Новая ситуация в Афганистане открывает как новые угрозы, так и новые надежды на мир

Афганский перелом. Центральная Азия стремится к миру или к хаосу?

Изображение: Рихард-Карл Зоммер. Рынок
Восточный рынок
Восточный рынок

Весна 2021 года в Афганистане прошла под знаком вывода контингента войск США и НАТО из страны. Этому предшествовали длительные и безрезультатные переговоры между официальным правительством Афганистана и руководителями движения Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Катаре.

Талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) так долго выдвигали невыполнимые требования и откладывали окончательное согласование всех вопросов, что уже начались разговоры о том, что политическому офису исламистского движения просто понравилось жить в пятизвездочных отелях Дохи за чужой счет.

Официальное правительство Афганистана до последнего не верило в то, что США решатся на вывод своего контингента из страны после 20-летнего пребывания там. Надежду на это давала смена президента страны. Однако после избрания на пост президента Джо Байдена — ярого противника политики Трампа — ничего не изменилось. Новый президент вдруг подтвердил намерение своего оппонента вывести войска из Афганистана.

Вывод войск, или бегство…

Федерико Бароччи. Бегство Энея из Трои. 1598
Федерико Бароччи. Бегство Энея из Трои. 1598

1 мая начался столь спешный вывод американского контингента, что это сильно напоминало бегство. Американские военные оставляли базы, передавая афганским коллегам военную технику и вооружение. 1 июля американцы покинули крупнейшую военную базу Баграм под Кабулом. Причем сделали это тайно. Пока афганские военные узнали об этом, базу успели начать грабить предприимчивые местные жители.

Судя по всему, «бегство» оказалось неожиданностью для Кабула. Официальные афганские лица стали сравнивать вывод американских войск с выводом советских войск и сетовать на то, что американцы не оставляют достаточного арсенала для войны с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в отличие от СССР. Советские войска после выхода оставили достаточное количество ресурсов, чтобы правительство могло успешно защищать свою власть в течение 2-3 лет. Причем такие упреки звучали как раз в тот момент, когда американцы оставляли практически полные склады оружия, боеприпасов, техники и продуктов питания. Очевидно, что совсем не это беспокоило официальный Кабул.

Чего ждали радикалы?

Сразу после начала вывода американских войск из Афганистана по всей стране началось масштабное наступление войск Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Наличие оставленного американцами огромного арсенала боеприпасов, военной техники, оружия и т. п. не помогло Кабулу. Боевики начали с ужасающей скоростью и легкостью захватывать опорные пункты афганских ВС по всей стране. Причем афганские военнослужащие были настолько деморализованы, что в большинстве случаев сдавались без боя, просто переходя на сторону противника. Талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в целости и сохранности доставалось не только оставленное американцами добро, но и штабные документы афганских вооруженных сил.

Эксперты обращали внимание на то, что талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в основном захватывают сельские населенные пункты, а на крупные города у них не хватает ресурсов. Тем не менее налицо не только проблема получения боевиками огромного материального ресурса, оставленного американцами. Выявилась также проблема деморализованности армии афганского правительства.

Очень похоже на предательство…

Годфрид Схалькен (мастерская). Предательство Иуды. 1665-1670
Годфрид Схалькен (мастерская). Предательство Иуды. 1665-1670

Далее, срочный вывод американских войск создал серьезную гуманитарную проблему. За 20 лет пребывания американцев в Афганистане появилось большое число людей, работающих на американскую администрацию. Переводчики, водители, сотрудники различных американских программ и т. п. После вывода американских войск все они могли стать жертвами мести со стороны боевиков и опасались за свою жизнь.

Просьбы к американскому правительству забрать их с собой не увенчались успехом. Американцы бросали в Афганистане оружие и военную технику, создавалось впечатление, что со своими помощниками они собирались поступить также. Инициированные американским посольством программы выдачи виз захлебнулись из-за огромной очереди на их получение. Американские сенаторы не торопились выдавать разрешение на въезд в США всем подряд, справедливо опасаясь, что вместе с помощниками в США приедут и враги.

Планы временного размещения афганских граждан на острове Гуам не были одобрены из-за опасений, что не все афганские граждане получат разрешение на въезд в США, а выдворить их с острова потом не получится. Американцы стали искать альтернативы их размещению. Среднеазиатским республикам было предложено разместить у себя около 9 тыс. беженцев, хотя общее количество добровольных помощников американской администрации достигало 20 тыс. Среднеазиатские страны дружно отказались от такого «счастья». Узбекистан даже официально напомнил, что не присоединялся к конвенции ООН по беженцам, а в его национальном законодательстве нет понятия политического беженца. По слухам, американцы предлагали даже по $100 тыс. за каждого принятого беженца, но даже это не помогло.

Тем не менее чаша гуманитарной катастрофы не миновала и соседей Афганистана. Очень быстро талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) достигли границ Таджикистана и Узбекистана, а афганские военные продолжили отступать уже на территорию сопредельных государств.

Таджикистан имеет самую протяженную границу с Афганистаном, ему досталась самая тяжелая ноша гуманитарных проблем беженцев. Таджикские власти к июлю месяцу сообщили, что на территории страны уже размещено около 2,5 тыс. афганских беженцев. Правда, это не те беженцы, которых предлагали разместить американцы, в основном, это бежавшие на территорию Таджикистана жители приграничных территорий.

Один из военнослужащих афганской армии, бежавший со своим подразделением в Таджикистан, в своем интервью утверждал, что его подразделение имело ресурсы для обороны позиций, однако отступило без боя по приказу сверху. После отступления ополчение еще три дня удерживало позиции, так что талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не удавалось занять оставленные армией территории.

Афганские рядовые военные не могут понять, почему они воевали против талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), когда те были несравненно сильнее, а сейчас вынуждены оставлять свои позиции без боя. Создается впечатление, что выполняются некоторые договоренности. Пока неясно, между кем и о чем. После своего отступления афганские солдаты были разоружены и через Кулябский аэропорт в Таджикистане отправлены в Кабул. Где про них долго не вспоминали.

Вообще Таджикистан проявил серьезное отношение к афганским беженцам. Во время гражданской войны таджики были вынуждены бежать на территорию Афганистана, и тогда соседи (в первую очередь афганские таджики) им помогали. Сейчас таджикские власти, в свою очередь, приняли у себя соседей.

Афганские военнослужащие, охранявшие границу с Узбекистаном, после атаки талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) перешли на территорию Узбекистана, где были разоружены. Власти Узбекистана, осознавая, что возвращение военнослужащих в Афганистан грозит им смертью, «из гуманитарных соображений», отправили их… в Таджикистан.

Около 250 граждан Афганистана, этнические киргизы, пересекли границу и вошли на территорию Горно-бадахшанской Автономной Области Таджикистана (ГБАО). Киргизские власти, узнав об этом, обратились к Таджикистану с просьбой предоставить беженцам коридор в Киргизию.

Стоит напомнить, что отношения Киргизии и Таджикистана нельзя назвать безоблачными. Выстрелы и взрывы очередного приграничного киргизско-таджикского конфликта в Ферганской долине отгремели только в апреле. Только-только похоронили погибших в этом конфликте и еще не восстановили все разрушенные дома. Но власти Таджикистана оперативно отвечают своим соседям, обещая помочь. Киргизия обращается даже в ООН с просьбой оказать помощь.

Практически на следующий день афганские киргизы собираются и уходят обратно к себе домой в афганский Бадахшан. Как потом стало известно, они снялись со своих мест и ушли в Таджикистан по ложной тревоге. Стало понятно, что вывод американских войск породил в Афганистане не только хаос, но и панику.

А что талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ)?

С самого начала политический офис движения стал заявлять, что Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) будет проводить прогосударственную политику, подавлять деятельность международных террористических организаций, обеспечивать безопасность своих соседей.

Мало того, правительство Афганистана обвиняет США в том, что начав переговоры с Талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Дохе, американцы легитимизировали движение как международный политический субъект. И действительно, мы видим, что Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) уже не стесняется выступать в таком качестве. Так, во время киргизско-таджикского пограничного конфликта в апреле 2021 года Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) выступил с призывом конфликтующим сторонам решать дело миром (!!!). Многие восприняли такое заявление террористической организации с усмешкой, но если посмотреть на это с точки зрения того, что Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не просто террористическое образование, а субъект, претендующий и уже позиционирующий себя как лицо государства, то тут все сходится.

С Талибаном (организация, деятельность которой запрещена в РФ) уже ведут переговоры… все. США, Россия, Китай. Талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) ради приоритета государственных отношений даже готовы поступиться некоторыми религиозными и идеологическими константами, которые, казалось бы, лежали в фундаменте движения. И это нечто новое, заслуживающее очень пристального внимания.

Эксперты в один голос утверждают, что Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не стремится, да и не имеет ресурсов для установления монопольной власти в Афганистане, как это было в 90-е годы. Хотя даже тогда о полной власти движения говорить было трудно. Северные провинции в то время смогли создать военно-политический союз и фактически существовали на правах автономии.

Сейчас же большинство этнополитических образований Афганистана, будь то таджики, узбеки, хазарейцы и т. п., смогли создать военные структуры, которые имеют большой опыт ведения военных действий, обкатанный в Сирии. Гражданское население, сначала пораженное бездействием официальной власти, начало в срочном порядке создавать ополчение, которое смогло оказывать талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) достойное сопротивление.

При этом растет количество сообщений о том, что в северных территориях Афганистана, где проживает мало пуштунов, в основном воюют боевики международных террористических организаций, в свое время перекинутых в регион из Сирии Турцией. Напомним, Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в основном до сих пор опирается на пуштунов, как основную этническую составляющую афганского народа. Но на севере пуштунов мало. Там узбеки, таджики, туркмены, киргизы. На западе Афганистана проживают хазарейцы, которые сильно связаны с Ираном. Между тем мы слышим о победах Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на севере.

Эксперты утверждают, что около границ бывшего СССР скопилось до 15 тыс. боевиков ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Если такие сведения подтвердятся, то это означает, что речь идет о дополнительной армии, обкатанной в бою и заряженной идеологически. На фоне этого Турция изъявляет желание охранять воздушные ворота в Афганистан — кабульский аэропорт. И это хорошо сочетается с турецким бэкграундом азербайджано-армянского конфликта и с заявлениями о создании Великого Турана. То есть, есть все основания полагать, что на границе бывшего СССР формируется мощный кулак из повоевавших в Сирии боевиков, которые не являются для Афганистана «своими» и не готовы там бесконечно сидеть без дела, а значит, доставлены туда «под задачу». Нетрудно догадаться, что это за задача. И если Таджикистан и Узбекистан еще обладают какими-то ресурсами для противостояния южной угрозе, то Туркмения в этом вопросе выглядит совсем бедственно.

США и военные базы

 Ричард Кейтон Вудвиль. 92-й шотландский пехотный полк в Кандагаре. XIX в.
Ричард Кейтон Вудвиль. 92-й шотландский пехотный полк в Кандагаре. XIX в.

Несмотря на вывод своих войск из Афганистана, США не собираются оставлять регион без присмотра. Американцы начали активно искать возможности для создания военной базы в одной из стран региона.

В последние годы США успели осложнить отношения с Пакистаном, не говоря уже об Иране, и потому обратили свое внимание на среднеазиатские республики. Туркмения сразу не подошла для размещения военной базы из-за своего нейтрального статуса. Таджикистан оказался членом ОДКБ, теоретически противостоящего НАТО военно-политического блока.

Узбекистан, хотя и не член ОДКБ, однако уже имел на своей территории американскую военную базу, и тогда все закончилось не очень хорошо. В 2005 году в Андижане вспыхнули беспорядки, которые пришлось подавлять армией. В 2006 году узбекские власти обнаружили американский след в этих событиях и попросили американцев убраться восвояси из страны. С тех пор, несмотря на свою политическую многовекторность, Узбекистан не решается впускать янки обратно.

Киргизия также уже имеет опыт размещения американской базы. Военная база на аэродроме Манас де-факто действовала с 2001 по 2014 годы. Страна политически нестабильна, что выражается в частой смене власти, экономическая ситуация катастрофическая… Казалось бы, слабая политическая власть и большая потребность в деньгах — что еще нужно для создания американской военной базы? Но Киргизия тоже отказывает США. К тому же, членом ОДКБ является и она.

У Казахстана давние связи с НАТО, он давно проводит совместные учения, имеет учебный центр НАТО на своей территории, приобретает вооружение НАТО. Однако идти дальше этого сотрудничества власти Казахстана почему-то не хотят. Пока что вопрос не решен, и американцам остается работать по территории Афганистана авиацией и беспилотниками по загоризонтному сценарию, со своих авианосцев, что очень дорого и малоэффективно.

Американские военные сетуют на то, что Россия и Китай оказывают давление на среднеазиатские республики и не дают им сделать правильный самостоятельный выбор. Москва «пошла навстречу" — предложила использовать российские военные базы для мониторинга ситуации в Афганистане. То есть разместить американскую разведаппаратуру в непосредственной близости от российских специалистов. Вашингтон решил даже не комментировать такое приглашение.

Турция, являющаяся членом НАТО, предложила оставить в Афганистане свои войска для… охраны кабульского аэропорта. Эксперты заявляют, что Турция старается сохранить коридор поддержки боевиков, завезенных в северные провинции Афганистана из Сирии. И это похоже на правду. Кроме того, Анкара со всей серьезностью претендует на долю участия в развитии проекта Великого шелкового пути. А для этого контроль за Северным Афганистаном может очень пригодиться.

Иностранные боевики

Иностранные боевики, а попросту говоря ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) остаются пока головной болью всех участников афганской игры. Талибану (организация, деятельность которой запрещена в РФ) они невыгодны, так как он уже пообещал подавлять международные террористические образования. Кроме того, ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) является серьезным идеологическим, харизматическим конкурентом для талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Потому их отношения изначально и не сложились. Официальному Кабулу не нужен этот прошедший последние военные кампании Ближнего Востока сброд, официальным властям достаточно проблем с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Соседям эти малоконтролируемые и вооруженные до зубов соединения тоже не нужны. Все понимают, что боевики приехали не прохлаждаться, а делать то, что умеют, то есть воевать. По разным подсчетам, их в северных провинциях скопилось более десятка тысяч — целая армия, способная справиться с ополчением любой из северных провинций.

Россия в ответ начала перегруппировывать свои войска в Таджикистане. На 5–10 августа намечены масштабные военные учения у афганской границы. В учениях примут участие не только российские военные, но и военные из Таджикистана и Узбекистана.

Идеологическая угроза

Постепенно встает во весь рост еще одна проблема. Американцы своим выходом из Афганистана расчистили поляну для исламских радикалов и подняли их престиж среди пассионарной исламской молодежи как в Афганистане, так и в странах Средней Азии и, что еще опасней, в России. Это в свою очередь создало угрозу того, что в ряды радикалов потекут реки новобранцев, воодушевленных «победой» талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) над неверными.

Но публичный отказ Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) от экспансии на соседние государства и его прогосударственная политика породили противоречия между ним и ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Идеологи ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) получили в свои руки сильный аргумент для убеждения молодежи пополнять именно их ряды. Ведь отказ от экспансии означает, что Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) — это «неправильные» мусульмане, которые отказываются от создания праведного государства и бросают на произвол судьбы мусульманских братьев в светских странах. Так, СМИ сообщают, что талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) готовы закрыть глаза на притеснения мусульман-уйгуров в Китае в обмен на поддержку КНР.

Все это наложилось на введенные карантинные ограничения и отмену авиационного сообщения между странами. Завербованные террористами новобранцы, вывозимые ранее в Сирию, теперь остаются в России и странах Средней Азии. Таким образом, на территории бывшего СССР неизбежно должно увеличиваться исламистское подполье. В сводках ФСБ все чаще появляются сообщения об уничтожении подпольных исламистских ячеек.

Казахские, узбекские, российские специалисты бьют тревогу и говорят, что существующие программы противодействия и реабилитации захлебываются.

При этом характерно, что все участники сегодняшней афганской эпопеи заявляют — им нужен мир. Об этом заявляет даже Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Вопрос состоит только в том, насколько эти слова соответствуют намерениям, и в каком формате будет существовать этот мир, для кого и на каких условиях.

Читайте также: США попросили страны Туркестана принять беженцев из Афганистана