Забастовка 27 марта ознаменовала начало новой эры в Германии

В Германии бастуют не так, как раньше. В чем новизна?

Станислав Ленц. Забастовка (фрагмент). 1910
Станислав Ленц. Забастовка (фрагмент). 1910
Станислав Ленц. Забастовка (фрагмент). 1910

В Германии самые значимые условия трудовых отношений определяются в коллективных (отраслевых) трудовых договорах, а также индивидуальных контрактах. В настоящее время в ФРГ насчитывается более 50 000 коллективных договоров для различных секторов экономики и для отдельных крупных компаний.

В 2022 году половина всех немецких рабочих была охвачена коллективными договорами, благодаря чему заработная плата и условия занятости по всей стране оказались значительным образом стандартизированы.

Каждый год обновляются около 7 тыс. коллективных договоров. Работодатели, профсоюзы, представители муниципалитетов, земельного и федерального правительства (если речь идет о госслужащих), садятся за стол переговоров и пересматривают необходимые пункты коллективных договоров.

Главные пункты коллективных договоров, которые регулярно пересматриваются, это заработная плата, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска и пенсионное обеспечение.

Переговоры, как правило, идут в несколько раундов, а между ними профсоюзы объявляют предупредительные забастовки, чтобы оказать давление на работодателей. Через какое-то время стороны находят компромиссные решения и забастовки заканчиваются до следующего периода переговоров.

При таком способе урегулирования трудовых отношений, естественно, что профсоюзы играют в Германии огромную роль.

Самой влиятельной профсоюзной организацией Германии является Немецкая ассоциация профсоюзов (Deutscher Gewerkschaftsbund, или DGB), в нее входят восемь различных профсоюзов, которые охватывают многие секторы немецкой промышленности, государственные службы, такие как полиция, а также высшее и профессиональное образование.

Перечислим входящие в ассоциацию DGB профсоюзы:

IG Metall (IGM) — крупнейшее объединение работников промышленности в Европе.

Vereinte Dienstleistungsgewerkschaft (ver.di) — объединенный профсоюз работников сферы услуг.

IG Bergbau, Chemie, Energie (IG BCE) — профсоюз, объединивший Союз химиков, бумаги и керамики, Кожаный союз, и Союз горнодобывающей промышленности и энергетики.

IG Bauen-Agrar-Umwelt (IG BAU) — профсоюз, работающий в секторах строительства и инжиниринга, строительных материалов, уборки зданий, управления объектами, садоводства, лесного и сельского хозяйства.

Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststätten (NGG) — профсоюз производителей продуктов питания, напитков и кейтеринга.

Eisenbahn- und Verkehrsgewerkschaft (EVG) — профсоюз железнодорожников и транспорта.

Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft (GEW) — профсоюз работников образования и науки.

Gewerkschaft der Polizei (GdP) — профсоюз полиции.

Каждые четыре года DGB проводит конгресс, на котором определяет основу будущей политики профсоюзов. DGB представляет немецкое профсоюзное движение в международных организациях, таких как ЕС и ООН.

В 2022 году коллективные переговоры проходили в Германии очень тяжело. В 2023 году ситуация легче не стала. Забастовки как инструмент давления на работодателей, не желающих пойти навстречу требованиям профсоюзов, начали проводиться все чаще и приобрели все более массовый характер. Связано это с тем, что экономическая ситуация в стране стала стремительно ухудшаться.

Основа, на которой базировался промышленный рост и высокий уровень жизни граждан Германии — бесперебойные поставки дешевых энергоресурсов из России, была выбита при помощи антироссийских санкций и подрыва трубопроводов «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2». Цены на энергоносители стремительно выросли, подхлестывая рост цен в других сферах.

Перед этим по благополучию граждан Германии уже ударила пандемия коронавируса. Затем огромной нагрузкой стал наплыв беженцев с Украины. Уровень инфляции в Германии в феврале 2023 года, по сравнению с тем же месяцем прошлого года составил +8,7%.

Экономисты германо-американской торговой палаты посчитали, что за три квартала прошлого года 5,6 тыс. немецких компаний инвестировали в США $650 млрд (50 трлн руб.). Перевести средства в США немецкие компании побудили льготы, которые пообещала предоставить промышленным предприятиям администрация президента Джо Байдена. В США устремились такие значимые для экономики Германии компании как Siemens, Volkswagen, Linde и другие.

В таких условиях работодателями и профсоюзам договориться о новых условиях оплаты труда стало чрезвычайно трудно. Работодатели не готовы удовлетворить требования сотрудников, а люди, раздраженные тем, что меры экономии, иногда даже чрезвычайной, не позволяют им сохранить уровень жизни, хотя бы отдаленно похожий на привычный, проявляют большую готовность выходить на улицу и участвовать в забастовках.

Переговоры между профсоюзами и работодателями идут по несколько раундов, между которыми профсоюзы выводят людей на улицы и устраивают забастовки.

Мартовские забастовки

В международный женский день 8 марта профсоюз Ver.di призвал выйти на забастовку женщин, работающих в государственном секторе.

9 марта Ver.di отверг коллективное предложение почтовой службы Deutsche Post, потребовал повышения зарплаты на 15% и призвал сотрудников почты к бессрочной забастовке. При этом забастовка сотрудников почты была объявлена не в первый раз: они бастовали и в январе, и в феврале.

Забастовки привели к тому, что были задержаны миллионы писем и других почтовых отправлений, однако работодатель не шел навстречу профсоюзу. Только 11 марта Deutsche Post и Ver.di сообщили, что наконец-то согласовали новый коллективный договор для 160 тыс. сотрудников почты.

В этот же день Ver.di призвал провести 13 марта предупредительную забастовку в аэропортах нескольких городов Германии, а именно в Берлине, Гамбурге, Ганновере и Бремене. Профсоюз потребовал повысить доплату для сотрудников за работу в неурочные часы.

Аэропорты Германии выходили на забастовку и раньше — еще в январе. Профсоюз выступал с требованием повысить на €500 (41,5 тыс. руб.) зарплату всем сотрудникам с годовыми контрактами. В итоге аэропорты отменили более 350 авиарейсов.

10 марта о планах уйти на забастовку объявили больницы Берлина и Бранденбурга.

17 марта предупредили о забастовке аэропорты Кёльна, Штутгарта и Карлсруэ. В целом аэропорты отменили 681 рейс, пострадали около 89 000 пассажиров.

Берлинский профсоюз работников образования и науки (GEW) призвал 18 марта учителей, социальных работников и школьных психологов объявить предупредительные забастовки. Учителя потребовали сделать классы в школах меньше, а условия работы лучше.

23 марта объявила забастовку Служба уборки Берлина (BSR).

Так как предупредительные забастовки не заставили работодателей согласиться на выдвинутые профсоюзами условия, профсоюзы Ver.di и EVG приняли решение объединить усилия и начали подготовку к общенациональной стачке 27 марта.

Ver.di повторил требование увеличить зарплату служащим государственного сектора и сотрудникам сферы услуг на 10,5%, но не менее чем на €500 в месяц. Профсоюз железнодорожников EVG потребовал увеличить зарплату на 12%, но не менее чем на €650 в месяц.

Работодатели в свою очередь утверждают, что готовы рассмотреть лишь поэтапное увеличение зарплаты до 5% при единовременной выплате работникам в €2,5 тыс.

Коллективные переговоры начались еще зимой, но компромисс достигнуть до сих пор не удалось.

Примечательно, что глава экспертного совета по оценке общего экономического развития в Германии, называемого «пятеркой экономических мудрецов», Моника Шницер поддержала объявленную на 27 марта общенациональную стачку. Шницер пояснила, что нагрузки на людей возросли из-за высокой инфляции и требования более высокой зарплаты более чем понятны.

26 марта из-за забастовки сотрудников служб безопасности и обработки багажа встал аэропорт Мюнхена, были отменены 1500 рейсов. Забастовка напрямую коснулась 200 тыс. пассажиров.

Объявленная на 27 марта всеобщая забастовка работников транспортной сферы оказалась самой крупной стачкой за последние 30 лет. В забастовке приняли участие около 2,5 млн немецких транспортников.

Работу прекратили почти все аэропорты, перестали ходить поезда дальнего следования и почти все региональные поезда, в некоторых регионах остановился весь общественный транспорт. В устье Эльбы более 20 кораблей не смогли войти в порт Гамбурга.

Профсоюзы Ver.di и EVG предупредили, что, если коллективные переговоры не приведут к договоренностям, забастовки будут продолжены после пасхальных праздников.

Привыкшие к забастовкам жители Германии с пониманием отнеслись к возникшим в результате стачки неудобствам. При этом граждане Германии не считают, что забастовка даже такого масштаба может сама стать причиной кризиса. Кризис уже на лицо и спровоцировали его не стачки. Сейчас всех волнует вопрос, каким образом участники трудового спора будут выходить из ситуации.

Работодатели ввиду объективных причин не желают, а, возможно, и не могут предложить бастующим более высокие зарплаты. Бастующие в свою очередь понимают, что рынок трудовых кадров в Германии настолько дефицитный, что замены им просто нет, поэтому они могут усилить давление на работодателей.

Известный немецкий журналист — эксперт по международным экономическим отношениям Габор Штайнгарт — пишет в журнале Focus, что забастовка 27 марта ознаменовала начало новой эры в Германии.

Все не так как раньше, потому что демографическая ситуация кардинально изменила условия на рынке труда Германии. Страх перед призраком безработицы у людей ушел. Сегодня пустых офисов, заводов и диспетчерских больше боятся работодатели, а нехватка рабочих рук стала хронической.

Раньше на немецком рынке труда предложение превышало спрос. В 2005 году безработными были 4,9 млн человек, или 11,7% всех трудоспособных.

С тех пор каждый год в Германии на пенсию выходили примерно около 400 000 человек, а заменить их оказалось некем. Возникший дефицит кадров усилил влияние профсоюзов.

Следует отметить, что впечатляющая своими масштабами забастовка проходит в Германии на фоне затянувшегося политического кризиса. Правительственная коалиция (партии СДПГ, СвДП и «Зеленые») завязли в мелких спорах и никак не могут их разрешить.

Как раз в ночь с 26 на 27 марта лидеры коалиции прозаседали в канцелярии бундесканцлера Олафа Шольца 19 часов, однако достичь договоренностей по спорным вопросам так и не смогли. Например, коалиционному комитету так и не удалось договориться о смягчении экологических требований в сфере строительства.

Кроме того, СДПГ, СвДП и «зеленые» не могут договориться по климатическим вопросам. С 2024 года «зеленые» хотят запретить установку в домах традиционных нефтяных и газовых отопительных систем, а у СвДП и СДПГ есть на этот счет сомнения.

Не могут договорится партнеры по коалиции и по реформе детского пособия. Проблема в том, что на реализацию реформы не хватает финансирования, то есть нужны новые заимствования, а вопрос об увеличении госдолга вызывает еще больше разногласий.

Таким образом, турбулентность в стране нарастает, правительство демонстрирует свою беспомощность и неспособность разрешить внутренние разногласия. Ситуацией не преминул воспользоваться председатель оппозиционной партии ХДС Фридрих Мерц. Политик тут же констатировал, что в стране налицо правительственный кризис.

Мерц раскритиковал бундесканцлера за неспособность управлять ситуацией. Лидер ХДС утверждает, что Шольц ведет себя как сторонний наблюдатель, так, как будто он не имеет никакого отношения к кризису внутри правительственной коалиции.

«Такого в Германии еще не было», — резюмировал Мерц.

Как будут развиваться события покажет время, пока же складывается впечатление, что социальное и политическое неблагополучие Германии нарастает лавинообразным образом. Процессы становятся все более масштабными, все более неуправляемыми и все более тупиковыми. При этом ответов о возможных путях выхода из кризиса нет ни у кого.

Комментарии
МК

Михаэль Кац 18:25 29.03.23

Что-то в Германии забастовки совсем без огонька, то ли дело - в Париже зажигают

Обсудить в комментариях