Твердость и серьезность
Июльская школа «Сути времени» 2019 — моя третья летняя школа. Она совсем не похожа на первые две. Т. к. и проведение иное, и мы, наверное, в чем-то изменились. Не буду много распространяться о том, какие мысли и впечатления оставались после тех школ, — пишу все же о школе 2019 года. Но не могу не отметить некоторые моменты.
На первую свою школу я ехала в ожидании увидеть такой слаженный дружеский коллектив единомышленников — по образу того, что мне рассказывалось в ячейке, куда я только пришла. Приехав же, увидела совершенно разных людей, с различными мнениями, с различными привычками, осуждающих своих же товарищей в ячейках и ищущих поддержки в этих осуждениях. Ну и много всяких обычных житейских моментов. И, конечно, было ощущение растерянности и некоей разрозненности среди приехавших. И я стала внимательнее присматриваться, а что же делается-то. Благо общаюсь я много, и было интересно на первой школе в моменты, когда некоторые товарищи, к которым подходишь, здороваешься, не понимают, зачем ты к ним подошла вообще, но после пары предложений напряжение спадает и начинается нормальная беседа, ну или не начинается, и такое тоже бывало. А еще я совсем не ощутила тогда командный дух на спортивном дне, мы были вместе, но все будто сами в себе. Это, может быть, чисто мое ощущение на тот момент. Ведь каждая школа снимает с нас пласт какой-то наслоившейся фигни из сомнений, неуверенности, слабости и выдергивает из того существования, которое мы называем жизнью. Ну и завершающее действие школы — костер. Вот в 17-м году не ощущалось на костре, что собравшиеся есть единая сила и мощь. Не было ощущения достаточной плотности коллектива.
На второй летней школе добавились построения по взводам, что разбудило в нас некую серьезность и дисциплинированность. И наш взвод каждое утро занимался (по желанию) пробежкой, дыхательными упражнениями и готовился к прохождению полосы препятствий. Примыкали к нам и все желающие из других взводов, если там не попадали по времени или если там такой подготовки не было. Этот момент был важен в плане сплочения и взаимодействия, здесь уже к спортивному дню ты подходишь действительно командой. Вот этот уже спортивный день второй школы ощущался совсем иначе.
Помимо этого была на школе насыщенная культурная программа: спектакль, концерт и фильм. Это совсем другие ощущения, когда вы все вместе проходите еще и такие вещи. Здесь затрагиваются уже другие струны вашего «Я». А если это коллективное действие, то происходит нечто интересное, часто связывающее вас вместе. И как итог такой насыщенной школы 18-го года — костер заключительный «пах» совсем иначе. Что-то возникло, и это что-то не отпускало весь последующий год. Это то ощущение, что не важно, где кто находится, — вы единое целое, связывающее и скрепляющее этот расползающийся и разрывающийся в хаос мир.
Ну, а что уже говорить о завершившейся Летней школе — 2019! Нужно отметить, что весь год после прошлой летней школы происходило мощное взаимодействие между регионами в непрекращающейся борьбе с пенсионной реформой. Это не давало ячейкам замкнуться в себе, постоянно вырывало из болота, в котором они, так или иначе, оказываются, вернувшись после школы в регионы и занявшись региональными проблемами. А проблемы в некоторых регионах общие, и нужно бы взаимодействовать и объединяться в борьбе, но зачастую мы упираемся в проблему и тащим и копошимся в ней в одиночку (имею в виду ячейку), а не пытаемся выстроить командную работу по решению вопроса (имею в виду межрегиональное взаимодействие). Так вот, вернувшись после школы с серьезным настроем на борьбу, постепенно теряешь взаимодействие между ячейками, регионами, и запал гаснет. Не везде и не у всех, но в большинстве случаев это так. Кроме сбора подписей, перед самой школой была поставлена задача по опросу АКСИО. К анкетированию мы приступили, немного скрипя, но гораздо быстрее, чем раньше с подписями, запустилась работа по опросу. Нужно учесть: к этим огромным действиям «в поле» добавилось осваивание ликбеза, что тоже повлияло на улучшение взаимодействия, повышение общения и в ячейках, и между ячейками. Естественно, после таких действий на школу все приехали достаточно разогретые, в определенной степени сплоченности от проделанной коллективной работы.
Ну, а на школе, в ожидании экзамена товарищеское взаимодействие еще более уплотнилось. Со всех постов, палаток, кустов можно было слышать произведения известных композиторов, отрывки литературных произведений, и наблюдалось скопление, так сказать, будущей интеллигенции. Надеюсь, что это все же будет так. Или, например, были моменты, когда ночью возвращаешься домой (в палатку), а через пост пропускают, если угадаешь, что играет. Вообще поддержка и товарищеский дух ощущались во всем, за мелкими исключениями.
Программа школы вообще была очень плотно построена на вырывание нас в реальный мир — с нормальными чувствами, нормальными действиями, на снятие барьеров и масок. Это прошибалось и тремя спектаклями, и фильмом, и тренировками. Несмотря на то, что первое обсуждение после спектакля «Крот» было безвозвратно запорото, товарищи позже вели вполне человеческие разговоры, открываясь с новых сторон, правда, это происходило уже в столовой либо по дороге в лагерь, но жизнь была, и живые обсуждения тоже были. Мы почему-то стесняемся показать то, что внутри, и думаем, что наши впечатления реальные после спектакля слишком просты и ожидается от нас чего-то этакое, и тогда начинаем нести пургу. А выходя из зала и разговаривая среди ребят, не боимся раскрыться, и интересные мысли и образы получается обсудить.
А какой замечательный выдался поход, особенно переправа через реку. Без этого было бы все слишком хорошо. Да, и отмечу, что практически не было по утрам хмурых лиц… а может, это как в мультфильме про «того, кто живет в пруду» — как можно быть хмурым и неприветливым, если к тебе приветливо и с улыбкой? Ну это все лирика, помимо этого присутствовала твердость и серьезность.
Твердость и серьезность. Да. На этой школе будто крайний призыв прозвучал. Время пришло, шутки в сторону. Об этом было сказано и в спектаклях, об этом было сказано и ребятами из Донецкой коммуны, и многие это именно так и восприняли. Да, никто не отменяет дальнейшее обучение, дальнейшее наращивание ячеек, но те товарищи, кто на данный момент в прострации, так сказать, должны уже определиться и занять свое место в «Сути времени» и в этой войне. Окончательно определиться, где они должны быть. Точно ли то, что они делают, является 100% их возможностей. А если нет, то что для этого нужно сделать?
В последний день, сидя в столовой, я долго думала о том, зачем же мы все разъезжаемся, если практически все чувствуют здесь себя другими… такими настоящими, что ли? Да, рубежи нужно защищать, с этим не поспоришь. Но не притянула ли больше бы людей к деятельности «Сути времени» такая мощная организация, когда все бы выкладывались по полной, как это происходит на школе? А увезти настрой и выкладываться так же, вернувшись домой, на работу, в какой-то заторможенный мир, — сложно. Нет той крепости в ячейках. Пока нет. Но понятно, над чем нужно работать, а это уже важно.
Хочу еще отметить лично мое ощущение от Александровского, это произошло еще с первой школы, даже чуть раньше. С первого посещения Александровского, когда мы приезжали на пару дней помогать готовить лагерь к школе. С первых минут появилось ощущение того, что ты дома. В первый раз я списала его на то, что, быть может, мне близка природа, этот мох и кустики брусники и река (я родилась и выросла, можно сказать, в лесу — на Крайнем Севере в п. Лонг-Юган), но это ощущение, что там ты дома, не оставляет и сейчас. И если становится тяжело, ты вдруг заныриваешь туда в своих мыслях и освежаешь воспоминания, и это лечит, появляется откуда-то сила для дальнейших действий в мире туманном, в мире городском и безлюбом.
В итоге после школы осталось ощущение готовности к любым поворотам, уверенность в товарищах, настрой на борьбу, только не нужно уходить в себя. Взаимодействие и командный дух нужно перенести на всю организацию, помнить, как это было на школе, и продолжать работать, поддерживая друг друга и не сбавляя темп, расти, расти и расти. Ни шагу назад!