Деньги правят Украиной? О бандеризации украинской олигархии
События на Украине часто пытаются представить как борьбу за власть олигархии — и только. При таком подходе вся идеологическая составляющая этой борьбы нивелируется. Бандеровцы объявляются марионетками олигархов, которых те используют как удобную ширму, прикрывающую их борьбу за власть и собственность.
В рамках этого подхода предлагается на нациков вообще не обращать внимания, как на явление сугубо вторичное, и обо всем договариваться с олигархами Украины. Мол, деньги правят миром, а всё остальное вторично.
Даже беглый взгляд на историю Украины последних десяти лет показывает ошибочность такого подхода.
Для начала вспомним, как это было на Майдане.
2013-й год. Янукович у власти. Украина обсуждает засилье олигархов (любимая, неизменная тема). СМИ судачат о Дмитрии Фирташе и Ринате Ахметове, донецком клане, днепропетровском и т. д.
И вот тут случается нечто, показавшее, что власть олигархов отнюдь не безусловна. Конечно, я говорю о майдане.
Напомню, что в какой-то момент олигархи, оценив политический вес майдана, стали ходить на него и заявлять о своей поддержке.
Так спонсором майдана оказывается Фирташ (один из китов режима президента Виктора Януковича; вспомним весьма влиятельную тогда «группу Фирташа»). В поддержку Майдана высказываются Виктор Пинчук (которого в те времена на Украине называли «кремлевским олигархом») и даже Ахметов (другой кит Януковича).
Пинчук говорит о Майдане: «Это дает мне огромный оптимизм относительно будущего нашей страны». Ахметов солидаризуется с Майданом: «Это здорово!»
Показательно, что 20 февраля 2014 года, в момент наиболее кровопролитных столкновений на Майдане, BBC News выпускает статью «Украинский кризис: олигархи самое слабое звено Януковича», в которой утверждается: «Бизнес-кланы — ахиллесова пята режима». Издание не только констатирует сей факт, но и оказывает давление на эту ахиллесову пяту, угрожая олигархам потерей самого дорогого — бабок, — если те не отступятся от Януковича. «Отключение европейского кислорода будет означать, что стоимость ведения бизнеса при президентстве Януковича будет слишком высокой. Это главный рычаг, который есть у ЕС и США», — пишет издание.
Олигархи поняли намек и сдали Януковича. Последний до сих пор обвиняет то одного, то другого из них в предательстве.
Тогда, во время майдана, ряд экспертов призывал не относиться серьезно к радикалам, называя их марионетками крупного бизнеса. Но кто кем управляет на самом деле?
Никакая из политических сил не горит желанием засвечивать свои источники финансирования — тема, что называется, деликатная. Однако на Украине в рамках политических войн различные кланы периодически сливают компру друг на друга. Так общество узнало много интересных подробностей о связях олигархии с радикалами.
Эти связи были установлены задолго до майдана-2014. В конце нулевых радикалы имели прочные связи с олигархами Украины: Фирташ финансирует Олега Тягнибока и его нациков из «Свободы», Арсения Яценюка (ставка австрийского монаршего дома Габсбургов на Украине) и Виталия Кличко из УДАРа. Игорь Коломойский и Леонид Черновецкий финансируют ту же «Свободу». Есть даже данные о том, что «Свободу» финансировал Ахметов. Пинчук финансирует «героев» Майдана Яценюка и Кличко (последнего называют человеком Пинчука).
Казалось бы, что может быть общего у представителя режима Януковича Фирташа и главного борца с этим режимом лидера «Правого сектора»* Дмитрия Яроша? Однако тогда же, в марте 2014 года, «Украинская правда» публикует материал, доказывающий, что Фирташ финансировал Яроша.
Бандеровский переворот резко меняет расклад политических сил на Украине. Уже к апрелю 2014 года становится очевидно, что олигархи, стоявшие за Януковичем (но ходившие на Майдан, как Фирташ и Ахметов), после переворота явно теряют власть. А значит, и деньги: состояние Фирташа сократилось с 2013 по 2016 год в 5 раз. И даже нечто большее: сразу после бандеровского переворота Фирташа по запросу ФБР задержали в Вене по подозрению во взяточничестве и создании преступного сообщества. Фирташ проживает безвыездно в Вене, отпущенный под залог. Его несколько раз пытаются экстрадировать в США. Дело до сих пор не закрыто.
Отметим, что Ахметов тоже сильно проиграл от «недостаточной» поддержки майдана. Его не только отодвинули от власти после падения Януковича. Переворот серьезно сказался на его капиталах: с 2013 по 2017 год состояние Ахметова сократилось почти в 4 раза. Но, в отличие от Фирташа, Ахметову удалось остановить падение и начать отыгрывать позиции уже к 2018 году.
Майдан показал, что идеологически накаленная плотная группа, по крайней мере в момент политической турбулентности, оказывается гораздо весомее, чем «деньги». Более того, «деньги» приходят к ней на поклон. Конечно, рассчитывая отыграть свои позиции назад, когда буря утихнет.
На волне майдана к кормилу власти приходит еще один олигарх — Петр Порошенко. Этот вовсю разыгрывает националистическую карту и даже осмеливается цитировать с трибуны Верховной рады отъявленного нациста, духовного отца бандеровского движения Дмитрия Донцова, и называть себя его последователем.
В 2014 году окончательно оформляются также и бандеровские пристрастия олигарха Коломойского. Он не только на волне майдана становится главой Днепропетровской области. Коломойский, действуя в связке с главой МВД Арсеном Аваковым, создает националистические батальоны, финансирует их, освещает их деятельность в СМИ. Коломойского, подчеркнем, даже вносят в список террористов в США. Это те самые батальоны, которые ринулись весной 2014 года в Донбасс резать русских и прославились там своими бесчинствами.
Майдан и формирование нацбатальонов сильно смещают соотношения политических сил на Украине. Роль националистов во власти резко возрастает. Они раз и навсегда перестают быть маргиналами. Вспомним хотя бы правительство Яценюка с обильно представленными в нем радикалами из Свободы, УДАРа и прочих группировок! Ярош на излете Майдана требует себе под контроль чуть не все силовые структуры Украины (правда, всё же их не получает). Но главой СБУ становится «ударовец» Валентин Наливайченко, работающей в глубокой сцепке с Ярошем.
После неудач украинской армии в Донбассе в июле-августе 2014 года — вспомним хотя бы Дебальцевский котел — власть Порошенко в Киеве стала шататься. Радикалы, разгневанные военными неудачами, начинают задумываться о новом перевороте в Киеве — на этот раз уже против Порошенко. Ярош обещает отправить своих бойцов в Киев штурмовать власть. В сентябре 2014 года Борис Филатов, заместитель Коломойского, заявляет о возможном «походе добровольцев на Киев» (добровольцев = нациков).
В ноябре 2014 года The Economist публикует статью, в которой сообщает, что нацбатальоны готовятся создать «параллельное министерство обороны», которое будет координировать работу нацбатальонов и возьмется выиграть войну в Донбассе. С этой силой, подчеркивает The Economist, глубоко связаны Аваков и Коломойский.
До нового переворота тогда дело не дошло. Однако украинские радикалы до сих пор уверены, что Порошенко в тот момент специально «жег» националистов в Донбассе, опасаясь потерять власть.
Об изменении соотношения сил олигархии и радикалов во власти Украины после майдана красноречиво говорит следующий сюжет.
В конце декабря 2016 года Пинчук публикует в The Wall Street Journal статью, где заявляет о необходимости пойти на компромиссы с Москвой. В этой статье Пинчук предлагает отложить процесс евроинтеграции на неопределенный срок, отказаться от курса на вступление в НАТО. А также фактически признать новую власть в ДНР и ЛНР и смягчить позицию по Крыму.
Реакция радикалов была незамедлительной. Ярош, который в то время был депутатом Рады, заявляет «о вражеских и антигосударственных заявлениях компрадорского паразита Пинчука». И этим Ярош не ограничивается: он подает на Пинчука заявление в СБУ. СБУ заводит против Пинчука дело о содействии терроризму и посягательстве на территориальную целостность Украины.
Пинчук в ответ спешно печатает опровержение своей статьи, где жалобно блеет, что его-де неправильно поняли, и вообще во всем виноваты американцы, которые сократили его статью, исказив ее смысл. То есть Пинчук полностью открещивается от всех своих первоначальных тезисов.
Так кто кем управляет: олигархи радикалами, или всё-таки наоборот?
Следующая веха — приход к власти нынешнего президента Украины Владимира Зеленского. Ни для кого не секрет, что его воцарение обеспечил именно наиболее бандеризированный олигарх Коломойский. В связи с этим многие еще недавно были склонны рассматривать процессы на Украине, исходя из матрицы: противостояние бандеровца Коломойского и его якобы пророссийского оппонента Ахметова.
Ахметов действительно был в контрах с некоторыми нацбатальонами — хотя бы потому, что там было высоко влияние Коломойского. Его даже обвиняли в финансировании гражданского сопротивления нацизму Донбасса. Но это вовсе не означает, что он хоть в какой-то мере может быть рассмотрен как антибандеровец.
Еще в феврале 2018 года, то есть за год до прихода к власти Зеленского, в Сети появляются материалы, доказывающие связи Ахметова с нацистами. Оказывается, что Ахметов не просто финансирует одну из наиболее одиозных нацистских структур — батальон «Азов»*. Его связи с Андреем Белецким — создателем «Азова»*, «Нацкорпуса»* и других нацистских структур — оказываются гораздо глубже. Ахметов отдает под контроль Белецкого охрану своей корпорации ДТЭК.
Чтобы оценить важность такого назначения, вспомним, что в 1990-х у российского олигарха Владимира Гусинского начальником аналитического отдела (отметим, не чуждого и охранных функций) был бывший глава 5-го управления КГБ Филипп Бобков. Это как раз тот случай, который в политике обычно называют «хвост виляет собакой». А еще за год до этого, в 2017 году, СМИ пишут, что оппонент Ахметова Коломойский финансирует «Правый сектор»*, а другой олигарх, Александр Фельдман, финансирует опять-таки «Азов»*.
Кто-то предположит, что олигархи, воюя между собой, пытаются подмять под себя разные нацистские группы и стравить этот силовой ресурс. Не тут-то было!
В марте 2017 года крупнейшие нацистские структуры на Украине: «Свобода» Тягнибока, «Нацкорпус»* Белецкого и «Правый сектор»* Яроша — объединяются для того, чтобы идти в Раду единым списком. В коалицию входит даже одна из «дочек» ОУН*, так называемый Конгресс украинских националистов (КУН) и откровенные нацисты-погромщики C14*. Они заявляют о снятии противоречий и выпускают «Националистичный манифест».
Требования именно этого Националистичного манифеста позже последовательно фактически воплотил в жизнь президент Зеленский, эскалируя отношения с Россией. Приведем лишь несколько пунктов:
3 пункт. «Признать Российскую Федерацию государством-агрессором на всех уровнях мировой дипломатии. Разорвать дипломатические отношения, блокировать оккупированные территории, прекратить деятельность российского бизнеса в Украине, применить санкции к российскому капиталу, товарам и услугам». Ну как в воду глядели. Всё это сегодня налицо.
4 пункт. «Вернуть право на восстановление ядерного потенциала как фундаментальной основы национальной безопасности в связи с нарушением Будапештского меморандума». Именно этого требовал Зеленский на последней Мюнхенской конференции по безопасности.
6 пункт. «Законодательно закрепить право на вооруженную защиту и свободное владение оружием». Вот они, отряды теробороны и десятки тысяч автоматов, бесконтрольно розданных в Киеве.
8 пункт. «Очистить от вражеской пропаганды украинское информационное пространство. Культивировать традиционные ценности, укреплять национальное сознание и достоинство. Обеспечить украинскому языку статус единого государственного».
Что такое украинская пропаганда, мы узнали в последние дни: что называется, и Геббельсу такое не снилось. Что же касается языка, то Зеленский тоже сполна выполнил эту программу. С минувшей осени русские издания на Украине должны дублироваться на украинском или будут тут же закрыты. А прошлым летом Зеленский пошел даже дальше «Националистичного манифеста»: выпустил закон о коренных народах, где русских вывели из списка коренных народов Украины. Что само по себе является законодательным оформлением геноцида русских на Украине.
20 пункт. «Содействовать созданию единой поместной церкви с центром в Киеве». Это выполнил еще Порошенко, создав православную раскольничью церковь Украины, полностью порвавшую с Московским патриархатом и ушедшую под Константинополь.
Как мы видим, украинская власть и бизнес всё более попадают в зависимость от неонацистов. Власть последовательно проводит в жизнь их курс на радикальную русофобию, являющуюся ядром бандеровской идентичности.
Но вернемся к Ахметову.
В сентябре 2020 года СМИ вновь публикуют материалы, доказывающие, что Ахметов финансирует «Нацкорпус»** Белецкого: «Ультранационалистическая партия Андрея Белецкого давно „присела“ в карман донецкого олигарха», — пишет FromUA. В этом же материале говорится, что «Нацкорпус»* получает финансирование от многих олигархов, но «самый большой подряд — у структур Ахметова».
Цель Ахметова, по версии издания, — давление на Виктора Медведчука, начавшего стремительное наступление на власть в 2019 году (после многих лет политического небытия) и угрожавшего позициям Ахметова (как в бизнесе, так и во власти). Как мы помним, давление было весьма успешным: Медведчука в мае 2021 года обвинили в государственной измене, а летом 2021 года отправили под домашний арест.
Отметим, что, по версии texty.org.ua, тесные отношения с «Азовом»* у Ахметова были уже в декабре 2014 года, когда азовцев* направили охранять завод «Азовсталь», принадлежащий олигарху. Тогда же «Азов»* охранял и ахметовский комбинат «Запорожсталь» в Запорожье.
Между тем многие продолжали воспринимать происходящие в украинской власти пертурбации как конфликт Коломойского с Ахметовым. Внешне всё так и выглядело.
Закон об олигархах, явно направленный против Ахметова (Коломойский позднее сказал, что ему этот закон выгоден)… Отставка спикера Рады Разумкова (бывшего соратника Зеленского), его сближение с Ахметовым и создание новой оппозиции — как контратака ахметовской группы… Наконец, сенсационное заявление Зеленского 25 декабря 2021 года, что Ахметов готовит государственный переворот.
Режим Зеленского к началу декабря оказался в тупике. Как говорится, «если хода нет, ходи с бубей». На Украине такими «бубями» являются бандеровцы. К ним на поклон и пошел Зеленский (и ранее отнюдь не чуждый им).
Еще в ноябре 2021 года советником главкома ВСУ становится Ярош. Его официальная задача: развернуть сеть нацбатальонов в ВСУ ввиду возможного конфликта с Россией. Сам Ярош на протяжении последних двух лет занимался внедрением нацистов в низовые структуры, такие как территориальная оборона.
Если мыслить в логике «деньги правят миром» и рассматривать происходящее на Украине сугубо как конфликт Коломойского с Ахметовым, то естественно ожидать, что сразу после начала спецоперации по денацификации Украины Ахметов выступит против режима Зеленского или хотя бы мягко дистанцируется от него.
Но не тут-то было! Ахметов в середине февраля, накануне спецоперации по денацификации, в тот момент, когда многие украинские бизнесмены бежали из страны, — прилетает на Украину и дает пресс-конференцию в Мариуполе. На ней он заявляет, что прилетел, чтобы вместе со своим народом «разделить волнения и тревогу» ввиду возможного конфликта с Россией. Ахметов заявляет, что его цель — «сильная, мирная, единственная, красивая и успешная Украина».
23 февраля, за несколько часов до начала операции по денацификации, Ахметов успевает слетать в Киев, встретиться там с Зеленским и «помириться» с ним (определение из украинских СМИ), то есть присягнуть на верность режиму. Зеленский выплачивает ему долги, а Ахметов объявляет о миллиардных инвестициях в экономику Украины. В частности, Ахметов обещает авансом выплатить миллиард гривен налогов — то есть попросту передать их режиму Зеленского.
«Наша главная цель — защитить наш суверенитет, защитить нашу целостность, защитить нашу независимость», — говорит Ахметов по результатам встречи с Зеленским. О его новой дружбе с режимом говорят следующие слова Ахметова: «Мы готовы помогать правительству, мы готовы помогать городам нашего присутствия» (то есть там, где он имеет бизнес).
Тогда же, 23 февраля, Ахметов призывает вернуть Донецк и Донбасс в целом в состав Украины: «Счастливый Донецк, счастливый Донбасс может быть только в единой Украине. Если он не будет в единой Украине, я, к сожалению, хочу сказать — это будет несчастный Донбасс». Подчеркну, что он это говорит уже после того, как ВСУ начали силовое обострение в Донбассе, а руководство ДНР и ЛНР предприняло эвакуацию населения.
К 4 марта Ахметов передает на «гуманитарные нужды» (по ряду источников, он финансирует и ВСУ) 300 млн гривен. Кроме того, Ахметов обещает обеспечить части ВСУ и другие силовые структуры в Киеве, Донецкой и Днепропетровской областях бесплатной электроэнергией.
Ну и хватит, пожалуй, об Ахметове. Очевидно, что он полностью переметнулся к Зеленскому, как ранее это сделал его оппонент Коломойский. И оба они стали опорой бандеровского режима в условиях операции России по денацификации Украины. Про Порошенко я и не говорю: экс-президент постоянно позирует с оружием в руках на фоне украинских военных. Даже невыездной Фирташ засветился в СМИ с просьбой выпустить его из Вены, чтобы он мог прибыть на Украину «в это кризисное время».
В качестве эпилога приведу последнее заявление главы ДНР Дениса Пушилина, которое вышло только что: боевики «Азова»* взорвали в Мариуполе, вотчине Ахметова, жилой дом, под обломками оказалось 200 мирных граждан, их судьба на текущий момент неизвестна.
Что ж, финансовый капитал и прежде, например, при Гитлере, считал, что именно он будет управлять и властвовать — и ошибся. Сила денег беспредельна только при определенных, весьма узких — либерально-демократических — границах. Когда же страной управляет жесткая тоталитарная власть, да еще идеологически заряженная, капитал послушно исполняет всё, что ему прикажут.
Всё получилось по Пушкину — на самоуверенное «Всё куплю — сказало злато» такая власть отвечает: «Всё возьму — сказал булат».
* — Организация, деятельность которой запрещена в РФ.
** — Организация, деятельность которой запрещена в РФ.