Для чего татарской элитой в качестве «национальных героев» преподносятся агенты иностранных разведок, коллаборационисты, идеологи разрушения России, работавшие на обострение межнациональных отношений в нашей стране?

Татарский «Прометей»

В Республике Татарстан (РТ) часть местной элиты продолжает борьбу за отмененное осенью 2017 года федеральным центром обязательное изу­чение в школах татарского языка (которое осуществлялось в ущерб русскому). Некоторые республиканские СМИ по-прежнему ведут информационно-пропагандистскую кампанию, направленную на «защиту татарской идентичности» (притом, что никто на эту идентичность не посягает, а федеральные власти просто пытаются учесть интересы порядка 40 % русскоязычного населения республики). И при этом все чаще в своих выступлениях отдельные представители власти и националистических организаций Татарстана адресуются к национальным авторитетам, работавшим в свое время на подрыв российской государственности.

Так, 3 августа 2017 года на Всемирном конгрессе татар, проходившем в Казани в самом начале специально инспирированной местными властями кампании «по защите национального языка», глава Татарстана Рустам Минниханов заявил: «Сегодня татарский мир богат именами, получившими широкую известность в мире и России. Нас объединяет то, что мы татары... Оставившие глубокий след в истории Гаяз Исхаки, Садри Максуди... целая плеяда деятелей культуры и искусства, наши ученые хорошо известны в мире». (Обратим внимание на то, что в своем выступлении глава республики упомянул сторонников отделения Татарстана и Башкортостана от России, идеологов такого известного в XX веке проекта по построению национального государства башкир и татар, как «Идель-Урал».)

А 20 февраля 2018 года в Казани активисты националистической организации Союз татарской молодежи «Азатлык» выступили с требованиями «создать в столице республики музей, посвященный одному из главных идеологов современной татарской государственности Гаязу Исхаки и установить ему памятник».

Рассмотрим самые «яркие» эпизоды из биографии татарского писателя и публициста, одного из лидеров национального движения Гаяза Исхаки (1878–1953), 140-летие которого было отмечено в Татарстане 23 февраля.

В начале ХХ века сын сельского муллы, начинающий писатель Г. Исхаки был известен как (состоявший в партии эсеров) непримиримый борец с царским режимом. За революционную деятельность он неоднократно подвергался аресту, отбывал ссылку в Архангельском крае. Борьба против царизма нашла отражение и в литературном творчестве писателя. Например, в одном из своих романов «Вымирание татар через 200 лет» автор рисует трагическую картину «гибели татарской нации», исходя из бедственного положения своего народа в Российской империи в начале ХХ века. (Отметим, что среди татарской интеллигенции довольно часто обсуждается именно эта, так называемая пророческая книга.)

С 1917 года (после Февральской революции, а затем — победы большевиков в октябре 1917) в России резко активизировались силы, стремившиеся к созданию национально-культурной автономии татар Поволжья и Урала, а в дальнейшем к отделению данных территорий от России. Для этих целей татарскими националистами были созданы новые органы власти, куда входил Г. Исхаки и С. Максуди (выступавшие за создание отдельного самостоятельного Штата «Идель-Урал»).

Победа большевиков в Гражданской войне и установление советской власти в Поволжье и на Урале поставили крест на реализации сепаратистских планов Г. Исхаки (который оказался в 1920 году в эмиграции).

Тогда же, в 1920-м году, в Париже, Исхаки создает «Комитет независимости Идель-Урала». А с 1926 года он, при поддержке военного министра и премьера Польши Ю. Пилсудского (с которым татарский писатель познакомился еще 1912-м в архангельской ссылке), принимает участие в создании движения «Прометей», куда вступали представители так называемых малых народов бывшей Российской ммперии. Целью организации «Прометей» было расчленение Советской России по границам национальных республик — создание отдельных государств: Белоруссии, Украины, Грузии, Азербайджана, Армении, Туркестана... Предполагалось разрушить и самую большую республику — РСФСР (подразумевалось отторжение территорий Карелии, Коми, Крыма, Кубани, Дона, Северного Кавказа, «Идель-Урала»).

В 1927 году во Франции на русском языке выходит программное произведение Г. Исхаки «Идель-Урал», где рассматривается история тюркоязычных народов (в том числе турок, татар, башкир и чувашей) в регионе Поволжья и Предуралья от древних времен до «русского ига». При этом автор настаивает на выделении территорий, населенных тюрками, в независимое от России государство Идель-Урал. (Забегая чуть вперед, отметим, что идеи пантюркизма (политической консолидации тюркских народов) развивали еще два соотечественника Г. Исхаки (также, как и он, похороненные в Турции) — это Садри Максуди и Юсуф Акчура, в 1920-е годы принимавшие активное участие в строительстве Турецкой Республики. И к 2020-му году в Казани планируется открыть Музей татарской эмиграции, где основная часть экспозиции будет посвящена этим «идеологам татарской государственности».)

В 1927 году книга Г. Исхаки «Идель-Урал» была сразу же переведена на английский и французский языки. При этом ставилась цель — заинтересовать правительства империалистических стран в этом сепаратистском проекте и получить от них финансовую поддержку (что и удалось реализовать). Проект поддержала разведка Польши, активно сотрудничавшая с английской спецслужбой Intelligence Service. В результате, «Комитет независимости Идель-Урала» перебрался в Польшу, под крыло II отдела Экспозитуры (военной польской разведки). И в 1928 году, под влиянием той же Экспозитуры, в Варшаве создается так называемый клуб «Прометей», в рамках которого польская разведка координировала деятельность отдельных националистических групп российских эмигрантов. Так, в декабре 1929 года в картотеке разведывательного управления в Варшаве на Г. Исхаки была заведена карточка под именем «Шольц».

В 1933 году книга «Идель-Урал» была издана в Берлине и стала программой к действию для татарской антисоветской эмиграции, которую возглавил сам Г. Исхаки.

В исследованиях, посвященных истории отечественных спецслужб, подробно описана работа польских разведструктур с организацией «Прометей», а также с германской и японской разведками. Согласно этим источникам, большая часть «прометейских» деятелей довольно скоро стала оказывать услуги немецким спецслужбам. А в 1937–1938 годах клуб «Прометей» по факту превратился в гитлеровскую агентуру. В германских спецотчетах того времени встречается и упоминание о Гаязе Исхаки (или Айасе Исхаке): «К 1930 г. в Варшаве было образовано что-то вроде руководящего центра «прометеизма». Отсюда высылались инструкции для различных «прометейских» отделов и секций, организованных в Париже, Финляндии, Турции и в Харбине. Варшава посылала «прометейских» деятелей в качестве инструкторов также и в другие отделы и страны в целях постановки «прометейской» работы. Айас Исхак направился с этой целью в Финляндию и Харбин в 1932 году».

В 1930-е годы западные разведки стали более активно работать с эмигрантскими группами из Советской России. В то время на Дальнем Востоке за пределами СССР проживало около 20 тысяч татар. Одна часть уехала еще в начале ХХ века на строительство КВЖД, другая покинула Россию во время Гражданской войны, с войсками Колчака и атамана Семенова. Целью Г. Исхаки было объединение татарской эмиграции с группами других национальностей для ведения подрывной работы против СССР. Стремясь к практическому воплощению этой идеи Г. Исхаки в 1933 году трижды обращался с этой идеей к офицерам польской разведки и предлагал отправить его в Манчжурию и Японию с миссией, которая предусматривала военные акции.

В докладной записке Исхаки писал: __«[Необходимо]... Создать военную организацию независимости «Идель-Урал» с тем, чтобы... [она] организовала боевые части из татар и готовила их на борьбу за независимость... Войти в контакт с японскими военными и дипломатическими кругами, познакомить и заинтересовать нашими стремлениями и чаяниями... Доказать японцам необходимость переброски туда наших военных сил и просить в этом их поддержку...»

В результате, в Варшаве Исхаки помогли установить связь с военной разведкой Японии и прибыть на Дальний Восток, где он работал до 1935 года.

Советская разведка знала о подрывной деятельности татарских националистов, об их связях с японской и германской спецслужбами. В рамках дела 1938 года о шпионско-повстанческой организации «Идель-Урал» было выявлено несколько очагов националистического движения, включая Казань и другие города Татарии, зарубежные центры в Германии, Турции, Маньчжурии. Согласно показаниям задержанных, готовилось вооруженное выступление татарских националистов в нашей стране в момент германской и японской интервенции. Само государство «Идель-Урал» должно было стать буфером между Японией и СССР и находиться под японским протекторатом.

До начала Второй мировой войны Г. Исхаки активно работал с японской и германской разведками, а клуб «Прометей» являлся координационным центром «антибольшевистского освободительного движения народов».

Охлаждение отношений между нацистами и Г. Исхаки наступило в момент, когда Германия заключила пакт о ненападении с СССР. Слишком открытая антисоветская деятельность Исхаки не отвечала на тот момент политической конъюнктуре. Но на протяжении первой половины 40-х годов нацисты не прерывали контакты с лидером татарской эмиграции, перебравшимся сначала в Великобританию, а затем в Турцию.

Для опровержения связей Г. Исхаки с фашистской Германией многие библиографы татарского писателя приводят тот факт, что он отклонил предложение нацистов возглавить процесс формирования подразделения вермахта «Идель-Урал», состоявшего из коллаборационистов, представителей поволжских народов (преимущественно из татар).

Однако существуют архивные источники, согласно которым, при встрече с представителями германского командования летом 1942 года Г. Исхаки выдвинул условия сотрудничества, которые нацисты отвергли. Среди них, «четкие гарантии создания Волжско-Уральского государства и независимость командования «Восточного легиона»...»

Таким образом, лидер татарской эмиграции, ненавидевший наше государство, просто не смог сторговаться с фашистами.

Умер Г. Исхаки в 1954 году в Турции. В своем завещании он якобы написал, чтобы его останки перевезли в Казань, когда Татарстан «освободится от засилья чужеземцев».

Так как под «чужеземцами» этим ненавистником России понимались русские, то Г. Исхаки со времен горбачевской перестройки и по нынешнее время является для татарских националистов и многих представителей региональной элиты не только светочем национальной культуры, но и символом «борьбы за независимое государство».

Справедливости ради следует сказать, что в конце 80-х группа авторитетных историков, зная, кем в действительности был Г. Исхаки, выступили против его героизации. Однако их голоса потонули в потоке публикаций и передач, создавших миф о «великом борце за свободу татарского народа».

Именем Исхаки была названа улица в Казани, а на малой Родине писателя в с. Яуширма существует музейный комплекс. Периодически проводятся выставки и конференции, посвященные Г. Исхаки; Союзом писателей РТ учреждена соответствующая премия. Уже выпущено 12 томов из 15-томного собрания сочинений писателя (по произведениям которого ставятся спектакли и снимаются фильмы). Творчеству Г. Исхаки посвящены многочисленные статьи, кандидатские и докторские диссертации, исследования и монографии.

Для чего татарской элитой в качестве «национальных героев» (и Г. Исхаки здесь только самый яркий пример) преподносятся агенты иностранных разведок, коллаборационисты, идеологи разрушения России, работавшие на обострение межнациональных отношений в нашей стране? (Заметим, что они ставятся в один ряд с теми представителями великого татарского народа, которые вместе с другими народами СССР спасли мир от «коричневой чумы» XX века!)

Неужели настала пора воспользоваться их опытом для очередного испытания на прочность российской государственности?

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER