Что знаменует собой арест Александра Бутягина



От редакции
«Слышу „культура“ — задерживаю“.
Запад в союзничестве с Украиной снова перешел черту в отношениях с Россией. Задержание выдающегося ученого Александра Бутягина — это знак, что теперь наука и культура больше не сферы, через которые можно налаживать отношения в трудные времена. Ситуация вызвала возмущение у представителей науки, к сожалению, только российской.
Мы публикуем ряд материалов по этому делу и будем следить за его ходом.

Обращение к читателям газеты «Суть времени»
Уважаемые читатели газеты «Суть времени»!
Обращаюсь к вам в связи с произошедшим в Польше вчера, 11 декабря, вопиющим и тревожным событием. По запросу украинских спецслужб был задержан российский гражданин, археолог мирового уровня Александр Бутягин. Основанием для задержания объявлены его археологические работы в Крыму после 2014 года.
Александр Бутягин — заведующий сектором археологии Государственного Эрмитажа, выдающийся ученый, популяризатор науки, участник крупнейших научных и научно-популярных форумов. Его знают по выступлениям на «Ученых против мифов», на портале «Антропогенез.ру», на конференции «Цифровая история» и многих других площадках, которые формируют современное представление о науке и истории.
Это ученый действительно мирового масштаба. Уже много десятилетий он возглавляет единственную российскую археологическую экспедицию, работающую в Европе, — в Стабиях под Помпеями в Италии. На его счету — научные открытия, уникальные находки, вклад, который невозможно переоценить. В научном сообществе его имя стоит в одном ряду с крупнейшими исследователями античности.

То, что с ним произошло, является вызовом не только российскому гражданскому обществу и всем, кто неравнодушен к судьбе науки в нашей стране и мире. Это вызов всему мировому научному сообществу. Молчание в ответ на происходящее — историческое преступление.
Если Александра Бутягина экстрадируют в Киев, его там будут пытать. Возможно, спустя месяцы или даже годы его обменяют — как это не раз уже происходило. Но то, что ему придется пережить, станет тяжелейшей личной трагедией и чудовищной травмой для всей российской и международной археологии, для движения популяризации науки, для всех, кто верит в свободу научного поиска.
Я отношусь к Александру с огромным уважением и считаю происходящее недопустимым.
Прошу всех неравнодушных распространить эту информацию и сделать все возможное, чтобы повлиять на ситуацию.
С уважением,
Станислав Сладковский, организатор научно-популярных форумов

Арест Александра Михайловича Бутягина, российского археолога с мировым именем — событие очень крупное. Это тонко спланированная и крайне удачная для наших врагов акция. Обращает на себя внимание ряд обстоятельств.

Во-первых, Бутягин — человек очень деятельный и «медийный», «лидер общественного мнения», хорошо известный русской интернет-аудитории, а в Петербурге многим известный и лично. Поэтому этот арест — не просто частное дело, а болезненная и чувствительная психологическая акция: ее задача — внушить миру, в первую очередь научному, что Россия не способна обезопасить своих «ЛОМов», а вот украинские спецслужбы способны так или иначе «достать» любое нужное им лицо.
Во-вторых, Бутягин — не только популярное медийное лицо, прежде всего, он крупнейший ученый, известный не только у нас, но и в научных кругах за пределами России. Уже говорилось, что он руководил эрмитажными раскопками в Италии — Стабианской экспедицией на побережье у Неаполя. Это была чуть ли не единственная русская археологическая экспедиция в ЕС. Арест Бутягина ставит жирный крест на остатках «научного сотрудничества», которое, несмотря на СВО, еще как-то продолжало существовать между учеными у нас и на Западе. Но теперь любой российский исследователь, выезжающий в командировку в Европу, оказывается, таким образом, под ударом. Россию, по сути дела, намеренно «выпиливают» из международного научного диалога. А ведь многие области современной науки без международной кооперации просто непредставимы: например, астрофизика, ЦЕРН, практическая космонавтика.
В-третьих, и это, быть может, самое важное — область научных занятий Бутягина. Он является крупнейшим в мире специалистом по Боспорскому царству. С 1999 года он копает городище Мирмекий в Керчи. Мирмекий, по-гречески «муравейник», был богатым пригородом Пантикопея, столицы Боспорского царства. Там жила боспорская знать. Экспедиция Бутягина в 2006 году обнаружила на Мирмекии клад, состоящий из 99 золотых монет разных греческих городов. Это был, кстати, четвертый клад, обнаруженный на городище, и самый большой. Благодаря усилиям Бутягина, в Эрмитаже, на первом этаже Зимнего дворца, были открыты тематические залы, посвященные культуре Боспора.

Здесь надо сказать несколько слов о Боспорском царстве и о том, чем важна эта тема в археологии.
Наряду с Херсонесом Таврическим, это было самое могущественное античное государство Северного Причерноморья. Оно просуществовало без малого тысячу лет, пока его не уничтожили гунны в IV веке нашей эры. Во время митридатовых войн Боспор выступил на стороне понтийцев и бросил Риму самый опасный вызов за всю его историю. Побежденный Митридат Евпатор покончил жизнь самоубийством в последнем своем оплоте — в Пантикапее.
На протяжении веков Боспор умел сочетать «эллинский гений» с традициями местных, по-видимому, ираноязычных племен: скифов, меотов, сарматов.
Еще при Николае I в Крыму начались исследования древних курганов, где были захоронены боспорские цари. Найденные золотые предметы, которые потом назовут «скифским золотом», вызвали в научном сообществе того времени сенсацию. Оказалось, что «крымские варвары» обладали высокоразвитой художественной традицией и умели тонко работать с золотом. Со временем скифское золото становится настолько модным, что ювелир Фаберже изготавливает копии скифских предметов, которые при Александре III показывали на ярмарках в крупных городах России.

Но что было важно именно для русской истории: скифское золото служило доказательством особой историософской концепции, идущей от Татищева и Ломоносова: в скифах стали видеть легендарных предков славян, а Крым считался своего рода «колыбелью» российской государственности. «Да, скифы — мы, да, — азиаты мы», — скажет Блок, имея в виду именно это. А Пушкин вспомнит о Митридате в знаменитых стихах «Клеветникам России». Уже во второй половине XX века советские археологи изучат курганы в предгорьях Алтая, где обнаружат многочисленные золотые предметы. Они выполнены в сходной скифской стилистике, что позволит ряду ученых говорить о существовании единого скифского культурного пространства — от Алтая до Крыма.
Теперь о «скифском золоте» сегодня. В 1975 году «скифское золото» показали на большой выставке в главном американском музее «Метрополитен» в рамках советско-американского культурного обмена. Выставка произвела фурор. «Скифское золото» стало известно в США и на Западе. При этом сами скифы подавались как воинственные кочевники древности, хозяева евразийских степей — зловещий образ, весьма укорененный в западной культуре.
В 2014 году, накануне присоединения Крыма, в Амстердаме, в археологическом музее была открыта выставка «Крым — золото и секреты Черного моря», на которой были показаны вещи из четырех крымских музеев. Когда выставка была закрыта, вещи так и не вернулись в Россию, они остались в Нидерландах. После длившихся почти десять лет судов золото было передано Киеву, что на Украине расценивалось как большая победа в духе «вернули золото, вернем и Крым». Суды сопровождались шумной кампанией, обвиняющей Россию в ограблении известных всему миру крымских сокровищ. Скифское золото стало не просто золотом, а «украденным скифским золотом».
Арест Бутягина, таким образом, ассоциируется с «раскрученной» на Западе скифской темой: и в глазах широкой публики Бутягин будет восприниматься не как «ученый вне политики», а как «черный археолог» и похититель бесценных скифских сокровищ.
Однако в этом деле есть еще один, так сказать, «самый подводный» аспект: Боспорская держава в эпоху упадка подверглась натиску со стороны готов, и готская знать была инкорпорирована в боспорскую верхушку. А готское наследие — это то, чем занималось в Крыму нацистское оккультное общество «Аненербе». Нацистов интересовало наследие готской державы в Крыму. Во время Великой Отечественной войны они вывезли в Германию хранившиеся в Керчи «сокровища готской царицы Фидеи» — золотые украшения, найденные в 1925 году при раскопках близ села Марфовка. Находки датированы временем исчезновения Боспора и действительно связаны или с готами, или с гуннами. Местонахождение этих предметов сегодня неизвестно. Скифское золото, таким образом, вплетено и в нацистскую мифологию, призванную обосновать претензии нацистов на владение Крымом и Украиной. Сколь бы фантастической ни казалась такая версия, но у современных украинских нацистов могут быть и личные счеты с Бутягиным.
В 2018 году ученый попал в базу «Миротворца», а в ноябре 2024 года был объявлен Украиной в розыск. Как сообщил его друг, «Бутягин знал, что киевские власти за ним следят». Сам ученый не занимал внятной позиции в отношении СВО: он не высказывался ни за, ни против, и его позиция была, скорее, нейтрально-отрицательной.
В 2025 году Бутягин уехал в Европу читать научно-популярные лекции. Они прошли в декабре в Белграде и Амстердаме. Организатором выступил некий «просветительский проект» Curiosophy, занимающийся коммерческим «научпопом» для сбежавшей из России публики. Так не был ли арест Бутягина совместной акцией украинских, польских и, возможно, британских спецслужб, которые задействовали российский эмигрантский фактор? Уж слишком тонкие и опасные материи затрагивала работа беспечного петербургского археолога…
Владимир Иванов, искусствовед