В Москве обсудили патриотическое воспитание в высших учебных заведениях

Смогут ли современные вузы воспитать патриотов?

Дионисий Бирюков. Студенты в новом университете. 1951
Дионисий Бирюков. Студенты в новом университете. 1951

20 декабря 2023 года состоялась межвузовская научно-практическая конференция «Организация и проведение воспитательной работы в ходе учебного процесса: состояние, пути оптимизации». Обсуждение организовала кафедра общегуманитарных дисциплин Международного юридического института. В конференции приняли участие преподаватели и студенты института, других вузов и представители общественных организаций.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Конференция «Организация и проведение воспитательной работы в ходе учебного процесса»
Конференция «Организация и проведение воспитательной работы в ходе учебного процесса»

Конференцию открыли проректор института по инновационной и научной работе, доктор юридических наук, профессор Олег Иванович Чердаков и заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук, доцент Иосиф Иосифович Грунтовский.

Грунтовский поделился своим мнением о воспитании и воспитательной работе, отметив ее многогранность и необходимость активного участия всех. Он подчеркнул, что воспитание патриота, гражданина и просто хорошего человека является сложной задачей, аналогичной выращиванию садового дерева, которое требует обрезки и направления для правильного роста.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук Иосиф Иосифович Грунтовский
Заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук Иосиф Иосифович Грунтовский

Чердаков считает, что учебный процесс должен быть направлен не только на формирование профессиональных навыков будущих юристов, но и на формирование их личностных качеств, развитие этических принципов, моральных ценностей, гражданской ответственности и профессиональной этики.

Он отметил, что воспитание патриота требует целенаправленных усилий. «Образовательные организации играют ключевую роль в этом процессе, предоставляя учащимся знания о истории, культуре и традициях своей страны. Они также помогают формировать у молодежи понимание гражданского долга, ответственности и активного участия в жизни общества», — отметил он.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Доктор юридических наук, профессор Олег Иванович Чердаков
Доктор юридических наук, профессор Олег Иванович Чердаков

Доктор юридических наук, профессор Глотов Сергей Александрович рассказал о целях государственной молодежной политики, сохранении и использовании традиционных общественных ценностей в организации и проведении воспитательной работы в вузе.

«В феврале этого года году мы отмечали 80-летие Сталинградской битвы на Мамаевом кургане со студентами Волжского филиала нашего института. Очень важно донести до молодежи историческую память. Также к нам в институт приходят сотрудники института военной истории и студентам рассказывают о Великой Отечественной войне, о юбилейных датах», — сказал Сергей Александрович.

Он отметил, что для успешного патриотического воспитания воспитатель сам должен быть воспитан.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Выступление доктора юридических наук, профессора Сергея Александровича Глотова
Выступление доктора юридических наук, профессора Сергея Александровича Глотова

Участник специальной военной операции, лейтенант, адъюнкт Военного университета Министерства обороны РФ Никита Юрьевич Соловьев выступил с докладом «Героическое и патриотическое воспитание молодежи на основе опыта участников боевых действий в СВО».

В его обязанности, как заместителя командира роты по военной политической работе, входило патриотическое воспитание военнослужащих.

Соловьев напомнил, что в специальной военной операции воюют люди разных профессий и разных национальностей. «Каждый по своему талантлив. В моей работе самому младшему солдату было всего 22 года, а самому старшему — 49 лет. И средний возраст моего подразделения был 32 года. Пытаясь оградить людей от дурных мыслей и хоть как-то разнообразить службу, вместе с командиром роты мы ввели уроки истории нашей страны», — рассказал он.

Оставаясь на передовой, где военнослужащие находятся в прямом контакте с противником, где каждый день происходят минометные обстрелы и пролетают квадрокоптеры над головой, необходимо поддерживать эмоциональное состояние бойцов.

Замкому роты приходилось быть для бойцов и психологом, и товарищем, и родным человеком. Бойцы, сталкиваясь с гибелью своих товарищей по оружию или взрывами снарядов и мин, нуждаются в моральной поддержке и осознании великой задачи, возложенной на них, отметил докладчик.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Выступление адъюнкта Военного университета МО РФ, лейтенанта  Никиты Юрьевича Соловьева
Выступление адъюнкта Военного университета МО РФ, лейтенанта Никиты Юрьевича Соловьева

«Защитники отечества знают и понимают, что означает служение своей Родине и сохранение ее истории и традиций. Они также ценят чувство плеча, взаимовыручку, веру, дружбу, преданность, надежду и любовь. Иногда всего лишь один звонок родным и близким может придать силу и уверенность, стимулируя их к выполнению самых тяжелых задач», — заявил военный.

Соловьев рассказал, что в мае 2023 года он был ранен, в течение 15 часов не мог пошевелиться и благодаря своим товарищам был спасен и доставлен в госпиталь.

«И именно люди, побывавшие на войне, будут передавать историю и свой опыт следующему поколению. Они расскажут о том, что такое война, что они видели и чувствовали, о повседневной жизни и о том, сколько смеха и сколько слез приходится на войне. Каждый вернувшийся солдат будет рассказывать свою историю детям и внукам. Великая Отечественная война затронула почти каждую семью, так и специальная военная операция, которая происходит в настоящее время, затрагивает практически каждую семью», — рассказал он.

Кавалер ордена «Мужества», командир роты старший лейтенант Андрей Геннадьевич Мануйлов рассказал студентам о героизме наших воинов при выполнении задач в ходе СВО. Сейчас старший лейтенант находится в отпуске для сдачи экзаменов в институт.

«Я был на специальной военной операции с самого начала и уже прошел половину Украины. Начали мы с Сумской области и затем перешли на Сватовское направление. Приходилось нам стоять и в рутинной обороне, которая иногда может быть утомительной. Вот почему так важны замполиты — они заместители командира в ротах, отвечающие за воспитательную работу. Хорошо подготовленные замполиты могут помочь справиться с этой рутиной», — рассказал он.

Капитан вооруженных сил республики Гвинея-Бисау, адъюнкт Военного университета Минобороны РФ, Нандингна Мануэл мора Кампал выступил с докладом «К вопросу о патриотическом воспитании в Гвинее-Бисау».

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Адъюнкт  Военного университета  МО РФ, капитан Вооруженных Сил республики Гвинея-Бисау Нандингна Мануэл мора Кампал
Адъюнкт Военного университета МО РФ, капитан Вооруженных Сил республики Гвинея-Бисау Нандингна Мануэл мора Кампал

Он рассказал о значимости патриотического воспитания в своей стране и также для других африканских стран. По его словам, в связи с процессом неоколониализма, в странах Африки наблюдается возрождение патриотизма, в том числе в Гвинее-Бисау.

Основы этого воспитания были, по словам докладчика, заложены еще во времена Советского Союза, который сыграл стратегически важную роль не только в Гвинее-Бисау, но и во многих других африканских странах. Многие офицеры и военачальники получали образование в советских военных учебных заведениях, и выпускники советских военных училищ составляют большинство офицерского корпуса во многих армиях Африки.

В условиях общемировой интеграции и глобализации патриотизм играет важную роль в сохранении и укреплении идентичности и ценностей народа. Военно-патриотическое воспитание, как часть образования и социального уклада, помогает формированию и кристаллизации чувства патриотизма, считает капитан.

«Воспитание патриотизма является задачей всего общества и каждого человека на своем месте деятельности. Все политические силы и общество в целом должны сотрудничать для формирования патриотической атмосферы и ценностей. Без патриотизма нет сильного государства и единого народа. Патриотизм способствует укреплению и развитию страны, ее культуры и благополучия народа», — отметил Нандингна Мануэл мора Кампал.

Комментарии
ico

Педагог 17:46 7.01.24

Создана методика оценивания патриотичности и методики формирования позитивной социализованности, позитивной социальной активности. Надо использовать повсеместно.

Можно показать как все это делается. Копейский политехнический колледж, Первомайский техникум, школа-интернат  # 11 г. Челябинска.

Методики апробированы и рекомендованы Минобром (2014), Минобром Челябинской области (2018, 2021). 

И что говорить о трудностях и сложностях, если методики работают и создаются новые, все более совершенные.

Профессор Молчанов

Обсудить в комментариях