8
авг
2020
  1. Экономическая война
  2. Война за космос
ИА Красная Весна /
Для доставки грунта Венеры на Землю понадобится не один летательный аппарат, а три

Пробы грунта с Венеры мешают взять ее атмосфера и Минфин РФ? Интервью

7 августа генеральный директор государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрий Рогозин дал развернутое интервью РИА Новости. Глава корпорации рассказал о планах по развитию космической отрасли в России.

Россия в ближайшее время должна получить всю линейку средств выведения космических аппаратов как на околоземную орбиту, так и в дальний космос. Стартовала программа автоматических и пилотируемых полетов на Луну, реализации которой, по словам Рогозина, может помешать упорство Минфина.

Одним из самых амбициозных планов Роскосмоса является высадка на Венере и доставка оттуда грунта этой планеты на Землю. Насколько это реально возможно, в интервью ИА Красная Весна рассказал историк науки Сергей Александров.

ИА Красная Весна: Сергей Викторович, на Ваш взгляд, проект по доставке грунта Венеры на Землю может в ближайшее время стать реальностью?

— Это, вообще говоря, на грани фантастики. Но! При надлежащей политической воле и грамотном руководстве это можно попробовать реализовать.

Что такое Венера с точки зрения техники для работы на ней? Это атмосфера из углекислого газа (и немножко азота), в которой плавают облака серной кислоты. На поверхности планеты температура атмосферы больше +400 по Цельсию, давление — около 100–150 атмосфер. Сила тяжести лишь чуть меньше, чем на Земле.

Однако 50 лет назад в Советском Союзе была создана машина, способная работать в этой атмосфере несколько десятков минут и снимать сначала черно-белую, а потом и цветную панораму местности. 40 лет назад эту машину научили брать пробу венерианского грунта и проводить ее химический анализ. 34 года назад в атмосфере Венеры появились первые земные аэростаты.

Макет приборного отсека аэростатного
зонда, летавшего в атмосфере Венеры в 1986-м
Макет приборного отсека аэростатного зонда, летавшего в атмосфере Венеры в 1986-м
Изображение: Сергей Александров © ИА Красная Весна

То есть понятно, как на Венеру сесть и как взять грунт. Но дальше начинается самое интересное: грунт нужно сначала вывести в космос, а потом отправить на Землю. У Земли его еще надо будет поймать, но это отдельная тема. Поскольку сила тяжести на Венере почти земная, ракета-носитель нужна соответствующая, но вот на Земле нет проблем с глубоководным давлением, температурой, как в закалочной печи, и сернокислотными дождями.

ИА Красная Весна: Раз глава Роскосмоса озвучил такой проект, наверное, есть идеи, как решить эту сложную задачу?

— Да. Что-то сделать можно, правда, понадобится не один аппарат, а три. Первый садится на поверхность Венеры, берет пробу грунта и взлетает с ней на высоту 40–50 км, где его уже ждет второй аппарат. На нем находится ракета-носитель, выводящая капсулу с пробой грунта на околовенерианскую орбиту. Там ее ждет третий аппарат, который доставляет пробу грунта к Земле.

Это принцип, а дальше начинаются научно-технические проблемы. Более-менее понятно, как садиться и как бурить. Ну, и аппарат для возврата к Земле можно сделать, например, на базе ядерно-электрического ТЭМа (транспортно-энергетический модуль — прим. ИА Красная Весна). Но взлет с поверхности Венеры в верхние слои атмосферы, стыковка там, выход на орбиту с такого «воздушного старта» являются очень сложными, хотя и решаемыми техническими задачами.

ИА Красная Весна: С межпланетным аппаратом, доставляющим грунт Венеры к Земле, более-менее понятно. А что из себя представляют аппараты «первой» и «второй» ступеней? Одному надо стартовать с поверхности, второй должен держаться в атмосфере Венеры на высоте 40–50 км…

— Первый аппарат не будет ракетой — никакое топливо нельзя будет сохранить, никакие баки не выдержат. Скорее всего, это будет как раз аэростат или, может быть, вертолет: труднее сделать, но проще будет стыковаться. Второй — дирижабль, который несет ракету. Эта ракета после доставки грунта будет стартовать с дирижабля на орбиту Венеры.

Рисунок
венерианского дирижабля. Журнал «Юный техник» 1973 года
Рисунок венерианского дирижабля. Журнал

Аэростаты, доставленные в 1986 г. на Венеру автоматическими межпланетными станциями «Вега», были созданы в нашей стране. Но с тех пор продолжения проект не имел. В США летательными аппаратами для венерианской атмосферы — вертолетами и самолетами — хоть «на бумаге», но занимаются серьезно, «под крылом» NASA. У нас, к сожалению, только авторы «Техники молодежи».

Опыт космических пусков с аэростатов в США был (правда, давно) — нам всё придется осваивать «с нуля». Ведь предстоит создать автомат, работающий в агрессивной атмосфере другой планеты! Опыт стыковки с дирижаблем тоже был у США 90 лет назад, они и сами-то всё забыли.

Словом, теоретически это возможно, но практически — должна быть широкомасштабная, далеко выходящая за пределы компетенции Роскосмоса, государственная программа, реализация которой хорошо если уложится в десятилетие. И всё это время условная «Венера-Грунт» должна быть как минимум избавлена от секвестров бюджета и начальственной чехарды.

Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961 г.
Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961г.
Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER