Ленин — это великий диалектик и великий гуманист. Интервью
Сохранение и защита памяти о Ленине нужны не столько для защиты рабочего класса, сколько для защиты человеческой цивилизации и Истории как таковой, заявил член «Творческой лаборатории марксизма» при социально-педагогической группе «Форпост» Кочетов Александр Ефимович в своем интервью ИА Красная Весна по случаю 150-летия со дня рождения Владимира Ленина.
ИА Красная Весна: Каким способом можно отнестись к фигуре Ленина, чтобы достичь национального единства?
— Ленин — это, прежде всего, великий диалектик. И в то же время он великий гуманист, который сделал все, чтобы Россию сохранить, приумножить ее богатства. Благодаря запущенному им процессу ротации кадров столько было открыто замечательных людей и из интеллигенции, и из рабочего класса, и из крестьянства. Здесь нельзя уже отделить Ленина от Сталина, но то, что этот великий поход начал Ленин, — это несомненно.
Кстати, именно от Ленина идет уникальное качество нашего советского руководства — система обратной связи, когда любой гражданин мог получить ответ на свое обращение к самому высокому руководителю, что, кстати, опровергает клевету об антидемократичности советской власти.
Мы должны помнить, что он защищал общечеловеческие ценности, что и во время войны он шел на всевозможные компромиссы, чтобы избежать ее и спасти народы всего мира — и людей, и культуру, и язык, чтобы добиться справедливого мира и справедливых границ, не унижающих национальное достоинство.
ИА Красная Весна: Расскажите о Вашем отношении к тому, как тему Ленина преподают в наши дни в школах и вузах?
— Безусловно, преподавать тему Ленина надо, потому что проходить мимо того, благодаря чему мы все живы, это… Вы знаете, я где-то сторонник альтернативной истории — не потому, что надо без конца все пересматривать, а потому что мы должны понимать: то, что произошло когда-то, могло бы произойти и совершенно по-другому, если бы не были предприняты соответствующие меры, усилия и т. д. — вот это очень важно!
Если бы не та ленинская гибкость, зоркость и перспективность мышления — если бы они не были проявлены, то тогда вполне возможно та империалистическая война, которая так неожиданно закончилась тем, что мы потеряли империю, могла бы нас в итоге оставить и без родины, и без государства, и без всего.
С этой точки зрения, Ленин — это пример того, как можно выйти из тяжелейшего политического положения. Ленин показал нам пример политического маневра — он умело разделял силы своих противников, заключал союзы там, где нужно, и, напротив, наносил удары там, где был враг.
Под руководством Ленина мы не потеряли государство, а, напротив, вновь его обрели.
Все эти уроки, которые Ленин нам дал: и тактические, и стратегические, — обязательно следует помнить и передавать следующим поколениям.
Помните слова Маяковского «я планов наших люблю громадье»? Дело ведь не в том, что это красивые планы, эффектные планы — дело в том, что они сплачивают и погружают огромную массу народа в достижение очень большой цели. И они видят: вот и лампочка Ильича и наши трактора… Да господи боже ты мой, как же можно это не преподавать?
Помните слова Мазепы в «Полтаве»: «Но не ему вести борьбу с самодержавным великаном»? Он говорил о Карле XII и о Петре Великом — создателе первой Российской империи. И вот такими же великанами были Ленин и Сталин. Поэтому, конечно, это надо изучать, причем нередко художественные произведения дают не меньше уроков полезных, чем архивная информация.
ИА Красная Весна: Если бы Вы были президентом России, то что бы Вы считали правильным сделать в день 150-летия В. И. Ленина для себя лично и для страны в целом?
— Для страны в целом надо прямо сказать, что под руководством Ленина мы совершили наши достижения — так, что не потеряли государство, а, напротив, вновь его обрели. И благодаря ему мы обрели культурную образованную интеллигенцию высочайшего класса. И систему здравоохранения, кстати, тоже — ведь Семашко был одним из соратников Ленина.
Мы должны сказать, что этот комплекс великих достижений мы не имеем право терять, а должны развивать.
А что касается тех путей, методов… Никто не обязывает нас просто слепо повторять всё, что делал Ленин. Мы должны спокойно вычерпывать то, что полезно, и брать в практику.
Сейчас планировать разучились даже министры.
Вот, например, Госплан и то, что план становится законом. Более 10 лет назад Дмитрий Медведев начал национальные проекты — а где они? Нет плана-закона, вот и денег на них нет, и ничего там не получается. Если бы все это принималось всерьез, то за 10 лет, по меньше мере, у нас была бы возрождена система здравоохранения и образования, да и вообще все.
Повторяю, без большой перспективной цели ничего не будет — а Ленин как раз и дал образец того, как надо ставить эти цели, не боясь того, что сейчас мы и в голоде, и в холоде, и в нищете.
Вот, например, знаменитое стихотворение Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»: «Лежат в грязи рабочие… промокший хлеб жуют. И слышен шепот гордый „Через четыре года здесь будет город-сад“». Это народ рабочий планировал, понимаете? Вот ведь в чем дело — сейчас мы разучили планировать даже министров.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в XXI веке имя Ленина будет забыто или наоборот будет становиться все более актуальным по мере того, как человечество заходит в глобальный тупик?
— Нет, никто не забудет. Разве кто-нибудь забудет Великую Победу? Разве кто-нибудь забудет, что страна, в которую рвутся люди даже и сейчас, была заложена им?
В тех областях, где не прошелся, что называется, «ельцинский топор», есть же люди и есть те ручейки, которые до сих пор текут, несмотря даже на усилия всех наших так называемых «партнеров».
То хорошее, что было сделано Китаем, показывает нам пример, что если бы мы могли сочетать перспективность мышления с благородной революционностью социалистической цели, то тогда наше дело бы победило.
Сегодня уже назрели не классовые конфликты, а цивилизационные.
Здесь, конечно очень важно, чтобы мы сами идею развивали. А то ведь говорят: «русские сами это отбросили да наплевали» и т. д. Предателей, к сожалению, хватало везде и всегда. Но по тому лучшему, что есть и что кому удавалось, мы видим, что эта идея жива. Так что не будем бояться за память о Ленине.
Но я пришел к такому неутешительному выводу, что на сегодняшний день мы имеем исторический реванш фашизма, надеюсь, временный. Получилась ситуация, при которой сейчас назрели не классовые конфликты, а цивилизационные.
Те, кто выступают сейчас в поддержку левого движения, в поддержку ленинских принципов, они уже сейчас, фактически, являются не столько защитниками рабочего класса, советских идеалов и т. д., сколько защитниками цивилизации как таковой.
Мы потеряли государство, когда потеряли систему ценностных ориентиров.
Мы видим, что несмотря на, казалось бы, выигрышное положение после 91-го года, империализм оказался в положении того, кто затащил человечество туда, откуда ни он не имеет выхода, ни все остальные.
Фактически, ключ к победе сейчас — в руках именно левых сил, если они обретут свою мобильность и — самое главное — прежнюю целеустремленность, которая была во времена Ленина.
На мой взгляд, главный вопрос наш — целеполагание и возвращение системы ценностных ориентиров, системы, которая очень хорошо была построена во времена становления советской власти. А потом, когда ориентиры были утеряны, мы потеряли и государство — в этом причина краха СССР. Но мы надеемся, этот крах не будет последней точкой в Истории.
Если у кого-то и есть эта система, которую можно восстановить, то она в руках большевиков и их преемников. Вопрос в том, кто будет сейчас этими преемниками?
ИА Красная Весна: Большое спасибо за интересную беседу, Александр Ефимович.