Бурлящая стихия против крепких корней. Чем удивила выставка живописи в Перми?
С 6 по 15 марта в Перми прошла международная художественная выставка «Арт-Пермь — 2020», на которую съехались сотни участников из разных городов России, Италии и Испании.
Кроме того, посетители выставки смогли увидеть работы одного из ярчайших представителей русского авангарда начала XX века Василия Кандинского.
Чем запомнилась «Арт-Пермь — 2020» корреспондент ИА Красная Весна попросил рассказать куратора экспозиции, оперного певца Кирилла Попова.
ИА Красная Весна: Кирилл Александрович, что, по-вашему, нового, интересного и необычного было представлено на выставке?
Кирилл Попов: Для расширения географии фестиваля «Дни Италии на Урале» мною в Пермь привезена коллекция итальянского художника из Палермо Мелькиорре Наполитано.
Когда художник начал выставляться в России, его творчество сразу было признано как российскими знатоками живописи, так и широкой публикой. По некоторым отзывам, «оно производит глубокое впечатление, которое даже не хотелось бы переводить в словесные образы».
Конечно, у российской публики художник и его сицилийское происхождение сразу соединяются в сознании: «Да, сразу видно, что это Сицилия». Хотя творчество художника напрямую с Сицилией не связано. Но действительно, по мнению посетивших «Арт-Пермь» профессионалов, эта экспозиция концептуально очень отличается от всего, что представлено на выставке.
Вероятно, здесь работает и тематика, то есть тема корней и вулканов как отражение внутреннего мира человека: основательного и бурлящей стихии. И отличающийся от российского менталитет автора, сицилийца. Итальянский павильон погружает посетителей в атмосферу особой стилистики и цветового воздействия. В этом плане экспозиция как никогда вписывается в тематику всей выставки «Расцвет».
ИА Красная Весна: В чем особенность творчества Наполитано?
Кирилл Попов: Работы достаточно ярки, но цвет у Наполитано гармонично наполняет формы. Яркость работ сама по себе и синергия с цветом не являются самоцелью. Цвет скорее призван отразить размышления автора.
Если приглядеться к деталям, то окажется, что в ряде работ цвет у Наполитано во многом дискретен (то есть присутствует некрупными сплошными участками). И общее, иногда однозначное, цветовое впечатление от работы складывается из множества отдельных элементов.
Особенность восприятия работ характеризует техника их выполнения: сочетание цвета и объемной фактуры. На выставке представлены работы из циклов «Корни» и «Вулкания» (Вулкания — это область потухших вулканов во Франции). Надо сказать, что в обоих циклах художник показывает то, что скрыто в глубине. Корни, старающиеся вырваться наружу, или напряженные структуры вулканических пейзажей. Некоторую внутреннюю силу, не всегда открыто выражающуюся внешне. То есть отражение внутренней жизни, сдерживаемой и старающиейся освободиться.
В этой связи хотелось бы привести отзыв от одного из посетителей выставки: «Очень затронуло глубиной и природно соединяет с силами жизни, когда смотрела, держала руку на сердце, ощущая прикосновение к чему-то важному». Особенно бурно обсуждает работы молодежь. Молодым экскурсантам предлагалось сделать выбор, с какой работой они могут себя проассоциировать.
Следует отметить трудоемкость и многоэтапность создания этих работ на бумаге ручного литья, в которых присутствуют объемные, вылепленные вручную элементы или тиснение изготовленной для конкретной работы формой, а также всевозможная аппликация.
ИА Красная Весна: Какие еще экспозиции на «Арт-Перми» произвели на Вас сильное впечатление?
Кирилл Попов: Вся выставка-ярмарка «Арт-Пермь» продемонстрировала достаточно высокий художественный уровень и, начиная с экспозиции Кандинского, вышла далеко за рамки обычной ярмарки. Она наполнена концертами, мастер-классами и лекциями кураторов. На ней присутствуют художники и скульпторы, представляющие совершенно различные направления искусства.
Здесь и абстракция, и работы, тяготеющие к примитивизму, такие как у Юлии Киракосян, молодой, но очень узнаваемой московской художницы, представленной здесь московской галереей Экспо-88, и масштабные декоративные конструкции, и работы академического направления, а также социальные проекты.
Например, «Липам жить» от Центра городской культуры, или работа профессионального скульптора Юрия Шикина с детьми-пациентами онкоцентра, где дети лепят модели бронзовых скульптур (проект «Детский лепет»). Поэтому наша экспозиция картин Наполитано стала весьма органично одним из концептуальных «узлов» общей выставки, своеобразным «островом Сицилия».
И, конечно, на открытии, в дополнение к общему итальянскому образу экспозиции, в моем исполнении прозвучала известная песня «O sole mio», являющаяся символом Италии
Лично я очень рад, что здесь я познакомился со многими образцами искусства художников Перми — очень мощного пласта, и мы со своей экспозицией несомненно внесли свой вклад в культуру города. Замечу, что наша выставка прошла под патронатом Итальянского института в Москве. Это своеобразная марка, знак качества, присваиваемый только лучшим образцам итальянского искусства на официальном уровне. Только жаль, что художник не смог выехать к нам из Италии в связи с пандемией коронавируса.
Италия, конечно, всегда присутствует в работах российских художников. В частности, на данной выставке представлены завораживающе-гипнотические работы башкирского художника Александра Заярнюка, посвятившего много времени итальянским пейзажам, выполненным в пастозной технике. Интересно, что работы этого художника — серия портретов Юрия Шевчука и сам художник снимались в фильме «Уфа-Ленинград. Обратный билет», посвященном этому известному рок-музыканту.
Надеюсь, наша выставка в Перми произвела неплохую затравку благодаря представленному нами итальянскому художнику и положит здесь начало нашим новым проектам с различными национальными культурами.