 1,7% голосов. Во втором туре он улучшил результат — 48,4%, но с небольшим перевесом победил Мамука Цоцерия из правящей партии.

Кто может выиграть от борьбы двух сильнейших партий?

Определенное преимущество получила и созданная в мае партия «За Грузию». Ее основал бывший премьер-министр Георгий Гахария. Ранее он вышел из «Мечты», за что получил порцию обвинений в «предательстве». В оппозиции новую партию также не приняли, заявив, что это — проект правящей партии, созданный для оттягивания на себя голосов. В итоге молодая партия в среднем заняла третье место.

В большинстве сакребуло, в том числе в Тбилиси, ни «Мечта», ни ЕНД с союзниками не имеют больше половины мест. Таким образом, в случае «клинча» двух основных конкурентов исход противостояния будут решать депутаты от «За Грузию». Но это получится реализовать только в случае нормальной политической ситуации, а ее может и не быть долгое время.

Запасной вариант оппозиции

У партии Саакашвили на случай поражения был «план Б». Они надеялись победить в ряде крупных городов, но и готовили почву для протестов. Уже после первого тура выборов были заявления о победе на «Мечтой», так как она теряет часть позиций в органах самоуправления. Но в оппозиции не забывали регулярно обвинять правящую партию в попытках фальсифицировать выборы, создавая определенный образ.

Кроме того, обе противоборствующие партии провели «смотр» сил. Каждая организовала массовую акцию в Тбилиси, собрав максимально возможное число сторонников. «Националы» собрали сторонников 14 октября, а «Мечта» — 27 октября. Численность оппозиционного митинга оценили от 15 тыс. до 50 тыс. человек, а проправительственного — от 50 тыс. до 70 тыс. На обоих митингах выступающие клеймили соперников. Члены ЕНД и их союзники призвали сменить власть в стране, а лидеры правящей партии призывали не допустить возвращения режима Саакашвили.

Саакашвили также принял посильное участие в политическом процессе. Он перед началом выборов прибыл тайным образом в Грузию. Полиция задержала его 1 октября, так как экс-президента на родине заочно признали виновным по двум уголовным делам, плюс два дела еще не завершены. Сразу после ареста Саакашвили объявил голодовку. Хотя его уличали в употреблении меда, соков и газировки, в оппозиции на протяжении месяца отсчитывают каждый день голодовки и заявляют, что экс-президенту грозит смерть.

Подготовка партии Саакашвили к прыжку

1 ноября Саакашвили пошел ва-банк. Он фактически призвал сторонников к «цветной революции». Экс-президент прямо указал на опыт Армении, когда к власти пришел Никол Пашинян, а также на Украину, где в ходе переворота от власти отстранили президента страны Виктора Януковича.

«Бандиты фальсификаторы должны уйти и должны быть назначены внеочередные выборы. Украинцы сделали то же самое с Януковичем, когда он встал на сторону русских… В конце концов, идея таких революций родилась в Грузии при нашем поколении и неужели мы не сможем повторить то, в чем нам подражали другие страны?» — зачитал его письмо ставший адвокатом экс-президента глава оппозиционного канала Mtavari arkhi Никанор Гварамия.

Вполне возможно, что к решительным действиям «националы» приступят 6 ноября. На этот день объявлена массовая акция в Тбилиси. Выборы в Грузии традиционно стали подготовительным этапом для протестов и попытки совершить переворот. В отличие от предыдущих случаев в оппозиции не указывают на нарушения, которые свидетельствуют о фальсификации выборов. На их языке «Мечта» «душит свободу» в стране с 2012 года, когда сменила режим Саакашвили.

Кому поможет заграница?

«Грузинской мечте», похоже, осталось уповать на силовиков. При этом не похоже, что «националов» собираются поддерживать США и Евросоюз. Их заявления по поводу выборов довольно вялые и повторяют друг друга.

«Мы разделяем оценку Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), что выборы в целом были спокойными и хорошо организованными, однако, по их оценке, обвинения в запугивании и давлении на избирателей, а также поляризация, негативно подействовали на процесс», — заявили в посольстве США.

Но заявлений, что выборы были нелегитимными нет. Нет со стороны Запада и официальных жестких заявлений по поводу ареста Саакашвили. Послы выражают озабоченность и отмечают, что внимательно следят за положением экс-президента. Подобные заявления говорят от том, что иностранной поддержки у ЕНД и Саакашвили нет (или она хорошо скрывается). Но и на сторону «Мечты» в США и ЕС не встают. Похоже, они будут держать нейтралитет и делать упреки в адрес обеих сторон.

Тем не менее, вполне вероятно, что «националы» предпримут попытку устроить в Грузии хаос и перехватить власть. Опыт у них уже есть, а другого шанса прийти к власти, похоже, больше не будет, так как следующие выборы в Грузии только в 2024 году. За это время партия может растерять и сторонников, и запал.