Вирус синего языка постоянно меняется, а переносчики-насекомые распространяют все новые варианты вируса по всем регионам мира

Вирус «синего языка». С какой новой проблемой столкнулись фермеры по всему миру?

Коровы на пастибще. Эжен Буден. 1888
Коровы на пастибще. Эжен Буден. 1888

Сообщения о вспышках вируса «синего языка», опасного для крупного рогатого скота, коз и особенно овец, появляются все чаще.

«Блютанг» (англ. — Bluetongue, BTV) или вирус «синего языка» передается через укусы кровососущих мошек Culicoides. Болезнь представляет серьезную угрозу для сельского хозяйства: экономический ущерб может достигать сотен миллионов евро, убытки из-за гибели животных, расходов на вакцинацию и ветеринарный контроль.

В естественных условиях к вирусу восприимчивы овцы, крупный рогатый скот, в меньшей степени заболеванию подвержены виды диких жвачных, для людей вирус не опасен. Вирус в основном убивает овец и ухудшает здоровье коров, от чего падает объем производства молочных продуктов.

Возбудителем «блютанга» является РНК-содержащий вирус, относящийся к семейству Reoviridae, роду Orbivirus. По всему миру распространено более 29 штаммов BTV.

Вирус передается от животного к животному с помощью переносчиков — насекомых. Основными переносчиками вируса являются разные виды мокрецов рода Culicoides.

В последние годы болезнь «блютанг» получила широкую огласку в связи с широким распространением по северо-западной Европе: Германии, Бельгии, Франции, Люксембургу и Дании, несмотря на то, что болезнь называют тропической, впервые «блютанг» был обнаружен в XVIII веке в Южной Африке.

Изначально считалось, что при температуре окружающей среды ниже +3 ℃ вирус погибает, а значит, болезнь не опасна для северных стран. Но, как объясняют ученые, вирус мутировал, благодаря чему появились новые штаммы, которые способны пережить зиму и при гораздо более низких температурах.

Некоторые ученые полагают, что вирус распространился из-за климатических изменений, которые способствуют миграции насекомых-переносчиков в более северные регионы. В частности, потепление климата позволяет мошкам Culicoides выживать в течение более длительного периода времени и расширять свой ареал обитания.

Особенную тревогу вызывает тот факт, что три недавно разработанные вакцины против вируса оказались малоэффективными в условиях быстро развивающейся эпидемии.

Исследование иммунитета выздоровевших животных показало, что в крови переболевших животных сохраняются не только нейтрализующие антитела, но и сам вирус BTV в течение недели, месяцев или лет после выздоровления. Причем антитела, полученные от мышей, инфицированных штаммом вируса BTV-17, были действенны только против вируса штамма BTV-17, мышей зараженных штаммами BTV-4 и BTV-20 они не спасали. Это означает, что вакцины должны содержать соответствующие штаммы вируса BTV, чтобы вызвать защиту от инфекции в естественных условиях. Наиболее распространенными в настоящее время в Европе являются штаммы BTV-1, BTV-2, BTV-4, BTV-8, BTV-9 и BTV-16.

Для предотвращения заражения вирусом BTV у овец и крупного рогатого скота были разработаны различные типы вакцин: живые (ослабленные), инактивированные и рекомбинантные вакцины. Живые вакцины изготавливаются из живых, но ослабленных вирусов, они способны генерировать сильный защитный иммунитет у вакцинированных животных. Такая вакцина использовалась со значительным успехом в Италии в начале 2000-х гг.

Недостатком живых вакцин является то, что вирус в вакцинах используется в ослабленном виде, поэтому может стать причиной заболевания и появления клинических симптомов у животных. К тому же, ослабленный вакцинный вирус из-за смешения его генетического материала с вирусом дикого типа может вновь стать опасным для животных. Так, например, в 2004 году вакцина, содержащая сразу три штамма ослабленного вируса блютанга, использовалась в Сардинии. Однако через несколько недель после вакцинации многие вакцинированные и невакцинированные овцы и козы заболели из-за заражения одним из штаммов, которые находились в вакцине.

Причиной инцидента стало недостаточное ослабление одного из штаммов вируса, использовавшегося в вакцине.

Первая инактивированная вакцина против вируса BTV, которая использовалась на практике, была изготовлена на основе единственного штамма вируса «синего языка» BTV-2. Затем была получена инактивированная вакцина против вируса другого штамма — BTV-4, а также вакцина, в которой используются сразу два убитых штамма BTV-2 и BTV-4. В 2005–2006 гг. вакцины использовались в Испании, Португалии и Италии.

Инактивированные вакцины — это класс вакцин, созданных на основе убитых или «инактивированных» вирусов, чтобы они не могли стать причиной болезни. Считается, что инактивированные вакцины более безопасны. Хотя эти вакцины имеют свои недостатки: высокая стоимость производства в связи с необходимостью получения большого количества антигена для создания вакцин. Кроме того, инактивированные вакцины обычно вызывают относительно низкую продолжительность иммунитета, что создает необходимость в ревакцинациях.

Следующим типом вакцин против вируса «синего языка» являются рекомбинантные вакцины — это новое поколение иммунных препаратов, произведенных посредством внедрения генетического материала микроорганизма, вызывающего заболевание, в ослабленный вирус, который не представляет опасности для организма.

Было создано несколько рекомбинантных вакцин, которые обладали характерными для них преимуществами: быстрое возникновение иммунитета, способность защищать одновременно от нескольких штаммов инфекции, благодаря содержанию в составе нескольких типов антигена (вариантов возбудителя одной болезни), кроме того, рекомбинантный вирус не передается другим животным.

Известны рекомбинантные вакцины, созданные на основе вируса осповакцин, со встроенными вставками белков оболочки (капсида) VP2, VP5 и P7 вируса BTV. Вакцина обеспечивала высокие титры нейтрализующих антител у овец к данному штамму.

Ранее, исследования показали, что иммунизация очищенным белком VP2 привела к выработке нейтрализующих антител и смогла защитить экспериментально инфицированных овец, продемонстрировав эффективность в качестве вакцинного антигена. Еще один белок VP5 оболочки вируса блютанга тоже индуцировал нейтрализующие антитела.

Кроме того, использование рекомбинантных вакцин на основе вирусов позволяет дифференцировать инфицированных животных от вакцинированных, что необходимо для правильной оценки распространения заболевания.

Несмотря на наличие разных вакцин от вируса блютанга, европейские фермеры жалуются, что прививки животных малоэффективны. Разработчики вакцин, в свою очередь, настаивают, что здоровые животные должны быть вакцинированы по крайней мере за три недели до заражения. Однако в нынешней ситуации широкого распространения вируса это сложная задача.

Вирус BTV постоянно меняется за счет мутаций и событий рекомбинации, новые генетические варианты вируса позволяют уходить от иммунной системы хозяев. Переносчики-насекомые способствуют эффективной трансмиссии новых вариантов вирусов в различные географические регионы.

Таким образом, участие насекомых-переносчиков в передаче возбудителя инфекции «блютанг», множественность штаммов BTV (более 29 штаммов), широкий круг хозяев, длительная вирусемия, циркуляция разных штаммов в одной и той же географической зоне и другие биологические особенности вируса создают большие затруднения в осуществлении профилактики и мер борьбы с ним. Поэтому в неблагополучных странах исключительно важное значение имеет разработка комплексной долговременной программы борьбы с болезнью.