5
сен
2020
  1. Культурная война
  2. Опера и балет
Антон Копнин / ИА Красная Весна /
4 сентября Мариинский театр показал премьеру оперы «Снегурочка». «Современное общество, настроенное на потребление, тоже зачастую не способно видеть истинную красоту человеческих отношений», — считает режиссер постановки

Трагическая история о «Снегурочке» вернулась на сцену Мариинского театра

Изображение: © ИА Красная Весна
«Снегурочка» в Мариинском театре, 04.09.2020
«Снегурочка» в Мариинском театре, 04.09.2020
«Снегурочка» в Мариинском театре, 04.09.2020

Пандемия коронавируса подготовила неприятные сюрпризы во всех сферах жизни. Она не обошла стороной и мир культуры. В России с середины марта была прекращена работа театров, что принесло множество проблем для сферы. Но уже к середине лета театры стали приспосабливаться к новым реалиям. И одним из передовиков в этом процессе стал Мариинский театр в Санкт-Петербурге, первым возобновивший прерванный сезон.

Изображение: © ИА Красная Весна
«Снегурочка» в Мариинском театре, 04.09.2020
«Снегурочка» в Мариинском театре, 04.09.2020
04.09.2020театре,Мариинскомв«Снегурочка»

Теперь же Мариинка подготовила первую крупную премьеру в российском «постковидном» театре — оперу «Снегурочку» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Изначально эту оперу планировали показать 17 апреля 2020 года, но коронавирус изменил все планы театра, и зрителям пришлось ждать премьеру до 4 сентября. Этой же постановкой 7 сентября открывается 238-й сезон в Мариинском театре.

«Снегурочка» — достаточно редкая опера для российских и мировых театров. Мариинский театр взялся ставить эту оперу в пятый раз в своей истории. Премьера оперы на сцене театра состоялась в далеком 1882 году еще при жизни Римского-Корсакова. Затем оперу ставили в 1898, 1917 (через несколько недель после Октябрьской революции) и 2014 годах. Последняя постановка режиссера Александра Галибина продержалась на сцене театра до 2019 года и была показана 46 раз.

За новую постановку оперы взялась Анна Матисон, которая уже не первый раз сотрудничает с Мариинским театром. Ее первая работа была также с партитурой Римского-Корсакова — «Золотым петушком» в 2014 году. В 2019 году она поставила в Мариинке «Пеллеаса и Мелизанду» Клода Дебюсси на сцене концертного зала. «Снегурочка» стала третьей работой с оперным жанром для Матисон.

По словам режиссера, постановщики «сосредоточились на теме противопоставления Снегурочки сообществу людей». Этой мыслью пронизан весь спектакль по пьесе Александра Островского. Снегурку никто не принял в Берендеевом царстве, Лель ее проигнорировал, и более того — Берендей был готов принести ее в жертву ради возвращения порядка в своем государстве. Снегурочка погибла, да и ладно, ведь жизнь продолжается — жители царства поют гимн Яриле.

«Мне кажется, что современное общество, настроенное на потребление, тоже зачастую не способно видеть истинную красоту человеческих отношений. Невыгодно быть не таким, как все. Сегодня даже попытки выделиться должны укладываться в тренды, иначе — жесткое неприятие», — считает Матисон. Снегурочка, будучи другой, не вписалась в существующий мир — в мир, где Мизгирь пытается задобрить толпу подарками и раскидыванием им денежных купюр, где люди сами бегут за деньгами, всматриваются в шикарную машину Мизгиря, в яркие пакеты с его подарками как во что-то сверхважное.

Кстати, Мизгирь в итоге и сам отрывается от этого мира, особенно после встречи с Лешим. Из него в прямом и переносном смысле выбили эти деньги, вместе с себялюбием и гордыней. Лишь ему стала дорога Снегурка, и он завершил свою жизнь, бросившись в оркестровую яму — пруд.

«Это не столько сказка, сколько трагическая история о недостижимости идеала. Все хотят красоты, тепла, любви, но мешают жадность, глупость, себялюбие и мелочная расчетливость», — прокомментировала постановку художник по костюмам Ирина Чередникова.

В постановке используется много ярких, эффектных решений. Это интересные, а иногда и необычные (как смокинг у достаточно брутального Деда Мороза) костюмы. Детально проработанные одежды массовки, когда не найдешь и двух одинаковых костюмов, — это впечатляет. И, похоже, это становится некоторой чертой новых российских постановок по сказочным сюжетам. Тот же «Садко», поставленный Дмитрием Черняковым в Большом театре в февраля 2020 года, был также ярок в плане костюмов.

Это и сценические решения. Внушительно выглядит оформление сцены. Занавес представляет собой бревенчатую стену избы, которая раздвигается. Все остальные стены пространства выполнены в виде деревянного свода избы. Огромный снежный шар зимой, который летом превращается в Солнце и взлетает. Ряд символов, как белый воздушный шар Снегурочки, который она держит за нить на протяжении всей постановки вплоть до своей смерти, — только в этот момент шар улетает под крышу Мариинского театра.

Обращает на себя внимание некоторое смешение нескольких эпох. В основном в спектакле используется стилистика XIX века, но Снегурочка появляется на сцене на роликовых коньках, Мизгирь — на своем автомобиле, а на авансцене на протяжении всего спектакля располагался телевизор с рогатой антенной (так и не понял, зачем), а один из персонажей делал селфи на телефон. Но эта тенденция надергать всего из разного времени в последние годы стала регулярно применяться в театре, хотя без этого, наверное, можно было б и обойтись. Возможно, это нужно для привлечения внимания зрителя, как то, что иронично бросается в глаза, вне контекста произведения и иногда даже заставляет улыбнуться.

В премьерном показе спектакля главные партии исполнили Ольга Пудова (Снегурочка), Екатерина Санникова (Купава), Екатерина Сергеева (Лель), Владислав Куприянов (Мизгирь), Евгений Акимов (царь Берендей), Анна Кикнадзе (Весна-Красна), Андрей Серов (Дед Мороз). За дирижерским пультом был музыкальный руководитель театра Валерий Гергиев. Группа постановщиков в этот раз использовала всю партитуру оперы, без купюр, что случается редко, учитывая протяженность оперы — три с половиной часа. Это заслуживает отдельной благодарности. Также театр подготовил детскую версию спектакля, которая короче на один час.

Резюмирую: удалась добротная постановка оперы, однако чего-то сверхвыдающегося, на мой взгляд, не получилось. Полагаю, эта опера займет свое место в репертуаре театра на ближайшие лет 10–15, но затем она просто забудется, в отличие, например, от мощнейшей постановки «Огненного ангела» Сергея Прокофьева в 1991 году, которую Мариинка возобновила в 2020 году.

С учетом сложившейся в мире ситуации с пандемией заслуживает уважения то, что театр смог подготовить эту премьеру, невзирая на все ограничения и сложности. В сентябре множество других театров начнут новый сезон, а некоторые также представят свои премьеры. И это замечательно — культурный мир оживает!

Премьерные показы оперы «Снегурочка» можно будет увидеть на новой сцене Мариинского театра 7 и 8 сентября. Кроме того, сокращенную версию оперы покажут 12 и 13 сентября.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER