Татарский «Прометей»
В Республике Татарстан (РТ) часть местной элиты продолжает борьбу за отмененное осенью 2017 года федеральным центром обязательное изучение в школах татарского языка (которое осуществлялось в ущерб русскому). Некоторые республиканские СМИ по-прежнему ведут информационно-пропагандистскую кампанию, направленную на «защиту татарской идентичности» (притом, что никто на эту идентичность не посягает, а федеральные власти просто пытаются учесть интересы порядка 40 % русскоязычного населения республики). И при этом все чаще в своих выступлениях отдельные представители власти и националистических организаций Татарстана адресуются к национальным авторитетам, работавшим в свое время на подрыв российской государственности.
Так, 3 августа 2017 года на Всемирном конгрессе татар, проходившем в Казани в самом начале специально инспирированной местными властями кампании «по защите национального языка», глава Татарстана Рустам Минниханов заявил: «Сегодня татарский мир богат именами, получившими широкую известность в мире и России. Нас объединяет то, что мы татары... Оставившие глубокий след в истории Гаяз Исхаки, Садри Максуди... целая плеяда деятелей культуры и искусства, наши ученые хорошо известны в мире». (Обратим внимание на то, что в своем выступлении глава республики упомянул сторонников отделения Татарстана и Башкортостана от России, идеологов такого известного в XX веке проекта по построению национального государства башкир и татар, как «Идель-Урал».)
А 20 февраля 2018 года в Казани активисты националистической организации Союз татарской молодежи «Азатлык» выступили с требованиями «создать в столице республики музей, посвященный одному из главных идеологов современной татарской государственности Гаязу Исхаки и установить ему памятник».
Рассмотрим самые «яркие» эпизоды из биографии татарского писателя и публициста, одного из лидеров национального движения Гаяза Исхаки (1878–1953), 140-летие которого было отмечено в Татарстане 23 февраля.
В начале ХХ века сын сельского муллы, начинающий писатель Г. Исхаки был известен как (состоявший в партии эсеров) непримиримый борец с царским режимом. За революционную деятельность он неоднократно подвергался аресту, отбывал ссылку в Архангельском крае. Борьба против царизма нашла отражение и в литературном творчестве писателя. Например, в одном из своих романов «Вымирание татар через 200 лет» автор рисует трагическую картину «гибели татарской нации», исходя из бедственного положения своего народа в Российской империи в начале ХХ века. (Отметим, что среди татарской интеллигенции довольно часто обсуждается именно эта, так называемая пророческая книга.)
С 1917 года (после Февральской революции, а затем — победы большевиков в октябре 1917) в России резко активизировались силы, стремившиеся к созданию национально-культурной автономии татар Поволжья и Урала, а в дальнейшем к отделению данных территорий от России. Для этих целей татарскими националистами были созданы новые органы власти, куда входил Г. Исхаки и С. Максуди (выступавшие за создание отдельного самостоятельного Штата «Идель-Урал»).
Победа большевиков в Гражданской войне и установление советской власти в Поволжье и на Урале поставили крест на реализации сепаратистских планов Г. Исхаки (который оказался в 1920 году в эмиграции).
Тогда же, в 1920-м году, в Париже, Исхаки создает «Комитет независимости Идель-Урала». А с 1926 года он, при поддержке военного министра и премьера Польши Ю. Пилсудского (с которым татарский писатель познакомился еще 1912-м в архангельской ссылке), принимает участие в создании движения «Прометей», куда вступали представители так называемых малых народов бывшей Российской ммперии. Целью организации «Прометей» было расчленение Советской России по границам национальных республик — создание отдельных государств: Белоруссии, Украины, Грузии, Азербайджана, Армении, Туркестана... Предполагалось разрушить и самую большую республику — РСФСР (подразумевалось отторжение территорий Карелии, Коми, Крыма, Кубани, Дона, Северного Кавказа, «Идель-Урала»).
В 1927 году во Франции на русском языке выходит программное произведение Г. Исхаки «Идель-Урал», где рассматривается история тюркоязычных народов (в том числе турок, татар, башкир и чувашей) в регионе Поволжья и Предуралья от древних времен до «русского ига». При этом автор настаивает на выделении территорий, населенных тюрками, в независимое от России государство Идель-Урал. (Забегая чуть вперед, отметим, что идеи пантюркизма (политической консолидации тюркских народов) развивали еще два соотечественника Г. Исхаки (также, как и он, похороненные в Турции) — это Садри Максуди и Юсуф Акчура, в 1920-е годы принимавшие активное участие в строительстве Турецкой Республики. И к 2020-му году в Казани планируется открыть Музей татарской эмиграции, где основная часть экспозиции будет посвящена этим «идеологам татарской государственности».)
В 1927 году книга Г. Исхаки «Идель-Урал» была сразу же переведена на английский и французский языки. При этом ставилась цель — заинтересовать правительства империалистических стран в этом сепаратистском проекте и получить от них финансовую поддержку (что и удалось реализовать). Проект поддержала разведка Польши, активно сотрудничавшая с английской спецслужбой Intelligence Service. В результате, «Комитет независимости Идель-Урала» перебрался в Польшу, под крыло II отдела Экспозитуры (военной польской разведки). И в 1928 году, под влиянием той же Экспозитуры, в Варшаве создается так называемый клуб «Прометей», в рамках которого польская разведка координировала деятельность отдельных националистических групп российских эмигрантов. Так, в декабре 1929 года в картотеке разведывательного управления в Варшаве на Г. Исхаки была заведена карточка под именем «Шольц».
В 1933 году книга «Идель-Урал» была издана в Берлине и стала программой к действию для татарской антисоветской эмиграции, которую возглавил сам Г. Исхаки.
В исследованиях, посвященных истории отечественных спецслужб, подробно описана работа польских разведструктур с организацией «Прометей», а также с германской и японской разведками. Согласно этим источникам, большая часть «прометейских» деятелей довольно скоро стала оказывать услуги немецким спецслужбам. А в 1937–1938 годах клуб «Прометей» по факту превратился в гитлеровскую агентуру. В германских спецотчетах того времени встречается и упоминание о Гаязе Исхаки (или Айасе Исхаке): «К 1930 г. в Варшаве было образовано что-то вроде руководящего центра «прометеизма». Отсюда высылались инструкции для различных «прометейских» отделов и секций, организованных в Париже, Финляндии, Турции и в Харбине. Варшава посылала «прометейских» деятелей в качестве инструкторов также и в другие отделы и страны в целях постановки «прометейской» работы. Айас Исхак направился с этой целью в Финляндию и Харбин в 1932 году».
В 1930-е годы западные разведки стали более активно работать с эмигрантскими группами из Советской России. В то время на Дальнем Востоке за пределами СССР проживало около 20 тысяч татар. Одна часть уехала еще в начале ХХ века на строительство КВЖД, другая покинула Россию во время Гражданской войны, с войсками Колчака и атамана Семенова. Целью Г. Исхаки было объединение татарской эмиграции с группами других национальностей для ведения подрывной работы против СССР. Стремясь к практическому воплощению этой идеи Г. Исхаки в 1933 году трижды обращался с этой идеей к офицерам польской разведки и предлагал отправить его в Манчжурию и Японию с миссией, которая предусматривала военные акции.
В докладной записке Исхаки писал: __«[Необходимо]... Создать военную организацию независимости «Идель-Урал» с тем, чтобы... [она] организовала боевые части из татар и готовила их на борьбу за независимость... Войти в контакт с японскими военными и дипломатическими кругами, познакомить и заинтересовать нашими стремлениями и чаяниями... Доказать японцам необходимость переброски туда наших военных сил и просить в этом их поддержку...»
В результате, в Варшаве Исхаки помогли установить связь с военной разведкой Японии и прибыть на Дальний Восток, где он работал до 1935 года.
Советская разведка знала о подрывной деятельности татарских националистов, об их связях с японской и германской спецслужбами. В рамках дела 1938 года о шпионско-повстанческой организации «Идель-Урал» было выявлено несколько очагов националистического движения, включая Казань и другие города Татарии, зарубежные центры в Германии, Турции, Маньчжурии. Согласно показаниям задержанных, готовилось вооруженное выступление татарских националистов в нашей стране в момент германской и японской интервенции. Само государство «Идель-Урал» должно было стать буфером между Японией и СССР и находиться под японским протекторатом.
До начала Второй мировой войны Г. Исхаки активно работал с японской и германской разведками, а клуб «Прометей» являлся координационным центром «антибольшевистского освободительного движения народов».
Охлаждение отношений между нацистами и Г. Исхаки наступило в момент, когда Германия заключила пакт о ненападении с СССР. Слишком открытая антисоветская деятельность Исхаки не отвечала на тот момент политической конъюнктуре. Но на протяжении первой половины 40-х годов нацисты не прерывали контакты с лидером татарской эмиграции, перебравшимся сначала в Великобританию, а затем в Турцию.
Для опровержения связей Г. Исхаки с фашистской Германией многие библиографы татарского писателя приводят тот факт, что он отклонил предложение нацистов возглавить процесс формирования подразделения вермахта «Идель-Урал», состоявшего из коллаборационистов, представителей поволжских народов (преимущественно из татар).
Однако существуют архивные источники, согласно которым, при встрече с представителями германского командования летом 1942 года Г. Исхаки выдвинул условия сотрудничества, которые нацисты отвергли. Среди них, «четкие гарантии создания Волжско-Уральского государства и независимость командования «Восточного легиона»...»
Таким образом, лидер татарской эмиграции, ненавидевший наше государство, просто не смог сторговаться с фашистами.
Умер Г. Исхаки в 1954 году в Турции. В своем завещании он якобы написал, чтобы его останки перевезли в Казань, когда Татарстан «освободится от засилья чужеземцев».
Так как под «чужеземцами» этим ненавистником России понимались русские, то Г. Исхаки со времен горбачевской перестройки и по нынешнее время является для татарских националистов и многих представителей региональной элиты не только светочем национальной культуры, но и символом «борьбы за независимое государство».
Справедливости ради следует сказать, что в конце 80-х группа авторитетных историков, зная, кем в действительности был Г. Исхаки, выступили против его героизации. Однако их голоса потонули в потоке публикаций и передач, создавших миф о «великом борце за свободу татарского народа».
Именем Исхаки была названа улица в Казани, а на малой Родине писателя в с. Яуширма существует музейный комплекс. Периодически проводятся выставки и конференции, посвященные Г. Исхаки; Союзом писателей РТ учреждена соответствующая премия. Уже выпущено 12 томов из 15-томного собрания сочинений писателя (по произведениям которого ставятся спектакли и снимаются фильмы). Творчеству Г. Исхаки посвящены многочисленные статьи, кандидатские и докторские диссертации, исследования и монографии.
Для чего татарской элитой в качестве «национальных героев» (и Г. Исхаки здесь только самый яркий пример) преподносятся агенты иностранных разведок, коллаборационисты, идеологи разрушения России, работавшие на обострение межнациональных отношений в нашей стране? (Заметим, что они ставятся в один ряд с теми представителями великого татарского народа, которые вместе с другими народами СССР спасли мир от «коричневой чумы» XX века!)
Неужели настала пора воспользоваться их опытом для очередного испытания на прочность российской государственности?