Смогут ли современные вузы воспитать патриотов?
20 декабря 2023 года состоялась межвузовская научно-практическая конференция «Организация и проведение воспитательной работы в ходе учебного процесса: состояние, пути оптимизации». Обсуждение организовала кафедра общегуманитарных дисциплин Международного юридического института. В конференции приняли участие преподаватели и студенты института, других вузов и представители общественных организаций.
Конференцию открыли проректор института по инновационной и научной работе, доктор юридических наук, профессор Олег Иванович Чердаков и заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук, доцент Иосиф Иосифович Грунтовский.
Грунтовский поделился своим мнением о воспитании и воспитательной работе, отметив ее многогранность и необходимость активного участия всех. Он подчеркнул, что воспитание патриота, гражданина и просто хорошего человека является сложной задачей, аналогичной выращиванию садового дерева, которое требует обрезки и направления для правильного роста.
Чердаков считает, что учебный процесс должен быть направлен не только на формирование профессиональных навыков будущих юристов, но и на формирование их личностных качеств, развитие этических принципов, моральных ценностей, гражданской ответственности и профессиональной этики.
Он отметил, что воспитание патриота требует целенаправленных усилий. «Образовательные организации играют ключевую роль в этом процессе, предоставляя учащимся знания о истории, культуре и традициях своей страны. Они также помогают формировать у молодежи понимание гражданского долга, ответственности и активного участия в жизни общества», — отметил он.
Доктор юридических наук, профессор Глотов Сергей Александрович рассказал о целях государственной молодежной политики, сохранении и использовании традиционных общественных ценностей в организации и проведении воспитательной работы в вузе.
«В феврале этого года году мы отмечали 80-летие Сталинградской битвы на Мамаевом кургане со студентами Волжского филиала нашего института. Очень важно донести до молодежи историческую память. Также к нам в институт приходят сотрудники института военной истории и студентам рассказывают о Великой Отечественной войне, о юбилейных датах», — сказал Сергей Александрович.
Он отметил, что для успешного патриотического воспитания воспитатель сам должен быть воспитан.
Участник специальной военной операции, лейтенант, адъюнкт Военного университета Министерства обороны РФ Никита Юрьевич Соловьев выступил с докладом «Героическое и патриотическое воспитание молодежи на основе опыта участников боевых действий в СВО».
В его обязанности, как заместителя командира роты по военной политической работе, входило патриотическое воспитание военнослужащих.
Соловьев напомнил, что в специальной военной операции воюют люди разных профессий и разных национальностей. «Каждый по своему талантлив. В моей работе самому младшему солдату было всего 22 года, а самому старшему — 49 лет. И средний возраст моего подразделения был 32 года. Пытаясь оградить людей от дурных мыслей и хоть как-то разнообразить службу, вместе с командиром роты мы ввели уроки истории нашей страны», — рассказал он.
Оставаясь на передовой, где военнослужащие находятся в прямом контакте с противником, где каждый день происходят минометные обстрелы и пролетают квадрокоптеры над головой, необходимо поддерживать эмоциональное состояние бойцов.
Замкому роты приходилось быть для бойцов и психологом, и товарищем, и родным человеком. Бойцы, сталкиваясь с гибелью своих товарищей по оружию или взрывами снарядов и мин, нуждаются в моральной поддержке и осознании великой задачи, возложенной на них, отметил докладчик.
«Защитники отечества знают и понимают, что означает служение своей Родине и сохранение ее истории и традиций. Они также ценят чувство плеча, взаимовыручку, веру, дружбу, преданность, надежду и любовь. Иногда всего лишь один звонок родным и близким может придать силу и уверенность, стимулируя их к выполнению самых тяжелых задач», — заявил военный.
Соловьев рассказал, что в мае 2023 года он был ранен, в течение 15 часов не мог пошевелиться и благодаря своим товарищам был спасен и доставлен в госпиталь.
«И именно люди, побывавшие на войне, будут передавать историю и свой опыт следующему поколению. Они расскажут о том, что такое война, что они видели и чувствовали, о повседневной жизни и о том, сколько смеха и сколько слез приходится на войне. Каждый вернувшийся солдат будет рассказывать свою историю детям и внукам. Великая Отечественная война затронула почти каждую семью, так и специальная военная операция, которая происходит в настоящее время, затрагивает практически каждую семью», — рассказал он.
Кавалер ордена «Мужества», командир роты старший лейтенант Андрей Геннадьевич Мануйлов рассказал студентам о героизме наших воинов при выполнении задач в ходе СВО. Сейчас старший лейтенант находится в отпуске для сдачи экзаменов в институт.
«Я был на специальной военной операции с самого начала и уже прошел половину Украины. Начали мы с Сумской области и затем перешли на Сватовское направление. Приходилось нам стоять и в рутинной обороне, которая иногда может быть утомительной. Вот почему так важны замполиты — они заместители командира в ротах, отвечающие за воспитательную работу. Хорошо подготовленные замполиты могут помочь справиться с этой рутиной», — рассказал он.
Капитан вооруженных сил республики Гвинея-Бисау, адъюнкт Военного университета Минобороны РФ, Нандингна Мануэл мора Кампал выступил с докладом «К вопросу о патриотическом воспитании в Гвинее-Бисау».
Он рассказал о значимости патриотического воспитания в своей стране и также для других африканских стран. По его словам, в связи с процессом неоколониализма, в странах Африки наблюдается возрождение патриотизма, в том числе в Гвинее-Бисау.
Основы этого воспитания были, по словам докладчика, заложены еще во времена Советского Союза, который сыграл стратегически важную роль не только в Гвинее-Бисау, но и во многих других африканских странах. Многие офицеры и военачальники получали образование в советских военных учебных заведениях, и выпускники советских военных училищ составляют большинство офицерского корпуса во многих армиях Африки.
В условиях общемировой интеграции и глобализации патриотизм играет важную роль в сохранении и укреплении идентичности и ценностей народа. Военно-патриотическое воспитание, как часть образования и социального уклада, помогает формированию и кристаллизации чувства патриотизма, считает капитан.
«Воспитание патриотизма является задачей всего общества и каждого человека на своем месте деятельности. Все политические силы и общество в целом должны сотрудничать для формирования патриотической атмосферы и ценностей. Без патриотизма нет сильного государства и единого народа. Патриотизм способствует укреплению и развитию страны, ее культуры и благополучия народа», — отметил Нандингна Мануэл мора Кампал.
Педагог 17:46 7.01.24
Создана методика оценивания патриотичности и методики формирования позитивной социализованности, позитивной социальной активности. Надо использовать повсеместно.
Можно показать как все это делается. Копейский политехнический колледж, Первомайский техникум, школа-интернат # 11 г. Челябинска.
Методики апробированы и рекомендованы Минобром (2014), Минобром Челябинской области (2018, 2021).
И что говорить о трудностях и сложностях, если методики работают и создаются новые, все более совершенные.
Профессор Молчанов